Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2007 » Май » 23 » Предназначение человека – в добрых делах
2:57 AM
Предназначение человека – в добрых делах
Уважаемые посетители сайта! Просим вас обратить внимание на обновленной сайт Дети Казахстана. (См. друзья сайта) Лиги женщин творческой инициативы. На этом сайте мы может увидеть большое количество документов, касающихся усыновление детей, патронатного воспитания, полезные материалы для родителей, работников детских домов, игры, интересную литературу для, словом, все, что касается семьи и ребенка! Добро пожаловать на сайт! 
У нас в гостях - председатель правления общественной организации «Лига женщин творческой инициативы» Асия Хайрулина.  

- Асия,  вы проводите большую работу, связанную с детьми-сиротами, работаете с опекунами, патронатными родителями, детскими домами. Почему вы решили заниматься именно этой работой?

- Самое главное,  нам хотелось бы привлечь к проблеме обездоленных детей как можно больше людей. Мне пришлось самой столкнуться со всем  этим и я поняла,  как много в нашей стране детей, оставшихся без попечения родителей.   Некоторые люди сегодня, к сожалению, считают, что это не их вопрос. «Пусть о детях-сиротах заботится кто угодно, но только не я», - думает кто-то. - Я им сочувствую, переживаю за них, но что  могу поделать?» Это неправильно.

Когда я все это увидела, то была так потрясена, что решила  работать в этом направлении, хотя сама по профессии художник. Сказала: «Буду работать для того, чтобы хоть какая-то часть этих детей стала счастливой».

- Вы  занимаетесь патронатным воспитанием, работаете с опекунскими семьями. Надеетесь, что наступит такой момент, когда всех детей разберут по домам и детей-сирот не будет вообще?

-  Я не настолько витаю в облаках. К сожалению, проблему мы не решим, даже если представим невероятное:  всех  детей-сирот разберут  по домам.  Увы, постоянно будут появляться все новые и новые дети, нуждающиеся в помощи. Тем не менее,  наше общество должно все сделать для того, чтобы повернуться лицом к маленьким гражданам страны. Не только к сиротам, но и тем детям, у которых есть родители. Нужно, чтобы каждая семья дорожила своими  детьми, чтобы делала их счастливыми, чтобы ребята никогда  не оказывались в одиночестве. Зачастую и родители забывают, что детям нужна любовь, что с ними  надо общаться, разговаривать, любить их. Ведь если ребенок вырос без любви, он в будущем точно так же будет относиться  и к своим детям.

На Западе одно время многие матери вообще перестали рожать детей и стали заниматься собой - карьерой, развлечениями, внешностью, хобби. Забыли о своем главном предназначении. Сейчас подобное происходит у нас.

- Вы надеетесь, что эти вопросы можно решить силами общественных организаций?

- Нет, конечно. Но общественные организации могут повернуть государство к решению этих вопросов. У нас есть много хороших и умных законов на этот счет, но на деле они, к сожалению, не работают. У нас имеются такие факты. Ребенок, которого крайне необходимо устроить в семью, остается «бесхозным», на него никто не обращает внимания. То нет нужного специалиста, который обратил бы на него внимание, то денег нет… Часто ребята, попавшие в детский дом, остаются там навсегда. Забота о таких детях-сиротах детях, оставшихся без попечения родителей,  должна быть возведена в ранг государственной политики. Одно из направлений нашей работы – влиять на государство в этом плане.

Еще мы хотим сделать так, чтобы как можно больше казахстанцев захотели поучаствовать вв проблемах детей-сирот.

- То количество детей, которых  берут в приемные семьи – капля в море. А с детскими  домами вы работаете?

- Это еще одно направление нашей работы. Мы стараемся узнать  как можно больше об  потребностях детей, в них живущих,  почему они не сегодня не имеют того, что имеют дети, живущие в семьях. Очень важный вопрос: почему  бывшие детдомовцы оказываются  неподготовленными к взрослой жизни. Ведь многие из них просто  пропадают в ней!

- Недавно в прессе появилась жуткая информация о выпускнике детского дома, который в Южно-Казахстанской области сначала попал в рабство, а потом исчез бесследно…

- Мы планируем большой проект по трудоустройству этих детей, предотвращению наихудших форм их эксплуатации. У них слабое образование, они не знают законы,  работают на низкооплачиваемых работах, сталкиваются с мошенничеством. Поэтому выпускников детских домов надо специально готовить к взрослой жизни, объяснять им  права и обязанности. Рассказывать о сложностях, с которыми они могут столкнуться, выйдя из стен детского учреждения. На базе Дома юношества г. Алматы сейчас создан информационный центр, который объединяет выпускников детских домов. Мы устраиваем для них тренинги. Выпускники детских домов, прошедшие эти тренинги, пойдут в детские  дома и будут там работать с воспитанниками. Ведь принцип «Равный -  равному» более эффективен. Если взрослый человек  начнет рассказывать детям, как надо жить, ему не слишком поверят, а вот когда к детям придет выпускник детского дома, такой же, как и они сами,  и расскажет им свою успешную историю,  эффект будет совсем другой.

