Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2014 » Апрель » 26 » Экзамен с высокой ставкой
2:57 PM
Экзамен с высокой ставкой

№ 60 (17899) от 08.04.2014
Кали АБДИЕВ, и. о. директора Национального центра тестирования, Астана
Сообщение о том, что ЕНТ больше проводиться не будет, вызвало бурное обсуждение в обществе. Такая реакция означает, что этот экзамен, внедренный в 2004 году, прочно занял свое место в системе образования. Такой вывод подтверждается и социологическим опросом, проведенным Ассоциацией социологов и политологов Казахстана в 2012 году. 69% респондентов относятся к ЕНТ лояльно и воспринимают его как приемлемую форму оценки знаний учащихся. Положительными моментами ЕНТ опрошенные считают возможность поступления в вузы в местах проживания (42,3%) и упрощение процедуры поступления в вуз (39,9%).
Однако в Государственной программе развития образования ставится задача о внедрении в 2015 году новых форматов итоговой аттестации и вступительного экзамена для поступающих в вузы. Эта программа была утверждена в конце 2010 года, и все это время шло обсуждение, какими же должны быть экзамены будущего. Попробуем разобраться, какие причины заставляют менять форму и содержание ЕНТ.
В первую очередь стоить отметить, что ЕНТ – это экзамен с "высокой ставкой". По его результатам решается очень многое: выпускник получает доступ к высшему образованию, право участвовать в конкурсе на получение государственного образовательного гранта, аттестата зрелости и знака "Алтын белгі". По итогам ЕНТ делаются выводы о качестве образования в целом по стране, а также в разрезе областей, районов и школ. С помощью одного-единственного экзамена решается очень много разных задач, что сильно сказывается на его организации. Опыт первых лет проведения ЕНТ показал, что эту "высокую ставку" надо снимать. Остановимся на одном важном вопросе: выполняет ли ЕНТ свои функции? Согласно закону "Об образовании", Единое национальное тестирование – одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенная со вступительными экзаменами в организациях образования, дающих послесреднее или высшее образование". Отсюда следует, что ЕНТ – это экзамен "два в одном": он одновременно выпускной и в то же время вступительный экзамен в вузы. Все недостатки и преимущества ЕНТ связаны именно с этим определением. Большой частью общества ЕНТ воспринимается как вступительный экзамен, дающий возможность участия в конкурсе на получение государственных образовательных грантов.Ежегодно снижается доля участников ЕНТ от общего количества выпускников школ (2009 год – 81%, 2010 год – 78%, 2011 год – 79%, 2012 год – 75%, 2013 год – 69%). Это является следствием того, что участие в ЕНТ обязательно только для тех, кто желает поступить в вуз в текущем году. ЕНТ де факто является только вступительным экзаменом в вуз. Внедрение нового формата ЕНТ связано с необходимостью снятия такой неопределенности. Функция итоговой аттестации не выполняется в полной мере с первого года внедрения ЕНТ. Количество его участников никогда не было стопроцентным. В прошлом году доля не участвующих в ЕНТ достигла более 30%. Это означает, что по итогам ЕНТ нельзя делать выводы о качестве среднего образования в Казахстане. Тем более что в числе тех, кто не участвует в ЕНТ, есть не только учащиеся с невысоким уровнем знаний. Таких выпускников школы стараются не допускать к участию в ЕНТ либо они сами не выбирают вузы для продолжения обучения. Не участвуют также победители и участники олимпиад, научных соревнований, то есть та категория выпускников, у которых знания могут быть на высоком уровне. В распоряжении Минобра нет и никогда не было общего анализа итоговой аттестации выпускников школ. Значит, нет и общей оценки качества среднего образования. Этому способствует и не совсем удачная шкала перевода баллов ЕНТ в традиционные отметки. Оценка "удовлетворительно" ставится за количество баллов от 4 до 13 из 25. При проведении традиционных экзаменов такая оценка обычно ставится за объем знаний не менее чем 50% от общего объема. Поэтому при переводе баллов ЕНТ в традиционные оценки мы получаем не совсем эквивалентное оценивание.Еще одним недостатком ЕНТ является содержание используемых заданий. Совмещение двух педагогических задач в одном экзамене не позволяет развивать содержание и формы тестовых заданий на одинаково высоком качественном уровне. Тест ЕНТ составляется по минимальным требованиям государственных образовательных стандартов: одни и те же задания предъявляются как выпускнику школы с углубленным изучением математики, так и выпускнику обычной школы. Не учитываются разно-образие типов школ и требования, предъявляемые к уровню знаний выпускников по профильным дисциплинам вузов. В правилах ЕНТ сказано лишь, что балл по профильному предмету не должен быть ниже 7.
Поступающие в вузы, как правило, выбирают не специальности, а предмет. Это является следствием того, что дается возможность выбрать четыре специальности, для которых один и тот же предмет является определяющим. Например, при выборе биологии можно указывать такие разные специальности, как "общая медицина", "агрономия", "экология" и "учитель биологии". То есть выбор специальности не является осознанным, просто участник ЕНТ оценивает свою возможность получения образовательного гранта. Все эти проблемы можно решить разделением ЕНТ на два самостоятельных экзамена. Выпускной экзамен должен учитывать реальные учебные планы и программы, реализуемые в разных типах школ. В экзамене на аттестат зрелости должны участвовать все выпускники школ. А в экзамене для абитуриентов, поступающих в вузы, должны быть учтены требования к уровню подготовки по профильным предметам для обучения на конкретные специальности.
Есть еще один положительный аспект внедрения нового формата ЕНТ – возможность вернуть доверие к школе и учителям. При раздельном проведении итоговой аттестации часть экзаменов можно проводить в самой школе, без участия наблюдателей. Если на итоговую аттестацию выносится пять дисциплин, то два или три из них можно проводить как внешний экзамен, а остальные – передать самой школе. Также рассматриваются варианты учета достижений учащихся школ при организации конкурса на присуждение грантов на обучение в вузах (оценки по предметам, средний балл аттестата, портфолио достижений). Открытым остается вопрос: каким должен быть "вес" таких достижений школьников?
Сейчас в аттестат ставятся результаты ЕНТ по пяти предметам. Этот документ оформляется в школе, подписывается его руководителями и учителями. А ведь ЕНТ принимают представители Минобра, то есть учителя подтверждают результаты экзамена, который они не принимали. Сертификат, который выдает госкомиссия по итогам ЕНТ, действует только до конца года. Поэтому нужно продумать вопрос о новой форме документов, выдаваемых по результатам итоговой аттестации. Например, отдельно указывать в аттестате результаты по учебным дисциплинам, которые принимались в виде внешних экзаменов.
Сейчас среди специалистов проходит обсуждение всех вопросов, связанных с будущим ЕНТ. Очевидно одно – ЕНТ не может оставаться в нынешней форме, оно должно меняться.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=94072

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 549 | Добавил: collegy | Теги: ЕНТ | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1753]
Новости Россия [381]
Портрет учителя [9]
Новости сайта [76]
Наш календарь [44]
Новости Планета [380]
Хочу все знать [196]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [110]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [50]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru