За прошедший учебный год школьники Алматинской области показали блестящие результаты во многих интеллектуальных состязаниях
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. 25 мая. КАЗИНФОРМ /Камилла Омарова/ - Сегодня во всех 740 школах Алматинской области прозвенел последний звонок, известивший об окончании очередного учебного года,передает корреспондент Казинформа. В этом году последний раз звонок прозвенел для 19288 школьников. Из них на знак «Алтын белгі» претендуют 300 выпускников, на аттестат особого образца – свыше 200 человек. 16 тысяч выпускников изъявили желание участвовать в Едином национальном тестировании. За последние три года в области построено 37 новых школ. Бюджет сферы образования в этом году составляет около 30,5 млрд. тенге, что почти на 7 млрд. тенге больше, чем в предыдущем году. За прошедший учебный год школьники области показали блестящие результаты во многих интеллектуальных состязаниях. Так, команда региона в третий раз подряд завоевала звание Лучшей команды по итогам республиканских научных соревнований в Кокшетау, в четвертый раз удостоена первого общекомандного места и звания Лучшая олимпийская команда республики. Школа-лицей №20 города Талдыкорган второй раз подряд удостоена звания Лучшая олимпийская школа Республики Казахстан. Бахытжан Байжекенов, ученик школы-лицея №24 г. им.М.Арына города Талдыкорган - абсолютный победитель по информатике на школьной олимпиаде-2007 в Кокшетау. Учащиеся этой же школы Мират Долаев и Виталий Битер – воспитанники станции юных техников – на международном детском конкурсе «Открываем мир науки» (г.Астана) награждены Гран-при и получили образовательный грант КазНТУ им.К.Сатпаева. Двенадцать учащихся школ Талдыкоргана на Международной научной олимпиаде «Дети, интеллект, культуры» в Греции завоевали 4 золотых, 3 серебряных и 5 бронзовых медалей. Воспитанники Талдыкорганского казахско-турецкого лицея Аблай Касакбаев, Нуржан Абилгазиев на международных соревнованиях в Румынии заняли 3-е место в номинации «компьютерные проекты».
|
АЛМАТЫ. 26 мая. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/ – В честь выпускников школ, лицеев и гимназий в пятницу в Алматы состоялся традиционный фестиваль «Жас Талап»,организованный акимом города Имангали Тасмагамбетовым, передает Казинформ. Особенностью нынешнего фестиваля стало то, что его проведение совпало с Днем государственных символов РК. Участники праздника с гордостью пронесли флаг Казахстана и вместе исполнили Государственный гимн страны. По традиции во время фестиваля состоялась церемония «Ак Жол», во время которой тысяча лучших выпускников прошла по белой дорожке, символизирующей светлый путь в новую, взрослую жизнь. Выступая перед выпускниками, И.Тасмагамбетов отметил, что данный праздник проводится для тех, кто готов взять от жизни самое ценное – знания, духовность и успех, кто стремится сделать свою жизнь интересной и насыщенной. «Вы вступаете во взрослую жизнь в тот самый момент, когда страна стремится преодолеть новую ступень по вхождению в число 50-ти самых конкурентоспособных, развитых государств мира. Теперь частичка этой ответственности лежит и на ваших плечах. Именно от вас потребуются конкурентоспособные знания, умения, креативные взгляды и навыки», - сказал аким Алматы.
Нынешним летом алматинские школы окончат 10 426 учеников, многие из них претендуют на высокие оценки: 237 – на получение аттестата о среднем общем образовании и знак «Алтын белгi» и 226 – на аттестат с отличием.
|
В Алматы подрастает новое поколение чеэсников Возможно, когда-нибудь они тоже будут извлекать людей из завалов, устранять последствия техногенных катастроф и бороться с природными катаклизмами. А пока они не волшебники, они только учатся. В конце прошлой недели, аккурат перед началом 12-го международного сбора-семинара спасательных подразделений «Казспас-2007», на Медео состоялись финальные соревнования «Юный спасатель» среди алматинских школьников. Алматинские соревнования «Юный спасатель» проходят уже второй год подряд под патронажем акимата, департамента по ЧС и Службы спасения города. Последние, кстати, не просто курируют школьные соревнования, но и сами активно в них участвуют. Показательные выступления бойцов Службы спасения города Алматы всегда на ура принимаются публикой. – Когда в 2004 году была организована спасательная служба 051, мы решили привлекать к этой деятельности школьников, – говорит заместитель акима Алматы Яков Заяц. – Чтобы наши дети знали, как действовать во время ЧС, умели оказывать первую помощь, не паниковали, пока приедут спасатели. В финальных соревнованиях приняли участие по две команды от каждого района города, всего юных спасателей было 72 человека, причем в каждой команде обязательно должна была присутствовать хотя бы одна девочка. Облачившись в каски, спасательные жилеты и примерив на себя прочие атрибуты настоящего чеэсника, алматинские восьмиклассники бросились преодолевать расставленные для них преграды. Преодолеть при помощи натянутой веревки импровизированную пропасть, перебраться через горную реку (опять же предполагаемую) при помощи одной-единственной доски, пройти по канату, натянутому между двумя деревьями, – справиться с этими испытаниями удачно может лишь по-настоящему дружная, сплоченная команда. На всех этапах школьников страховали профессиональные спасатели, однако помогать ребятам им было запрещено. Ведь в реальной жизни юные спасатели могут остаться один на один с опасностью, и надеяться на постороннюю помощь им не придется. Впрочем, школярам надо отдать должное – ко всем заданиям они подходили так, будто бы от их успешного выполнения действительно зависят человеческие жизни.
Виктория РОМАНОВА, Фото Сергея ХОДАНОВА,Алматы
...
Читать дальше »
|
«Жас Отан» добился своего – теперь вузы не смогут самолично поднимать плату за обучение В конце прошлой недели депутат Танирберген Бердонгаров получил ответ правительства на депутатский запрос о необходимости внесения изменений в модельный договор Минобразования. Премьер-министр Карим Масимов поддержал инициативную молодежь, равно как и министр образовательного ведомства Жансеит Туймебаев. Жасотановцы ликуют – лишить вузы права самостоятельно изменять стоимость обучения они безрезультатно добивались при двух предыдущих министрах. Противостояние студенчества с министром образования и науки Жаксыбеком Кулекеевым в 2004 году было частично разрешено не без помощи главы государства. Но «округляющиеся» суммы по оплате за обучение время от времени неприятно удивляли и студентов, и родителей. Недовольные учащиеся, как минимум, трех вузов – Медицинской академии Астаны, КИМЭПа и Таразского госуниверситета им. Дулати – устраивали даже акции протеста. – Представьте ситуацию, когда пятикурсника, уже рассчитавшегося с альма-матер, в середине учебного года в одностороннем порядке ставят в известность о том, что ему придется доплатить еще столько-то, иначе он не будет допущен к сдаче экзаменов, – говорит Танирберген Бердонгаров. – Вуз имеет на это право, поскольку работает по модельному договору Министерства образования, хотя даже там сказано, что увеличение оплаты за обучение должно производиться по взаимному согласию сторон. Но как выглядит этот пресловутый консенсус интересов? Постановкой перед фактом и намеком о том, что вам, дорогой студент, еще диплом у нас защищать? Решением этой проблемы могло быть только изменение п. 6 модельного договора. Отчасти на премьерскую поддержку студенчества повлияла встреча молодежного кабмина с Каримом Масимовым, которая состоялась три недели назад. Чуть позже лидер «Жас Отана» в ходе личной беседы с министром Жансеитом Туймебаевым заручился его поддержкой. Злосчастный п.6 модельного договора, по которому работают все казахстанские вузы, будет излагаться теперь в следующей редакции: «Сумма оплаты за предоставляемые образовательные услуги в рамках соответствующего Госстандарта устанавливается в тенге». Появится дополнительный п.6.1: «В случае оплаты студентом расходов за весь период обучения единовременно на момент заключения договора сумма договора является неизменной до окончания срока обучения». Это ли не победа? Особенно для тех студентов, которые брали в банках кредиты на обучение через финансовый центр Минобразования. Для той молодежи, что платит отдельно за каждый год обучения, в модельном договоре тоже
...
Читать дальше »
|
Тысячи молодых казахстанцев ушли вчера со школьного двора Кто-то ушел, чтобы вернуться, когда веселое жаркое лето будет выпито до дна. Для других майская «линейка» – генеральная репетиция прощания со школой. Ведь пронзительно-грустный и торжественно-радостный выпускной бал впереди. Не вытянут еще счастливый билетик во взрослую жизнь, а коварное ЕНТ с новыми ужесточенными требованиями – пока тайна за семью печатями. Но город все равно нарядился в банты и фартуки, развесил на улицах шары и транспаранты и смел подчистую нежный товар цветочниц. Последний звонок – первая попытка проститься со школой. Вторая и окончательная случится в конце июня на выпускном балу, когда ночной кошмар ЕНТ будет худо-бедно сдан и размытые планы молодых на будущее станут более-менее определенными. Это раньше можно было отметить последний звонок чаепитием в классе. Новая школьная мода диктует алматинцам иные требования. – Последний звонок – только повод для череды выпускных «ритуалов», которые начинаются с утра и затягиваются за полночь, – рассказывает директор алматинского агентства по организации праздников Алексей Кожемякин. – Правда, в большинстве школ стараются не доводить празднество до высшего накала – ведь впереди ЕНТ. Да и родители предпочитают оставить ночные гуляния на выпускной бал. И тем не менее самые зажигательные развлечения разобраны задолго до Нового года, а расценки на оставшиеся близки к экстремальным. Самым востребованным местом для гуляний по-прежнему остаются кафе и рестораны, менее популярны пикник-туры. И, конечно, вне конкуренции давняя традиция выпускать в майское небо что-нибудь летающее. Вот какие «фишки» выбирают чаще всего: самый дешевый вариант – воздушные шары: стоят от 200 тенге за штуку. Более дорогой вариант – белоснежные голуби: одна птица стоит от 2 000 тенге. Самые романтичные и гламурные заказывают «салют» из тропических бабочек: от 30 до 50 долларов за штуку. Впрочем, родители современных выпускников не считают потраченные на выпускной деньги выброшенными на ветер. Свою щедрость большинство алматинских пап и мам объясняет тем, что ребят в последнее время и так нагружают непомерными требованиями, слишком много времени они проводят за партой и за компьютером, надо же когда-то и отдохнуть! Солидарны с родителями и психологи, которые называют выпускную пору одной из самых стрессовых в жизни. – Пе
...
Читать дальше »
|
Жазира Букина,Астана
В Казахстане продолжается реформирование системы образования. По чьей модели мы вносим коррективы? Кто-то скажет, что по западной. Ничего подобного. Казахстан пошел по пути преобразований, перенимая опыт передовых стран мира. Так, 12-летнее среднее образование существует в 164 странах. Не все они относятся к числу западных государств. Можно, конечно, рассуждать о минусах и плюсах системы, которую перенимает Казахстан. Но вовсе не с той позиции, что на Западе образование предусматривает деление на бедных и богатых. Когда создавались Оксфорд и Кембридж, в них учились богатые студенты. Но сейчас в мире школ и университетов для разных социальных слоев не существует. Главный показатель – знания, а делятся учреждения образования по рейтингам. В соответствии с ними и спрос с учащихся разный. Когда США приглашают казахстанских призеров олимпиад на учебу, разве подразумевается уровень дохода родителей? Нет. Частные вузы и школы западных стран действительно элитные. И элитность их – в высокой оснащенности и ассортименте услуг, которые стоят дополнительных денег. Но в таких учреждениях и уровень получаемых знаний высок, а значит – выпускники элитных школ имеют больше шансов поступить в лучшие вузы мира. В Казахстане пока ситуация иная. Обучение ребенка в частной школе вовсе не гарантирует, что он получит лучшие знания, чем его сверстник из обычной государственной школы. Большим плюсом от внедрения 12-летнего образования я бы назвал старшую ступень школы, предназначенную для профильного обучения, когда ребенок сможет определиться, кем он хочет стать, получать соответствующие знания и ничего лишнего. Если мы хотим давать детям качественное образование, как на Западе, тогда нужно заглянуть в глубь его содержания. У нас предметный метод обучения, школьники перегружены. По западной модели количество изучаемых дисциплин меньше, они интегрированы, со средней ступени школы начинается предпрофильная подготовка. Школьник – будущий медик – с 7–8-го класса изучает предметы, которые нужны ему как будущему специалисту. От такой системы западный мир только выигрывает. Мы можем сделать то же самое, но не делаем. Я нахожу множество плюсов в модели образования развитых стран мира. В том числе и нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения. Для нас сегодня вопрос государственного масштаба – разомкнуть порочный круг, когда низкий уровень оплаты тру
...
Читать дальше »
|
"Литер", 27 мая Сократив число учебных заведений, Минобр не может сократить число учащихся Казахстанские alma mater не удовлетворяют требования современности, их нет ни в одном международном рейтинге. В мире не признают казахстанские высшие учебные заведения, такое положение дел – угроза не только специалистам, получающим отечественное образование, но и имиджу нашего государства. «Все, кто имеет какие-либо возможности, стремятся попасть в зарубежные вузы, и таких казахстанцев становится больше. Это говорит об оценке качества нашего образования нашими студентами и их родителями», – такое заявление сделал министр образования и науки Жансеит Туймебаев на заседании республиканской комиссии, рассмотревшей итоги внеплановой проверки деятельности высших учебных заведений на предмет соблюдения законодательства Казахстана. Похоже, что нынешний руководитель Министерства образования и науки намерен сделать то, на что не отважились прежние министры. Жансеит Туймебаев, получивший карт-бланш от президента, взялся за очистку образовательного поля страны от случайных и неквалифицированных менеджеров, занимающихся, по сути, незаконной деятельностью. В республике функционируют 176 высших учебных заведений и 81 филиал вузов. Из них 9 национальных, 35 государственных, 11 акционированных, 14 негражданских и 107 частных. В ходе фронтальной проверки в 143 высших учебных заведениях и 66 филиалах (в их числе пять российских) были установлены следующие типичные недостатки и упущения: – слабая организация; – отсутствие фундаментальных и прикладных научных исследований; – несоответствие квалификационным требованиям количественного и качественного профессорско-преподавательского состава; – низкая годовая стоимость обучения на одного студента; – нарушения правил приема, перевода и восстановления студентов. У 78 вузов доля преподавателей с учеными степенями и званиями ниже требуемого уровня. По осуществлению научно-исследовательских работ выявлено несоответствие в 65 вузах, по наличию фонда учебной и научной литературы – в 58 вузах, по контингенту студентов в расчете на одного преподавателя – в 54 вузах. У 47
...
Читать дальше »
|
№ 19 (334) от 21.05.2007? "Мегаполис"
Георгий ЛАНСКОЙ, Петропавловск
В Петропавловске в минувшие выходные состоялся международный хореографический фестиваль «Петропавловская весна». В этом году он отметил свой пятилетний юбилей.
Для участия в конкурсной программе на сцене Северо-Казахстанского театра драмы имени Н. Погодина съехались шестнадцать коллективов из Петропавловска, Караганды, Щучинска, Зеренды, Омска, Кургана и Уфы. Жюри оценивало номинантов по двум номинациям – «народный танец» и «современная хореография». На конкурсе танцоры из разных городов выставляли свои самые сильные номера, неоднократно отработанные, техничные и эффектные. Зрители воспринимали выступления юных танцоров с огромным удовольствием. Как признавались многие из них, подобные фестивали дают возможность отдохнуть и получить удовольствие. Председатель жюри, доцент Казахской национальной академии искусств Алила Алишева с большим восторгом отозвалась об уровне петропавловского фестиваля.
– Я бы хотела отметить, что уровень самодеятельных коллективов растет ежегодно. Эти дети уже вырваны из лап уличного воспитания, они далеки от ужасов алкоголизма, наркомании. Это прежде всего заслуга руководителей коллективов.
Петропавловск в этом году представляли девять коллективов, однако Гран-при фестиваля на родину увезли ребята из курганского хореографического ансамбля «Улыбка». Впрочем, по решению жюри ни один из коллективов не остался незамеченным.
|
Петропавловский журналист и преподаватель СевероКазахстанского государственного университета им. Манаша Козыбаева Заркын ТАЙШИБАЙ на днях получил грант от Министерства образования и науки РК для написания уже второй книги о хане Абылае. Теперь он ищет вертолет, чтобы с воздуха разыскать в окрестностях Кокшетау место бывшей резиденции легендарного хана. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что руководитель научного центра этнокультурных исследований СКГУ и кандидат наук Тайшибай разыскивает дом Абылай хана в тот момент, когда власти уже почти готовы торжественно открыть отреставрированную ханскую резиденцию в Петропавловске. Впрочем, у автора книги “Абылай хан”, заслужившего письменную благодарность президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА, свое мнение о местонахождении построенного по приказу царицы Екатерины дома: Ни в одном историческом документе нет точных сведений, что дом Абылая был выстроен именно в Петропавловске. Зато есть очень много свидетельств о том, что его резиденция находилась в окрестностях Кокшетау, в семи верстах от реки Кылчаклы. Мне нужен вертолет, и я с воздуха обязательно ее найду!
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск
"Время", 24 мая.
|
25 мая в Казахстанском пресс-клубе при UNICEF состоялось заседание рабочей группы по валидации Коммуникационного плана по охране прав детей в Республике Казахстане. В нем приняли участие как представители министерств РК, так и общественных организаций.
Коммуникационный план по охране прав детей в РК разработан на два года и включает в себя коммуникационные мероприятия, нацеленные на повышение осведомленности людей о правах ребенка. Они включают:
- Право ребенка жить в семье.
- Право ребенка на жизнь и развитие (основной акцент – на детей с ограниченными возможностями).
- Право ребенка на защиту от насилия.
На заседании были подробно рассмотрены цели и задачи коммуникационной компании. Главная цель здесь – привлечение внимания общества к проблемам детства. Что касается задач, то это проведение крупномасштабных информационно-образовательных мероприятий, направленных на осознание обществом важности знаний о правах ребенка, привлечение представителей государственных органов, специалистов НПО, молодежных организаций и СМИ к проблемам прав детей, и многое другое.
На заседании прошла презентация листовки-раскладушки, которую представила Нина Еркаева – президент ОО ЦАП «Образование и развитие» из Караганды, презентация листовок по правам детей (Вера Закутняя, психолог ОО «Сана сезим). Затем участники совещания работали по группам. В одной из групп, например, тестировался креативный блок коммуникационного плана по целевым гр
...
Читать дальше »
| |