3:28 AM Одиннадцатилетка - плюсы и минусы | |
Юрий Савельев Специально для Столетия 11 января 2007 | 17:30 Уже со следующего года в России может начаться переход к обязательному полному общему 11-летнему образованию. Об этом вчера заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Как пояснили в пресс-службе Минобразования и науки, при этом перейти, как раньше, после девяти классов в училище, техникум или лицей ученики не смогут – только школа будет гарантировать аттестат о полном среднем образовании. Инициатива продиктована в первую очередь вхождением России в Болонский процесс. Среди европейских стран Россия с обязательной девятилеткой в каком-то смысле отстает от западных стандартов. Ведь во многих европейских школах дети в среднем учатся 12-13 лет. В свою очередь, министр связывает продление обязательного обучения в школе с демографическим кризисом в стране. "Если в 1998 году число учеников 11-х классов школ составило 22 млн человек, то в 2006-м - 15 млн.", - заявил Андрей Фурсенко. Он отметил, что на выход из "демографической ямы" нельзя рассчитывать раньше 2010 года. Тем самым Министерство решило одним ударом убить двух зайцев. С одной стороны, заполнить пустеющие классы, с другой – повысить уровень школьного образования. Эксперты инициативу чиновников в целом одобряют, но считают ее несвоевременной, при этом они отмечают, что многие школы сейчас просто не рассчитаны на 11-летнюю программу. Кроме этого, критики нововведения заявляют, что оно не только не решит прежние проблемы, но и может создать новые. В отличие от Москвы, где 11-летняя программа уже год как обязательна, жители сельской местности часто просто не могут позволить себе полное среднее образование. Дело в том, что во многих деревнях и селах все школы работают только по девятилетней программе. "Чтобы получить полное среднее образование подростки вынуждены будут ездить в город", - заявил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Только вот 80% сельских дорог не приспособлены даже для проезда автобусов. Современная система образования просто не готова для такого быстрого перехода к всеобщему полному среднему образованию. "Перевести сельские школы на 11-летнюю систему обучения так быстро невозможно. Кроме того, за последние 15 лет закрылось 90% ПТУ и техникумов", - заявил Комков. Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: "Это решение в целом отвечает общемировым тенденциям. Япония уже всерьез обсуждает обязательное высшее образование. Конечно, похвально всякое повышение образованности общества. Но это нельзя делать кампанейски, сразу и, что называется, в одну дверь. Нужны разные пути. Обязательное 11-летнее образование не должно означать, что все должны сидеть в одних и тех же классах! Сюда должны входить профильные школы, среднее профессиональное образование и многие другие программы, приравненные к обязательному 11-летнему. Нельзя повторять ошибку прошлых лет, когда у нас было обязательное 10-летнее образование, которое само и сдерживало рост образовательного уровня". В самих школах известие об обязательной 11-летке восприняли отрицательно. Почетный работник образования, заместитель директора гимназии Крымска в Краснодарском крае Татьяна Ульянова заявила, что для некоторых российских школьников более чем достаточно существующих девяти лет: "После этого необходимо давать детям профильное образование в зависимости от их интересов. Но профессиональное образование должно быть таким же качественным и серьезным, как и высшее. Дать его в полном объеме в рамках школы невозможно, а заставлять взрослых парней и девушек лишние два года слушать то, что им не нужно и неинтересно, просто бессмысленно". Ульянова считает, что необходимо в первую очередь позаботиться о сохранении ПТУ и техникумов, а благодаря данной инициативе их количество может резко сократиться - пропадет прежняя заинтересованность школьников в том, чтобы уже в 18 лет получить сразу и профессию, и аттестат о полном среднем образовании. Если законопроект пройдет все стадии в правительстве и Думе, школьники больше не смогут по собственному желанию продолжить обучение в техникуме или училище после девятого класса. Каждый школьник вне зависимости от успехов будет обязан выслушать весь курс химии, физики или прочитать "Тихий Дон". По данным UNESCO, количество классов, которые должен закончить учащийся для получения среднего образования, значительно разнится по странам мира. В Австрии обязательное начальное и среднее образование длится девять лет, точно так же, как в Италии, Португалии, Греции, Польше, Швейцарии. В Японии и Мексике дети сидят за школьными партами 10 лет. Дольше ведется обязательное образование в Великобритании. В Англии, Шотландии и Уэльсе дети учатся с 5 до 16 лет, в Северной Ирландии - с 4 до 16. Кроме того, с 1990-х годов в стране активно развивается дошкольное образование с трех-четырех лет, и сейчас им охвачено около 60% детей этого возраста. В США большинство школьников тоже учатся 12 лет. В Нидерландах, Германии и Бельгии продолжительность обязательного среднего образования - 13 лет. В СНГ 11-летнее обязательное образование ведется в Молдавии, Казахстане, Азербайджане и Армении. Однако очевидно, что продолжительность образования и его качество - это разные вещи. В конце 2004 года Колледж Бостона (США) в рамках проекта The Trends in International Mathematics and Science Study провел любопытное исследование в 49 странах с участием 360 тысяч учащихся четвертых и восьмых классов. Согласно результатам лучше всех математику знают школьники Сингапура, Южной Кореи и Гонконга, а естественные науки - Сингапура, Тайваня и Южной Кореи. Россия показала 12-й и 17-й результаты. Отметим, что в Сингапуре дети учатся шесть лет в начальной школе и четыре года в средней, причем основной упор в системе образования делается не на естественные науки, а на развитие двуязычия (родной язык плюс английский). | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|