 - А что приемные родители? Есть на сегодня из них очередь?

- Не скажу, что есть очередь, но желающие взять ребенка на воспитание, усыновить его есть. К сожалению, бывают случаи, когда приемные родители берут ребенка, а потом от него отказываются. Объяснений бывает много:  упрямый, не слушается, плачет, много болеет и так далее. Но возвращение в детский дом становится огромной травмой для ребенка! Вот почему одно из наших направлений – работа с приемными родителями. У нас есть большая методическая база на эту тему. Вместе с департаментом образования г. Алматы мы разработали программу «Школа приемных родителей». В эту школу могут придти все приемные родители: опекуны, попечители, патронатные воспитатели, усыновители. У нас уже  состоялось 4 занятия.

- Люди идут?

- Идут, но не так активно, как нам хотелось бы.  Народ у нас  закрытый, не желает свои проблемы с кем-то обсуждать.

- Я знаю, что у вас есть большая программа  по информированию специалистов органов опеки и попечительства при департаментах образования.

- Эти люди  – главные попечители детей, оставшихся без попечения родителей. Мы стараемся оперативно донести до них всю правовую информацию, которая имеется на сегодняшний день. Ведь здесь есть много положений, различных инструкций. К сожалению, не все специалисты органов опеки   владеют должными знаниями, информацией в этом направлении. Зачастую они выполняют огромное количество, так сказать, побочной работы, им бывает некогда разобраться  в судьбе каждого отдельного ребенка. Ведь они  не только защищают его  права, но и выполняют социальную работу. Исследуют условия проживания ребенка в семье, его окружение. Такой  специалист должен обладать знаниями социального работника, быть психологом. Поэтому мы проводим совместные занятия для приемных родителей и специалистов органов опеки, часто  нам заказывают проведение занятий на определенную тему.  

Ну и конечно, мы работаем на уровне тех людей, которые принимают решения, напрямую сотрудничаем с Республиканским комитетом по охране прав детей при Министерстве образования и науки РК. Проводим исследования, разрабатываем различные методические материалы.

- Что конкретно вы уже сделали?

- Провели ряд тренингов для детей  по профилактике насилия.  В ближайшее время будем проводить с ЮНИСЕФ мониторинг по соблюдению прав детей в детских домах и домах ребенка - в соответствии с конвенцией ООН и Законом Республики Казахстан. Это первый подобный мониторинг – детские дома у нас всегда считались особой областью воспитания, закрытой зоной, отгороженной от общества большим забором. Причем мы не хотим только проверять детские дома, но и сотрудничать с ними. Надеемся, что  мониторинг станет не разовым мероприятием, а постоянно действующей формой нашего сотрудничества. Поэтому мы привлекаем тех же директоров детских домов к разработке опросника, вместе разрабатываем  те инструментов, которые завтра будут применяться.

- Вы недавно вернулись из командировки в Швецию.

- В Швеции  проходил Международный семинар для организаций, которые занимаются семейным устройством детей-сирот. Кроме нашей делегации из стран бывшего СССР  присутствовала делегация из Белоруссии – ее представляли три организации.  Шведская организация, которая нас принимала,  называется «Адопшунссерум». Это центр усыновления, работает он 40 лет в 17 странах мира. Центр  занимается гуманитарными проектами, которые касаются оказания международной помощи детям, помогает многим общественным организациям на территории постсоветского пространства. Мы с ним  работаем  с 2002 года.

- Что на этот раз было интересно?

- Мы как всегда получили очень много ценной информации. Очень интересной показалась нам программа «Корни». Приемных детей согласно этой программе вывозят на их историческую родину, где они иногда даже встречаются со своими биологическими родителями. С одной из приемных матерей я разговаривала. Она сказала мне: «После поездки  в Корею  мне показалось, что круг наконец-то замкнулся. Было что-то недосказанное с тех пор,  как я взяла на воспитание приемных детей из Кореи. Они все время  спрашивали меня «Кто мы, откуда?» После их  встречи  со своей  биологической семьей все стало на свои места».

