// ИТАР-ТАСС Я преподаю в вузе. Гуманитарном. Я против ЕГЭ по литературе, истории, мне очень не нравится форма ЕГЭ по русскому и структура оценки его. У ЕГЭ по этим предметам ситуация усредненности приводит в первую очередь к тому, что тот, кто знает больше, может сдать намного хуже. Скажем, при сдаче русского бессмысленно пользоваться набором знаний, помогающим в олимпиадах. Базовая оценка ЕГЭ не выявляет лучших, как это бывает на конкурсных экзаменах и олимпиадах (при нормальном их проведении), а отсеивает не подходящих под средний стандарт. И вот в отсеившихся могут оказаться лучшие. Приведу пример: несколько лет назад к нам поступал абитуриент, написавший за 4 часа 18 страниц сочинения. Он не мог меньше, он очень много знал! А в 3 части ЕГЭ больше 300 слов могут не проверять! 2 своих аргумента привел - молодец! Три - плохо, один лишний. Думаю, те же проблемы есть и в математике. Натасканные середнячки получают нормальные баллы, а у остальных могут быть проблемы. Страдают те, кто как-то выбивается из среднего уровня. Обезличенная проверка обезличенных тестов может стоить кому-то выбранной специальности, кто-то пойдет в армию и... Ну, мало ли что там бывает. Еще одна проблема - ответственность учителя. Наша мама сама понимает, что у ребенка не все хорошо в математике. Она боится экзамена и не знает, кто ей может помочь. Давайте скажем честно: до ЕГЭ она знала кто. Мама несла что-то учителю, директору и т.д., в результате по математике «3» было. Сейчас она боится «2». Но ведь учительница учила этого ребенка, она же ставила «3» в году, ребенок переходил из класса в класс. Иллюзия того, что все как-то так и завершится хорошо, у мамы всегда была. А ведь еще в моё время (я закончила в 1987) были второгодники, а до войны ежегодно сдавали экзамены - перейти из класса в класс автоматом было нельзя! Мне кажется, это главная проблема, вставшая с введением ЕГЭ. Надо не только ЕГЭ вводить, но и пересматривать всю систему учебы по крайней мере в 5-11. Бессмысленно делать решающим последний экзамен в жизни ребенка. Если ученик с 5 класса знает, что будет в сочинениях по 20 ошибок – будет переэкзаменовка по русскому или на второй год, что не решил в 6 классе итоговую контрольную – то же самое, то он ЕЖЕГОДНО будет работать над своими знаниями, а не вспоминать с интересом в 16 лет, что «х» и «у» в уравнениях - это не элементы неприличного слова. А у нас зачастую ставят «3» по математике, потому что девочка во всех школьных концертах «на пианине» играет. А «3» по русскому тому, кто за школу на районных соревнованиях по плаванию победил. Так давайте будем честными - почему мы лишь в 11 классе начинаем быть такими принципиальными? Я принимала вступительные экзамены 10 лет. Ежегодно был плач медалистов за «несправедливые» двойки, ежегодно родители пытались уверить приемную комиссю в том, что девочку надо взять, так как она без истории / литературы / англ.яз. жизни не представляет. И обезличенная форма экзаменов уберет из вуза все эти эмоции. Удобно, если будут присылать 400 сертификатов, а из них надо выбрать 100 лучших. Встают вопросы: 1. А если в 200 баллы совпадают? 2. А если «недобравший» балл совершил некую техническую ошибку (так бывает, поверьте) 3. А если в одном регионе писали с миллицией и глушилками, а в другом - учителя проверяли и потом велели исправить? И т.д. И в условиях нашей страны вопросы можно продолжать... Вспомните выложенные ночью перед ЕГЭ ответы, посмотрите в газете и в Интернете объявления «ЕГЭ - 100 %, готовит ЭКСПЕРТ ЕГЭ» (это прям тот, кто будет проверять). Почитайте недоуменные отклики уже через это прошедших - «почему 57 баллов в одном вузе считают как «5», в другом как «4»? И еще одно: как преподаватель вуза солидного, я не хочу, чтобы средний состав студентов был именно средним. Мне кажется, выход здесь может быть таким: пусть ведущие вузы страны разработают свою систему письменных заданий, которые МОГУТ быть сданы или вместе с ЕГЭ, или вместо него. Как сейчас олимпиады в МГУ. Тогда ребенок может решить - математику я знаю не очень, сдаю ЕГЭ, а вот историю и английский сдаю по вопросам истфака и иняза. Получу отличные результаты - пройду, и даже «2» по математике будет не страшно. И последнее: я люблю наблюдать забавные ситуации, возникающие из-за странностей нашей системы образования. Вот тут автор одного письма про 1,5 метра писал, так вот две истории «в довесок»: 1. Болгария. Курортный магазин. Два русских подростка лет по 12 имеют на двоих 7 левов, а купить хотят чипсы за 3,70; шоколадку за 2,50 и два сока по 1,20. При расчетах громко пытаются: перевести КАЖДУЮ сумму в рубли, потом пытаются (безуспешно) сложить полученные «рубли», а потом РАЗДЕЛИТЬ обратно. Это все, чтобы узнать, хватит ли им 7 левов. Ничего не выходит. В кассе им наконец сообщают, что денег не хватает. Один - другому: ну вот, а еще отличник! Обиженный ответ: у нас уже алгебра, а тут деньги! 2. Книжный магазин. Покупатель – молодой человек лет 18-20 – шевеля губами читает названия книг. Продавщица: молодой человек, помочь? Нет! - говорит, я сам. Проходит минут 20, он все же обращается за помощью. Народ вокруг тихо хихикает. Выясняется, что мама попросила купить для младшего брата «Дубровского», а ТАКОГО ПИСАТЕЛЯ В МАГАЗИНЕ не обнаружилось.... Думаю, проблема нашего среднего образования – не в неспособности сдать выпускные тесты. Что-то сломалось в средней школе, а то и в младшей, что выпускаем мы тех, кто 90 баллов за ЕГЭ имеет, а потом левы с Дубровским переумножает. http://www.gazeta.ru/education/2008/03/18_e_2671208.shtml
|