Воспитанники школы-интерната № 4 для слепых и слабовидящих детей грандиозным концертом отметили праздник Наурыз Снаружи ничем особенным эта школа не отличается. Только вот у входа не так суетливо, как в других учебных заведениях. Здешние мальчишки не играют на переменах в догонялки, а девчонки не прыгают через резиночку. Как и везде, на стенах много стендов. Но они не такие, как в обычных школах, информация на них – в виде значков, имеющих выпуклую форму. Ученики этой школы читают их кончиками пальцев. К празднику ребята готовились основательно, ведь не каждый день сюда приходят гости: разучили песни, отрепетировали сценки. Нарядные и улыбчивые, они встречали гостей.
Говорят, зрячий человек видит мир глазами, незрячий – сердцем. Каков этот мир – слепой знает только сам, но мы можем и должны помочь ему расширить границы восприятия окружающей действительности и сделать ее интересной. Воспитанники, обучающиеся в средней специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, не страдают от недостатка внимания или заботы – у всех есть семьи и понимающие учителя. О каждом из своих воспитанников директор школы-интерната Кадырбек Нишанов рассказывает с теплотой и гордостью. И не слишком акцентирует внимание на их (по мнению многих, страшном) физическом недостатке. Для него это обычные дети, такие же непоседливые и веселые, с разными характерами, талантливые. – У этих деток феноменальная память, отличный слух, – с ноткой гордости в голосе рассказывает Кадырбек Нишанов. – Многие из них отлично поют, выступают на конкурсах и становятся лауреатами. Они стремятся жить полной жизнью, но, к сожалению, наше общество это стремление не всегда принимает. В этом учебном заведении в процентном соотношении встречается столько же одаренных детей, сколько и в обычных школах. Многие выпускники успешно оканчивают вузы, активно участвуют в республиканских творческих конкурсах: поют, рисуют, пишут музыку и стихи. Но, конечно, за очередной такой победой стоит целая группа людей, с любовью помогающих ребенку достичь своей цели. – Наши педагоги работают в школе до выхода на пенсию, – говорит директор. – У нас не бывает случаев, когда преподаватель увольняется из-за того, что у него произошел конфликт на работе. В коллективе всегда царит теплая атмосфера. Наше дружелюбное настроение передается детям. Учиться и жить в интернате ребятам нравится, как они сами говорят, здесь им намного легче: «Потому что тут все такие, как мы. Мы легко понимаем друг друга. И никто не смотрит на нас как на инвалидов! У нас здесь своя жизнь!» Безусловно, незрячим детям в отличие от их сверстников – выпускников обычных школ – мечтать и строить планы на будущее намного сложнее. Они живут в своем мире – мире темноты, но продолжают надеяться, что когда-нибудь выберутся из своей темницы и станут полноценными членами общества. А когда пытаются сделать шаг в жизнь, наталкиваются на непроглядный, непрошибаемый мрак людского безразличия и равнодушия. Как правило, здоровье общества определяется его отношением к больным и детям, особенно к детям с ограниченными возможностями. Современный человек около 90 процентов информации получает посредством зрительного восприятия – это статистика. Многие из нас страдают теми или иными нарушениями зрения. Чаще всего они приходят к нам с годами: возрастные изменения, результат «книжной» или «компьютерной» работы. Мы, люди взрослые, привыкшие приспосабливаться к различным неудобствам, приспосабливаемся и к этому. Гораздо сложнее тем, кто родился с недостатками зрения. Людей с различными врожденными дефектами – слуха, речи или зрения – наше общество не то чтобы отфутболивает, но как бы не замечает. И в самом деле, здоровым-то в этой жизни не всегда есть место, а тут еще... Такие люди прилагают вдвое, втрое больше усилий, чтобы выжить, стать полноценными членами общества. Однако сложности преследуют их на протяжении всего жизненного пути. Из интерната для слепых и слабовидящих детей имени Островского выходят ребята, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от своих ровесников. Они, как и ученики обычных школ, изучают несколько языков, пишут сочинения, читают «Войну и мир» и «Слова назидания», запросто управляются с компьютером. Все здешние выпускники очень музыкальны: почти каждый играет на фортепьяно, баяне, домбре. Девочки шьют пестрые одеяла, а мальчики вырезают кружево из дерева и мастерят мебель. Здесь многие, не прибегая к помощи взрослых, умеют готовить несложные блюда. Одним словом, эти ребята имеют такой багаж знаний и умений, которым может похвастаться не каждый воспитанник обыкновенной, «зрячей» школы. И можно ли называть тех, кто выходит из стен интерната для слепых и слабовидящих, людьми с ограниченными возможностями? Ограниченными их в большей степени делает не недуг, а общество… Практически все воспитанники интерната мечтают стать хорошими специалистами в той или иной области – быть полезными для страны. Их грезы – учеба в вузе, студенческая жизнь – для тысяч других их сверстников кажутся обыкновенными буднями. Большинство семей, где растут незрячие дети, не могут позволить себе платить за их учебу в институте. Одна возможность выбиться в свет – претендовать на грант. Но шансов у них, в отличие от зрячих отличников, намного меньше. Хотя в знаниях они нисколько не уступают здоровым детям. Формально незрячим никто не мешает получать высшее образование: «Пожалуйста, поступайте куда хотите!» Однако учитывать их особые обстоятельства и создавать специальные условия никто не собирается. Предоставление до-полнительного времени на прочтение заданий воспринимается как нарушение правил проведения тестирования. На это представители вузов идут крайне неохотно. Может, логика вузовских сотрудников такова: «Пусть пытаются поступать, может, на пятый раз охота отпадет. Не нравится? Платите, тогда примем». Но даже не это главная загвоздка. Незрячие студенты для вузов – это целая проблема: «Как же их учить-то таких? Как они будут до института добираться, лекции записывать?» Такого подхода абсолютно не приемлет директор интерната Кадырбек Нишанович. – Этим детям нужен шанс, простая надежда, – говорит он. – Им нужно дать поверить, что они такие же, как и все. Ректоры университетов боятся брать слепых детей, но это абсолютно неоправданный страх. Они очень способные ребята. Они не видят, зато прекрасно запоминают весь пройденный материал. Ни один здоровый студент не перескажет прочитанную лекцию так, как это сделает слепой. Многие наши выпускники набирают самые высокие баллы на едином национальном тестировании и потом с отличием оканчивают высшие учебные заведения. Правда, после вуза они снова сталкиваются с проблемами, теперь уже трудоустройства. Клепать выключатели в обществе слепых – так государство «заботливо» трудоустраивает незрячих. Это лучшая участь, которая их ждет. Верить в то, что эти люди могут намного больше, у нас как-то не привыкли. В октябре этого года школа-интернат № 4 для слепых и слабовидящих детей отметит юбилей. Ей исполнится 75 лет. Большое событие воспитанники интерната ждут с нетерпением. В честь дня рождения любимой школы для гостей и бывших выпускников ученики дадут грандиозный концерт: исполнят любимые песни и разыграют интересные сценки.
ЛЫСЕНКО, Фото Сергея ХОДАНОВА,Алматы, «Литер», 19.04.2007
|