Очень понравилась нам встреча в открытом детском садике Спира для усыновителей и их детей.  В основном шведы  усыновляют детей из стран Африки и Азии, а им бывает трудно посещать обычные детские сады. Они не знают языка, у них другие лица, адаптация таких детей проходит  очень тяжело. Муниципалитет города Стокгольма специально создал для них открытый садик. В него приходят  родители вместе со своими детьми. Они там  играют, поют песенки, общаются со специалистами, детей там обучают различным навыкам. В садик ходят те  родители, которые находятся в декретном отпуске – или отец, или мать. Садик посещают много мужчин, что для нас необычно.

- А что, в самой Швеции бездомных детей нет?

- Прежде всего, у родителей в Швеции очень большие права. Там их вообще не лишают родительских прав. Никогда. Поэтому национального усыновления в Швеции  практически нет. Конечно, и шведского ребенка может взять приемная семья, но у нее нет на него никаких прав кроме воспитательных. Сейчас, правда, в Швеции идет разговор о том, что если ребенок сильно привязался к приемной семье и видно, что биологическая семья никогда не будет им заниматься, надо сделать так, чтобы функции опеки были полностью переданы приемной семье. Об этом очень серьезно говорят, пытаясь сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

Вообще  в Швеции мощно построена вся система отслеживания неблагополучия в семье. В одной районной муниципальной службе нам рассказали, как они работают с неблагополучными семьями. Там разработан целый комплекс мер. Сначала все делается для того, чтобы реабилитировать семью. В приют ребенка никогда не отправляют одного, туда едет вся семья: реабилитируют одновременно и маму, и папу, и ребенка.  И только когда видят,  что маму с папой реабилитировать невозможно, ребенка помещают в приемную семью. Есть профессиональные приемные семьи, которые проходят специальную подготовку. Есть дежурные семьи  – для краткосрочного пребывания ребенка в кризисной ситуации в семье.  Иногда бывает необходимо срочно  изолировать ребенка от семьи,  а потом уже искать для него  постоянную семью.  Многое при выборе семьи зависит от возраста ребенка, его характера, здоровья. Приемная семья должна четко соответствовать потребностям ребенка.  Обратите внимание, ребенка отправляют не в детский дом, а семью!

Интересна частная школа, в которую  посылают детей с проблемами в поведении и которые нуждаются в реабилитации.  Эта школа выполняет заказ государства.

Любопытной  для нас оказалась встреча с представителями крупнейшего в Стокгольме рекламного бюро. Они провели бесплатную кампанию, касающуюся вопросов усыновления. Сделали ряд билбордов на остановках, рекламу на телевидение, вкладыши в ежедневные газеты. Здесь есть очень тонкие вещи. Белорусы, например,  показали свой рекламный ролик. Стоят сироты – братик с сестренкой, а мимо проходят люди. Но люди, которые проходили мимо них, актеры, а сироты были настоящие. Кто знает, что происходило в это время в их сердцах? Во время разбора этого ролика мы для себя поняли очень многие вещи. Например, что не надо делать в рекламе.

Узнали мы, что в Белоруссии  вообще нет международного усыновления, зато создан Национальный центр усыновления, который не входит  ни в одну государственную структуру.  Он занимается только одним конкретным вопросом – устройством детей в семьи. Имеет мощные полномочия. Там очень хорошие результаты.

Мы тоже  работаем. Главное, у нас в стране есть люди, которые готовы поменять что-то в жизни  детей-сирот.

- Люди из  неправительственных организаций?

- В том числе и из неправительственных. Опыт накапливается в общении.

- Каковы ваши общие впечатления от Швеции?

- В Швеции человек чувствует себя  значимым. Там в воздухе словно  разлито уважение ко всему. Чувствуется, что люди там ведут безопасное существование, очень дружелюбно относятся друг к другу.

- Что бы вы хотели пожелать читателям газеты, ведь так или иначе всех нас в жизни окружают дети.

- Думаю, начать нужно с собственных детей. Пусть каждый родитель отнесется  к своему родному ребенку так, как он этого заслуживает. Сделать счастливым одного ребенка – это уже много значит. Один священнослужитель, выступая недавно  на российском канале «Культура», сказал: «Есть люди, которые делают зло, а есть те, кто не делает зла, но при этом ничего не делают».  А предназначение человека все же сделать что-то доброе. Не просто сопереживать тем же обездоленным детям, а сделать хотя бы немножко чего-то хорошего для них. Не проходить  мимо.

Интервью брала Людмила Мананникова.

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1133 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-14, 1:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru