Профильные и прикладные курсы, или по старому говоря ,спец предметы не должны быть самоцелью или поводом для того, чтобы можно было поставить галочку и отрапортовать – у нас есть профильные и прикладные предметы, мы идем в ногу с современной педагогической наукой. Кроме определенного комплекса знаний, умений и навыков хотелось бы привить любовь к «своему» предмету и гордость за то, что «мы» знаем больше, чем другие, а также развивать качества личности. Попытаюсь пояснить на некоторых примерах, относительно профильного курса по английской литературе. Весь мир читает Гарри Поттера на родных языках, а «мы» можем и по-английски, да еще и проанализировать и сравнить с другими произведениями жанра фэнтэзи и проследить развитие некоторых образов, архетипичных для этого жанра. Все идут на фильм «Беовульф» и, кроме специалистов, не знают, что этот фильм снят (как бы то ни было) по англо-саксонскому эпосу – а «мы» и отрывок на древне-английском читали! У всех на слуху имя Ричарда Львиное Сердце, но именно «мы» знаем, что Ричард был еще и трубадуром и внуком первого Трубадура в истории! Нет в просвещенном мире человека, который не знал бы кто такой король Артур – а «мы» еще и ищем новые, современные и нестандартные версии происхождения короля Артура и его рыцарей и выдвигаем свои!
При относительном стремлении к чтению все-таки есть стремление к знаниям и хочется, чтобы кто-то, а лучше, чтобы этот кто-то был учителем, хоть что-то выдающееся рассказал. Вот и приходиться подбирать учебный материал с определенной долей сенсационности. Не считаю, что это плохо. Любое стремление к накоплению знаний должно приветствоваться!
Думаю, что не открою Америку, если скажу, что наши ученики весьма однобоко развиты. Может быть это и хорошо, современная жизнь требует узкой специализации. Но все же… …..Читаем сонеты Шекспира. Изучаем темы и героев сонетов ,философию позднего Ренессанса. Сложно. Непросто объяснить восхищение молодостью и красотой юноши, а не девушки, очень непросто, но приходится, иначе ученики не будут нам доверять. Но вдруг кто-то из учеников говорит, что последние строчки восемнадцатого сонета : “ So long as men can breathe or eyes can see, So long lives this and this gives life to thee.” совпадают со строками из Владимира Высоцкого: «Я дышу, и значит — я люблю! Я люблю, и значит — я живу!» («Баллада о любви»В.Высоцкий) Значит дошли и мысли, и чувства двух Бардов до наших учеников! Значит возможно достучаться до них, нужно только чуть-чуть постараться. …..Тот же Шекспир, его высказывания, пытаемся разобраться, что значит –«Весь мир театр…» и «Человек-хозяин своей судьбы», и кто-то из ребят говорит, что на самом деле есть такое ощущение, как будто нами кто-то манипулирует-играет, и все наше будущее предначертано свыше. Это страшно, но это может быть первые философские изыскания старшеклассников и здесь очень важно направить их в нужное русло. А это можно и должно делать на уроках английской литературы. Так что, профильный курс, в данном случае, английской литературы, не самоцель, а инструмент, при помощи которого наши будущие граждане смогут открывать новые запасники знаний и анализировать бессмертные творения гения на английском языке!
Источник: http://Ануш Бондарева. Поликультурное образование. |