О.Н. Костина Английский язык – проекты и исследования на уроке. Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления. 071400, РК, г. Семей, ул. Кабылбаева 32; тел.: 8 (7222) 53-24-33, 53-37-47, 53-18-88. Адрес в интернете: www.semey.isfp.kz, www.nis.kz. e-mail: olgakostina58@gmail.com В современном стремительно меняющимся мире школа меняет традиционный подход к обучению, как системе усвоения определенной суммы знаний по отдельным предметам. За последние десятилетия происходит ускорение темпов развития общества. В результате меняются требования к выпускникам и вот уже школа должна готовить своих учеников к жизни в новых условиях, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Новое тысячелетие принесло новый подход к обучению и во многих странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для школ Казахстана, все более широкую поддержку получает теория о том, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Ключевые компетенции не образуются на пустом месте, они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90 % учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность; около 70 % опрошенных учащихся физико-математического профиля обучения хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью в рамках изучения учебных дисциплин, а также ежегодное увеличение числа участников школьников научных конференций. Проектная деятельность на уроках английского языка имеет огромное значение для успешной реализации коммуникативной задачи обучения, равно как и установления достаточно высокого уровня владения грамматикой языка. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Рассматривая преимущества метода в плане применения на уроках английского языка, можно взять за основу тот фактор, что составляя опорные схемы пересказа текста, учащиеся значительно улучшают свои показатели. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня знания английского языка, она дает возможность более способным детям показать, на что они способны, в то время, как учащиеся, имеющие определенные пробелы, могут взять полезную информацию и от своих одноклассников. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации натакого рода деятельность. На современном этапе цели образования определяют общее направление всей системы образования. Они направлены на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности. Этот вопрос является крайне актуальным, о чем свидетельствуют работы Л.Е. Андреевой, И.А. Зимней, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, Ю.В. Фролова, А.А. Шаповалова, В.Д. Шадрикова и др. Что же лежит в основе компетентностного подхода к урокам английского языка? Основой компетентностного подхода к образованию в плане английского языка является приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности Компетентностный подход является одной из важнейших мировых тенденций при построении содержания образования, а результатом его усвоения является система развитых ключевых компетентностей ученика. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Особая роль в формировании ключевых компетентностей учащихся принадлежит проектной деятельности. Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства. Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью. Работа над проектами на уроках английского языка может носить длительный характер или сводится к рамкам одного урока. Например, на уроке в 9 классе учащимся предложена тема «СОС! Спасите Землю!» После обсуждения проблемы всей группой выявляются направления деятельности человека, угрожающие будущему земли. Учащимся предложено подумать о том, как спасти планету от катастрофы. В сильных группах обсуждение проходит на английском языке, более слабые в плане языка дети на начальном этапе могут говорить на родном языке. Неплохой идея является вариант оформления своих мыслей в письменной форме. Дальнейшим звеном цепи является обсуждение проекта в группах, которые следует подбирать произвольно, методом случая, для того, чтобы избежать подбора групп по узким интересам и отвлечения обсуждения главного вопроса. Каждая группа состоит из 3 учеников, им следует выработать проект спасения планеты земля по одному из предложенных направлений: исчезающие виды животных, загрязнение атмосферы и воды, избавление от ядерных отходов, политические конфликты, голод, терроризм. Приветствуется рисунок-схема проблемы и пошаговые варианты решения проблемы, например: К 2015 году ученые придут к соглашению о переходе к жизни под водой, так как экосистема земли не сможет обеспечить все потребности населения, к 2020 году начнется строительство домов на дне океана, которое будет продолжаться 30 лет и в результате все население земли переселяется на дно моря и океана. Роль учителя заключается в помощи в плане языка, а также учитель может помочь с идеей проекта, так как учащиеся часто испытывают затруднения. Учитель выполняет функцию катализатора, наталкивая учащихся на самые неожиданные варианты решения проблемы, начиная с переселения на дно океана и заканчивая изобретением эквивалентного вида топлива на основе продуктов жизнедеятельности организмов. Проекты, проводимые в рамках одного урока, являются мини-проектами. При прохождении каждого модуля учащимся предлагается тема для решения более длительного характера. Так например, учащимся 7 класса предлагается разбиться на группы, выбрать узкую тему в рамках общей, работать совместно в течение 4-8 недель. С учетом научных рекомендаций и передового опыта учителей школ в ходе реализации в учебном процессе проектной методики должны соблюдаться следующие этапыработы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов. Погружение в проект предполагает: вступительное слово учителя, определение темы и постановка учебной задачи, обсуждение вопросов. Постановка учебных задач: первая задача формулируется учащимися после определения темы урока и записывается на доске; вторая – формулируется и записывается в ходе организации деятельности по выполнению проекта) Результат (доклад; памятка; буклет; плакат; стенгазета, фотогазета; макет; компьютерный слайд-фильм (презентация), альбом и т.д.) Таким образом, проектная деятельность учащихся на уроках английского языка является важным звеном в процессе образования личностно-ориентированных ключевых компетенций учащегося в формате перехода к новой системе образования. Английский язык является связующим компонентом выполнения проектов в различных областях знаний и выполнение проектной работы, направленной на повышение базовых компетенций, заслуживает самого пристального внимания со стороны педагогов. Список литературы: 1. А.А. Шаповалова. Проектная деятельность как средство усвоения нового материала.- Москва, 2007 2. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. – М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002. 3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. 4. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. – Оренбург, 2001. 5. www.1553.ru 6. www.issl.dnttm.ru 7. http://schools.keldysh.ru/labmro 8. www.researcher.ru
|