2:46 AM Одинокое дерево на берегу оврага Или О бедном учителе замолвите слово… |
Для начала - небольшой экскурс в собственное детство. Когда-то я училась в 56-й школе, в первом в Алма-Ате экспериментальном классе программистов, и между нашими учителями – математичкой Валентиной Афанасьевной Братковой и литератором Маргаритой Ивановной Шестаковой – шло негласное соревнование за наши сердца. Валентине Афанасьевне, блестящему учителю, были, как говорится, карты в руки. В нашем 10»А» учились, как нам казалось, будущие светила физики и математики. Мы не сомневались, что в будущем прославим своими открытиями родное Отечество, войдем в анналы истории. Маргарита Ивановна была очень эмоциональным учителем – какая родная словесность – без эмоций? Она вела в школе драмкружок, а за судьбы Пушкина и Лермонтова на её уроках мы переживали, как за судьбы наших ближайших родственников… Помню, как Валентина Афанасьевна, качаясь, вышла с урока литературы, посвященного смерти Пушкина. - Ну как я вам буду после такого урока рассказывать что-то про логарифмы, - вздохнула она перед своим уроком математики. Это, без сомнения, была игра, но какая игра! Конкуренция между нашими учительницами была настолько сильной, что я до самых вступительных экзаменов сомневалась, куда поступать – на журфак или мехмат, причем мечтала стать именно учительницей математики (как Валентина Афанасьевна!). Мехмат победил – к тому же, в то время физики были в почете, а лирике в загоне… Судьбы моих одноклассников сложились по-разному, но до сих пор половина класса поддерживает тесные связи с Маргаритой Ивановной (Валентина Афанасьевна - в Москве), а те, что живут в других городах, бывая в Алматы, обязательно заглядывают к ней на огонек… Так случилось, что после окончания университета учительницей математики я проработала всего два года, а потом судьба все же привела меня в газету. Но и там школа долгие годы была моей любимой темой. Я брала интервью у звезд союзной и казахстанской педагогики советского периода, переживала вместе с учителями перестройку общества и многочисленные реформы школы, да и сейчас среди педагогов имею много друзей, которым, увы, не сладко живется в нашем, мягко скажем, развивающемся капиталистическом обществе… А сегодня, я думаю, наша школа приблизилась к какому-то своему необратимому критическому барьеру… «Но сердце топтали в пыли безжалостные педагоги…» …Давайте сначала взглянем на школу глазами школьников. Я прошлась по нескольким школьным блогам Интернета, и у меня, как говорится, глаза на лоб вылезли. Вот некоторые сообщества, созданные в социальной сети mail.ru. (Орфографию оставляю без изменений.) Сообщество для тех, кто ржот на уроках и игнарирует учителя. Материте школу, учителей, деректоров школ и т.д.! Всем кому нравится издеваться над учителями – сюда! Cообщество «Школа – отстой» Кто ненавидит школу, всем сюда (около 3 тысяч участников). Интересы: для тех, кто в школе думает как не заснуть, искренне ненавидит учителей подлиз и заучек. Приглашайте друзей!!!!! А вот несколько «ударных тостов» из блогов: - Кто хочет сжечь школу? - я очень (очень очень) хочу - да зачем сжигать школу сразу на неё бомбу сбросить! - я сжигать не пробовала но ооооооооооооочень хочу! - Вы ненавидете школу так же как и я - люди ненавижу школу!!!! а вы? - ненавижу тупую школу - Душевная правда. - ВСЁ ЭТО ЧИСТАЯ ПРАВДА!!!!!!!!!!!!! - Я СО ВСЕМИ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА... - Школа отстой, уроки – г-о, только вставать придется все равно (рэп из Интернета) «Но сердце топтали в пыли безжалостные педагоги…» (Интернетская песенка) И как финал: Как же он достал этот учитель и бубнит и бубнит себе что-то возле доски, приглашаю всех приколоться над ним по взрослому сыграй в игру "Убей учителя", оторвись по полной. Если ты хочешь убить учителя тебе сюда. Мочи препода! Я не встречала в Интернете игру «Убей банкира», «Убей начальника» или, на худой конец, «Убей буржуя», а вот «Убить учителя» - пожалуйста. Я даже в эту игру поиграла. Берешь голову «любимого» учителя, вставляешь ее вместо головы училки, которая занудно ведет урок на экране компьютера, и начинаешь над учительницей измываться – садишь её на кнопку, приклеиваешь на спину картинку или карикатуру, и в конце концов, стреляешь в неё, она падает.. Прекрасная месть! Картинку на память можно разослать всем друзьям. Можно, конечно, сказать, что это не корректные примеры, отморозков везде хватает, особенно в Интернете - но вот примеры из жизни. …Вполне благополучная школьница, придя домой, зло передразнивает убогую непрофессиональную учительницу, у которой на уроке класс буквально «стоит на ушах». ...- Ненавижу Марью Ивановну – говорит другая ученица, - у нее на чулке стрелка! - Всякое бывет, - защищает ее другая учительница. - Но у нее стрелка уже второй день! Обратите внимание, ученицу стрелка на чулке учительницы «бесит» до такой степени, что она её ненавидит. …Известный педагог из Волгограда Николай Михайлович Борытко с грустью констатирует на своей лекции в Алматы: «Как-то школьникам дали необычное задание: попросили написать письмо родному лицею. Так вот некоторые написали, что они «ненавидят его и желают ему провалиться сквозь землю». …Юный писатель, автор «Простора», недавно вышедший из школьных пенат, в уста своего героя вкладывает такие слова: «Учителя в моей школе препротивнейшие. Таких гадких людей вы не видели. Да и умом большим не отличаются, кроме разве что Татьяны Николаевны, нашей математички, которая преподает, наверное, еще со времен Ленина…» Автор как-то сразу ухватил суть: если и есть в школе хорошие учителя, то глубоко пенсионного возраста. Золотой учительский резерв стареет. Остальные – «препротивнейшие». Да здравствует учитель-троечник! Известный российский педагог Вадим Макариевич Монахов, давая мне интервью, разделил всех учителей на несколько категорий: учителей-неудачников – тех, кто звезд с неба не хватает, просто хороших творческих учителей и учителей – гордость школы, назвав их «штучным товаром». Так, впрочем, было всегда, просто сейчас пропорции изменились, и, увы, к худшему. Учителей-неудачников стало море, хорошие медленно и верно превращаются в штучный товар, а блестящих днем с огнем не найдешь. Позвонила своей однокласснице Тане, системному программисту, воспитывающей уже внучку, - девочка перешла в 5-й класс. Спросила, что она думает о школе? - Ужас, - ответила она. – Сейчас не школа, а только ее видимость. У нас, помнишь, была возможность развиваться, сейчас у школьников такой возможности нет. А если есть, то только за деньги. Кружков в школе не имеется. Спортивные секции платные. Какому учителю физкультуры охота вести секцию бесплатно? Вот и сдают спортзал в наем тренерам. И самое главное – учителя равнодушные. Помнишь нашу Маргариту Ивановну? Без вдохновения преподаватель учить не может, он становится урокодателем… - Какой же выход из положения? - Домашнее воспитание. Репетитор. Кстати, ты знаешь, наша Маргарита Ивановна, не смотря на преклонный возраст, до сих пор дает соседским детям уроки русского языка, заметь, не английского, не математики, а русского языка! Значит, в школе им его не додают! Или – если есть деньги - можно отдать ребенка в частную школу… Туда сейчас перебежали все приличные педагоги. Я знаю одного «приличного педагога», которая меняет школу с завидной регулярностью – уходит туда, где больше платят. И никто ее за это осуждает. «Преданность родному коллективу», «всю жизнь на одном месте» – эти традиции остались в далеком советском прошлом. Но и с частными школами всё обстоит не так гладко, как кажется. Зачастую родители туда отдают трудных детей – тех, кто не может учиться в обычной школе. Правда, иногда попадаются мамы и папы, которые хотят, чтобы их ребенку было уделено больше внимания (классы там в два, а то и в три раза меньше, чем в обычной школе). В частных школах учительская зарплата несколько выше, чем в обычных школах, но и трудностей своих там хватает. Зачастую родители, а вслед за ними и дети, считают, что большими деньгами они как бы уже выкупают хорошие оценки. - Они не понимают, - возмущается знакомая учительница английского, - что иностранные слова все равно надо учить, трудиться. Ни один даже самый талантливый учитель не сможет просто вложить ученику знания в голову даже за самые большие деньги! Зачастую девочки из богатых семей свысока смотрят на недостаточно модно одетую учительницу. Да и о каком уважительном отношении к учителю может идти речь, если дома, например, две сестренки недавно провели «кастинг на няню». Ничего хорошего не нашли, но на одной остановились: все-таки лучше остальных… Вот так они и на учителя смотрят: с кастинговых позиций. …Одна моя знакомая в поисках лучшего отдала свою дочь в частную школу. На следующий день одноклассницы взяли ее в оборот: «Тебе что, больше всех надо? Зачем руку на уроке тянешь?» - А зачем тогда в школу ходят? – поинтересовалась та. - Как зачем? Парня подцепить! Большинству директоров частных школ, увы, характерно заигрывать перед богатенькими детьми и их родителями. Что вы хотите – кто платит, то заказывает музыку. Кроме того, хозяин школы имеет право назначить любого директора, который ему нравится, и хорошо, если его выбор падет на талантливого педагога, а не на бездарного амбициозного родственника, который с учителями обращается, как с рабами, кричит на них. И тем не менее, в частных школах проблем с количеством учеников сегодня нет, наоборот, во многих даже очередь. Когда в Интернете на педагогическом сайте я дала информацию, что в Алматы открывается настоящая английская школа, «импортированная» прямо из Великобритании, было много просьб дать адрес и телефон этой школы. Не смотря на довольно большую плату за обучение. Хотя недавно в том же Интернете появилось сообщение о том, что английское общество хватается за голову: многие ученики начальных классов не умеют читать и писать. (Следует ли, забыв отличные традиции советской школы, слепо подражать западу? Впрочем, это уже риторика.) …И еще - права была моя подруга, вспоминая вдохновение, без которого нормального урока не получится. Как-то на августовском совещании я присутствовала на секции учителей русского языка и литературы и обратила внимание на потухшие глаза большинства учителей. А казалось – отпуск позади, впереди – первое сентября - учителю надо быть вдохновленным, готовым сеять «разумное, доброе, вечное». Увы-увы… Предлагаю работникам образования, призванным обучать учителей: «давайте проведем «круглый стол» с литераторами Алматы, пусть учителя пообщаются с нашими писателями и поэтами – полезно будет и тем, и другим. На меня смотрят непонимающе: «Вы уж, пожалуйста, сами это организуйте, у нас на это свободного времени нет…» Попросила учителей вместе со своими учениками принять участие в сочинении сказок. - Какие сказки? – удивились они. – Некогда даже вздохнуть! Сейчас учителям не до творчества. Сколько проверок! А какие силы забирает подготовка к ЕНТ! Только и успеваем натаскивать детей и водить на тестирование. Несколько лет назад мне удалось как-то удачно осуществить свой личный проект «Пишем с детьми сказки методом Джанни Родари» и даже выпустить несколько книг. На этот раз ничего не получилось. Одна учительница, правда, мне перезвонила: «Дети сочинили сказки, но подозрительно много: боюсь, как бы они их не переписали из Интернета. Надо перепроверять». Еще одна учительская проблема двадцатого века. Вы – блестящий учитель, у вас – блестящие ученики (Слоган на учительских соревнованиях.) Блестящие учителя всегда были в нашем образовании в дефиците, хотя в прежние времена, как мне кажется, их было несравненно больше. Я имела счастье общаться с такими светочами педагогики, как Э. А.Тер-Погосян, Г. К. Прохоров, Г. М. Кубраков, В.Г.Ронкин, многими другими. А наши необыкновенные «ребячьи комиссары», фанатики от детства, которые в советское время за гроши работали с детьми? Помню, как мы с помощью горкома комсомола буквально из подвала вытащили Володю Исаева из города Рудного с его детским клубом аквалангистов «Океан» - клубу наконец-то предоставили приличное помещение. Несколько лет назад директор молодежного МедиаСоюза Казахстана Светлана Галиева «подбила» министерство образования РК провести Первый Национальный конкурс «Друг детства», куда отдельной номинацией входили и школьные учителя. Конкурс этот выявил немало людей, которые с вдохновением работают с детьми, и надо было видеть их счастливые лица, когда им вручали призы – хрустальные статуэтки. Конкурс отгремел, наши лучшие педагоги вновь ушли в забвение, а новый подобный конкурс Светлана не может пробить уже третий год. Вы, наверное, вспомнили про конкурсы «Учитель года», которые ежегодно проводятся в наших городах и республики. Побывав на многих из них, я рискну усомниться, что побеждают в этих конкурсах, действительно, лучшие из лучших, хотя, вероятно, исключения бывают. Многие учителя настолько усомнились в справедливости решений жюри, что в подобных соревнованиях участвовать просто не хотят. Знают: заведомо проиграют! И на мой взгляд, не стоит вручать лучшему учителю города Алматы – победителю конкурса «Учитель года» - ключи от квартиры. Это вызывает только нездоровый ажиотаж, тем более, что победитель не всегда на несколько голов выше своих конкурентов, которые не получают дырку от бублика. Лучше отобрать десятку лучших и наградить их примерно поровну. Пресса, как известно, тоже у нас не интересуется талантливыми, творчески работающими учителями. Когда вы в последний раз читали в газете материал о педагоге-новаторе, хотя это огромный стимул для учителя? Зато с большим удовольствием журналисты пишут о недостатках, о директорах-взяточниках, о поборах в школах. И не потому что не хотят. Задание редактора – чем больше клубнички, грязи под ногами – тем лучше. Несколько лет назад я пыталась выпускать педагогический журнал «Коллеги», но быстро поняла, что поднимать образование страны за счет собственных средств – чистое безумие. От моей просьбы помочь журналу (не материально, хотя бы морально) министерство образования отмахнулось. «Кому он нужен, твой журнал, - пошутила одна знакомая, - вот если бы ты на его обложке поместила учительницу без юбки, его бы расхватали как горячие пирожки». Но обнаженные учительницы в концепцию моего журнала не входили. Надо сказать, что и сама система образования не стремится «поднимать» своих лучших педагогов. Порою «барахтается» учитель-новатор в своем учебном кабинете, пытаясь придумать что-то интересное, а коллеги его ненавидят: выпендривается. «Ты же не больше всех получаешь, куда лезешь?» – спрашивают они его. Ведь того и гляди и их заставят что-то придумывать. А им и так хорошо. Отвели уроки и домой. А тот работать иначе просто не может. Конфликт? В одном городе руководители образования буквально устроили гонения на руководителя талантливого детского эстрадного коллектива. Ездит, видишь ли, по заграницам! Увы, в нашем образовании сегодня господствует усредненный стандарт – не быть лучше других. Говоря по школьному, главный теперь у нас герой – учитель- троечник. Думаю, это не случайно. К сожалению, система коррупции, которая пропитала все слои нашей жизни, не обошла и школу… Двойной стандарт Мои наблюдения показывают, что человек, который хочет пробиться наверх (и не только в системе образования), должен быть… достаточно гибким... Он может сам и не совершать какие-то недостойные дела, но на дела некоторых своих коллег и начальников должен решительно закрыть глаза. Потолок карьеры талантливого, творческого, но честного и принципиального педагога, в лучшем случае, – директор школы. Хотя уже и на этом уровне директор в большей или меньшей степени должен прогибаться под коррумпированную систему. Реальные случаи из жизни. …В сельскую школу приходит проверка. «Вы тут нам разные чаи не устраивайте, - сразу говорит председатель комиссии, - сразу давайте конверт и желательно, зелеными…» …Звонок директору школы от заведующей отделом образования: «В район приезжает комиссия. От вашей школы – казан с бесбармаком». Директор крутится, как может. Кто-то попредприимчивей собирает «на угощение» комиссий с учителей (попробуй не дай!), одна моя знакомая директор идет на базар и, экономя на семейном бюджете, на собственные небольшие деньги покупает мясо. А что поделаешь? «Возникнешь» – тебе же хуже будет, а до пенсии как-то дорабатывать надо. …Заместитель акима района приглашает на разговор заведующую районным отделом образования: «Сними с работы директора N». - Как я его сниму, он хорошо работает. У меня на то оснований нет, - удивляется та. - Или ты, или он… Сейчас эта, одна из лучших зав.роно, трудится директором школы, и на том спасибо… И таких примеров можно привести много… Рядовой учитель все это, понятно, видит. И молчит. А ведь школа сегодня, помимо всего прочего, последний бастион, который должен стоять на защите нравственности, противостоять тлетворному влиянию окружающей среды, концертным залам, рекламе, безудержному потребительству… Как может учитель научить жить своих учеников по совести, если сам он уже давно живет по правилам двойного стандарта? Кто ж тогда рассеет тьму? Вы слышали, чтобы какой-то выпускник средней школы мечтал стать учителем? Я лично - нет. Дети собираются учиться на юристов, финансистов, таможенников, в идеальном случае – на госслужащих, только не на учителей. А если и поступают в педагогические вузы, то после их окончания устраиваются где угодно, только не в школе. А если и в школе, то лишь на несколько месяцев, и сразу начинают искать работу с большим окладом. В школе в этом плане ловить нечего. На эту тему недавно все газеты напечатали анекдот: «Лучшее средство навсегда избавиться от угрозы рэкета – поступление в педагогический институт». Да, иссушаются мозги! В них нет ни чувств, ни сожаленья... Мы вырождаемся, увы.... Традиций нет. Одни томленья. (Песенка учителей из Интернета) Я где-то прочитала, что 30 лет педагогической деятельности из любого нормального человека сделают монстра. - Будучи студентом, - размышляет во время интервью Николай Михайлович Борытко, известный волгоградский педагог, - я прочитал у С.Соловейчика, что в учителя идут люди с садистским наклонностями. Обиделся было, но задумался и понял, что в этом есть доля истины. Ведь первое, чему мы обучаемся, это умению унижать людей. Первый раз в пионерский лагерь я поехал после первого класса, и мне там очень не понравилось. Я сказал, что в лагерь не поеду больше никогда. …Самое страшное, что раб не может быть свободным человеком. Он может быть либо деспотом, либо рабом. И чтобы наши учителя не превращались в монстров, надо сделать так, чтобы они могли себе позволить быть достойными людьми. А это в первую очередь обязанность директоров школ, их заместителей, администраторов. И работников вышестоящих органов образования, - добавлю я. Именно они, по мнению знаменитого грузинского педагога Шалвы Амонашвили, загораживают педагогам «звездное небо». К сожалению, и директор школы, и рядовой учитель сегодня бесправны. «Своих» начальство приласкает, «чужих» - унизит, снимет с работы, подвергнет унижениям… Неугоден, раскрыл рот, когда не надо? Вон из школы! Каждый сверчок должен знать свой шесток! Вот почему, если раньше учителя хоть как-то возмущались, писали письма в газеты, то сейчас в большинстве своем помалкивают. - Создается такое впечатление, что люди, руководящие образованием, очень далеки от учебного процесса, - сказала мне одна директор школы. - Порой получаем такие приказы, что хоть стой, хоть падай… Несколько лет назад я разговаривала с директором одной из престижных алматинских гимназий. Ее дочери предложили работу психологом в одной из фирм, причем с зарплатой, несоизмеримой с той, что она получала, работая тем же психологом в школе. - За дочь я рада, конечно, - говорит она, - но думаю: я, директор школы, кандидат наук, человек успешный и в своей профессии, и в жизни, получаю гораздо меньше. Ведь многие оценивают тебя в первую очередь по тому, как ты одет, на чем ездишь. Конечно, человеку, у которого сформирована высоконравственная система ценностей, это все безразлично, но… Как-то в передаче «Большая стирка» по телевизору прозвучало заявление, что на «Волге» ездят только «лохи». Получается, если я езжу на троллейбусе, то я – сто раз лох? К сожалению, кино и телевидение не способствуют поднятию престижа учителя. Я с удовольствием смотрю по 31-му каналу сериал «Папины дочки», но, обратите внимание, – учительницы во главе с директором школы там сплошь идиотки. Понимаю, комедийный жанр требует, но не в такой же степени?.. - Хотите компьютерную игру? – предлагает продавец. «Два года прошло с тех пор, как исчадия ада атаковали обыкновенную среднюю школу, явившись на зов директора-маньяка. Храбрые подростки сражались до победного конца, и многие погибли в неравной схватке…» - говорится в предисловии. Раньше в кинематографе не везло только учителям физкультуры, но там был потрясающий учитель Мельников из «Доживем до понедельника» в исполнении прекрасного артиста Вячеслава Тихонова, там была учительница в исполнении Елены Прокловой в фильме «Ключ без права передачи». Детям было, кем восхищаться, с кого брать пример. Хотя - откуда взять кинематографистам Мельникова, когда в сегодняшней жизни такой педагог – реликт? И тем не менее… Чем дальше, тем больше я прихожу к выводу, что наша школа, не смотря на все катаклизмы, которые били ее и бьют, как бы самодостаточная система. Всегда в ней есть люди, фанаты своего дела, которые просто не могут жить без школы и своих учеников. И даже если им пообещают зарплату в 10 раз большую, все равно из школы не уйдут. Они – надежда и оплот нашей школы. Учительница и поэт Инна Кабуш написала в «Литературной газете: «Если на краю посадить деревца, то они своими корнями укрепляют землю и останавливают гибель, сползание с почвы». Я иногда чувствую себя таким деревом на краю оврага…» Одна моя знакомая учительница, из породы Мельниковых, добавила: «Но как биолог, я знаю, что это деревце должно быть не одно, это должна быть рощица, кустарник. Ведь овраг должен быть опутан корневой системой. Один в поле не воин». У нее на столе лежит листок со словами Назыма Хикмета: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, Если мы гореть не будем - кто ж тогда рассеет тьму?» К сожалению, одержимых людей с желанием рассеять тьму в образовании остается все меньше, а обращение к государству и обществу о поддержке учительства, потому что именно в его руках будущее нашего народа, за многие годы стало таким банальным, что его даже повторять не хочется. И тем не менее – совсем бредовая идея - вдруг найдется какой-то большой умный человек который повысит для начала учительскую зарплату не до уровня работника банка или депутата парламента, а хотя бы в два раза? Тогда в школы придут молодые, умные и талантливые люди. (А что касается депутатов парламента, то, имей я власть, дала бы им зарплату – среднестатическую по республике – и не тенге больше. Хотят больше – пусть делают всё, чтобы поднять зарплату народа. Тогда можно быть уверенным хотя бы в одном – из депутатов уйдут корыстные люди, а останутся лишь те, что будут служить на благо Отечества…(Но это уж совсем фантастика в духе Бредбари или Лукьяненко…) Но как все же быть в такой ситуации нашему учителю Мельникову – последнему из могикан, оставшихся в нашей школе, стоящему на краю оврага? Мне понравился ответ на этот вопрос одного педагога, идеалиста из породы «стойких»: - Хотя учителю безумно трудно в этой ситуации, сдаваться не профессионально. Людмила Мананникова Есть желание обсудить этот материал? Приглашаем вас на форум. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|