Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2007 » Март » 2 » Антипедагогическая поэма
3:14 AM
Антипедагогическая поэма

Или дюжина ножей в спину двенадцатилетки

№ 36 (16184) от 28.02.2007
Тимур НЕТАЛИЕВ, Алматы, "Экспресс-К"

От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это с точки зрения курса школьной математики. Судя же по новейшим алгебраическим изысканиям чиновников Минобразования, от перемены мест слагаемых сумма как раз таки меняется.

История вопроса
11 ноября 2004 года Госпрограмма развития образования в Казахстане на 2005-2010 годы была утверждена указом президента, и работа в этом направлении два года велась достаточно интенсивно. Например, Министерство образования и науки позаботилось о том, чтобы на специально выделенные бюджетные средства более 30 тысяч учителей прошли переподготовку по переходу на новую образовательную программу. А целый ряд издательств Казахстана разработал и издал новые экспериментальные учебники (практически по всем предметам), которые четыре года проходили апробацию в экспериментальных школах многих регионов нашей страны. Кстати, проводили издательства эту объемную и затратную работу в тесном взаимодействии с Минобразования и в строгом соответствии с буквой закона.
В Госпрограмме развития образования, утвержденной указом президента, три ступени обозначены как "4+6+2": первая ступень - начальное общее образование (1-4 классы), вторая - основное общее образование (5-10 классы) и, наконец, третья ступень - среднеобщее образование и профильное обучение (11-12 классы). В соответствии с Госпрограммой в 2008-2009 году все первоклассники должны обучаться уже по новым стандартам и новым учебникам. Это значит, через 18 месяцев все апробированные учебники должны быть не только утверждены государством, но и растиражированы.
- Именно по такой классификации образовательных ступеней и были разработаны новые учебники, именно по этому стандарту проходит их апробация, - рассказывает президент АО "АлматыКитап" Элеонора Баталова. - После многочисленных семинаров с учителями и педагогами-учеными, после ряда доработок учебников мы получили положительные отзывы не только у нас, в Казахстане. Без ложной скромности скажу, что в адрес наших новых учебников не раз приходилось слышать похвалу от российских специалистов.

Систему менять надо?
Однако 23 октября 2006 года вышел приказ министра образования Бырганым Айтимовой за NN 551, где структура классификации ступеней образования была изменена: начальное образование предусматривает 1-5 классы, а в целом система "4+6+2" меняется на "5+5+2". Почему? На основании каких веских аргументов и доводов? В результате каких обсуждений и какого анализа? Этого до сих пор не знают ни издатели, ни школьные учителя, ни ученые-педагоги.
- Как же так? - искренне недоумевает Элеонора Баталова. - Указ президента и Госпрограмма не отменены, но приказ министра образования и науки коренным образом меняет их содержание. Если приказ вступит в силу, то получается, что вся колоссальная работа была проведена впустую! Ведь изменение продолжительности обучения полностью меняет все содержание учебной литературы, появляются совершенно новые названия школьных предметов и изменяется количество часов, отведенных на них.
Кстати, Минобразования придется заново переучивать 30 тысяч учителей за счет бюджетных средств. То есть за счет налогоплательщиков. За наши с вами деньги. Времени на коренную переработку учебников вообще не остается. А ведь без апробации ни один учебник не имеет права на жизнь в соответствии с законодательно-нормативной базой.
- Боясь сорвать ввод Госпрограммы в действие, мы начинаем забрасывать Минобразования письмами с просьбой предоставить нам программы по предметам к стандартам, утвержденным министром, чтобы начать корректировку учебников, - говорит Элеонора Баталова. - В ответ чиновники министерства вторят: "Будут готовы - получите". Не получили и по сей день! В феврале этого года уже новый министр образования г-н Туймебаев собирает семинар-совещание по вопросам 12-летки. Конечно, спасибо ему, что этот наиважнейший вопрос он выделил как приоритетный, что позвал на это совещание ученых, педагогов и издателей, что дал всем выступить и всех внимательно выслушал. Но и на этом совещании мы так и не получили ответа на три главных вопроса. Во-первых, чем система "5+5+2" лучше "4+6+2"? Во-вторых, как может быть действительным приказ министра образования и науки, противоречащий Госпрограмме, утвержденной указом президента? И наконец, если приказ действительный, то почему никто до сих пор не может получить предметные программы к утвержденным министром стандартам?
Все будет "Тамаша"!
Между прочим, на этом совещании чиновники министерства парадно докладывали и про 30 тысяч обученных учителей (но ведь обученных по стандарту "4+6+2"!), и как славно проходит эксперимент по переходу на 12-летку в ряде регионов страны (но ведь он проходит тоже по стандарту "4+6+2"!).
- Когда на столь важные вопросы ответа упорно не дают те, кто должен сделать это в силу своих должностных обязанностей, начинаешь сам эти ответы искать, - говорит Элеонора Баталова. - Я, конечно, не позволю себе даже допустить мысль, что в недрах Министерства образования и науки умышленно готовился срыв ввода в действие программы 12-летнего обучения и дискредитация указа президента. Жизненный опыт и некоторая неофициальная информация подсказывают другое небезосновательное предположение. Рынок разработки и издания учебной литературы за последние 2-3 года стал достаточно конкурентным. Это и благодаря законодателям, которые внесли некоторые поправки в закон "Об образовании", и за счет четкой подзаконной нормативной базы, утвержденной правительством, и ясных правил игры на конкурентном рынке. Но недобросовестная конкуренция всегда была и остается губительной для развития рынка любой продукции. По информации моих коллег-издателей, некое ТОО "Тамаша", якобы созданное Центром 12-летнего образования, сегодня уже вовсю разрабатывает учебники по новому министерскому стандарту "5+5+2". В отличие от остальных издательств, у них есть и программы по предметам, и все необходимое для этой работы. И вообще приказ Министерства образования и науки о замене системы "4+6+2" на "5+5+2" появился якобы специально под ТОО "Тамаша". А чтобы другие издательства не конкурировали с коммерческим детищем чиновников, им и не выдают необходимую программную документацию.
Конечно, можно посчитать эту информацию банальной сплетней, которая часто рождается про наших чиновников, а также ущемленным самолюбием г-жи Баталовой. Но вот что настораживает. На последнем совещании чиновники Минобразования вдруг оживленно заговорили о том, что на разработку учебников надо выделять бюджетные средства. С чего бы это вдруг? Ведь специальная инструкция, утвержденная Минюстом, однозначно подчеркивает, что затраты на разработку учебной литературы - это забота и головная боль издателя. Например, АО "АлматыКитап" на это деньги у государства никогда не просило - брало банковские кредиты и само несло эти расходы.
Далее. Если внимательно ознакомиться с "Перечнем литературы для внеклассного чтения и пополнения библиотек общеобразовательных школ", можно легко обнаружить, что ТОО "Тамаша" не только реально существует в природе, но и является очень родным Министерству образования и науки. Ведь согласно "Перечню:" именно это ТОО получило право и даже поручение Центра 12-летнего образования напечатать, поставить в общеобразовательные школы (и собрать с них бюджетные деньги) литературу по 17 наименованиям. Без всяких тендеров и конкурсов! А это уже прямое и явное нарушение закона.
Конкуренция конкуренцией, но задачи, поставленные президентом страны в сфере образования, неизмеримо выше чьих-то коммерческих интересов. Государственную программу по 12-летке срывать недопустимо. А она однозначно будет сорвана, если втайне от всех некоторые недобросовестные конкуренты на рынке учебной полиграфии срочно разработают учебники по стандарту "5+5+2", а Минобразования именно их решит тиражировать для всех школ страны. Апробацию-то учебники пройти никак не успеют.
И беда даже не в том, что допуск их в школы без апробации станет грубым нарушением законодательных норм. Беда в том, что без апробации (в ходе которой учебник неоднократно совершенствуется с учетом замечаний практиков) невозможно получить безупречную учебную литературу. На-гора выкатится очередной сырой полуфабрикат, а Госпрограмма по 12-летнему образованию умоется. А вместе с ней - и наши дети.

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1150 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru