№ 26 (341) от 09.07.2007, "Мегаполис" Наталья ДЕНИСОВА, Кызылорда
Я – мама довольно взрослого ребенка, который вынужден все лето провести у бабушки с дедушкой в ауле. Потому что с лагерями в Кызылорде – туго. И не только с лагерями.
То, что называется городским «Аквапарком», на самом деле представляет собой небольшой стандартный бассейн, в который измученные сорокапятиградусной жарой дети набиваются как шпроты в банку. А про наш парк культуры и отдыха говорить вообще стыдно. Три взрослых и три детских аттракциона, доставшиеся нынешнему хозяину объекта в наследство от Союза, скрипят при движении и пугают обшарпанным видом. Представьте этих монстров в окружении нескольких шашлычных. Ни к культуре, ни к отдыху такой пейзаж никакого отношения не имеет – одно название.
Но вернемся к тому, с чего начинали. К лагерям. В области 127 тысяч школьников. По официальной информации, за лето все лагеря региона могут принять 5550 ребят. 34 тысячи младших школьников первый летний месяц посещали лагеря пришкольные, организованные в 224 учебных заведениях. Это не все школы области. В некоторых, особенно сельских, нет элементарных пищеблоков, способных обеспечить малышей горячим питанием, водопроводом и подходящими для спален помещениями. Что меня удивило, так это то, что к активному отдыху областной департамент образования причисляет следующие цифры. В акциях по озеленению и благоустройству планируется задействовать около семнадцати тысяч школьников, на школьных ремонтно-строительных работах – примерно четырнадцать. На мой взгляд, это выглядит примерно так, как если бы взрослых отпускников «попросили» вместо поездки на курорт заняться ремонтом офиса и стрижкой газонов. Кстати, о курортах. Пребывание школьника в детских местах отдыха, расположенных в оздоровительных зонах Казахстана, даже на десятидневный срок за-шкаливает за двести долларов, плюс дорожные расходы, плюс сборы всего необходимого. Обычно, когда начинаешь собираться в поездку, прикупаешь несколько пар нового белья, средства гигиены, лишнюю карточку для сотового. Ребенок – не исключение. Я побывала в турагентствах Кызылорды, предлагающих места не столь от региона далекие: Шымкент, Ташкент. При скрупулезных подсчетах вывела стоимость двухнедельного качественного детского отдых
...
Читать дальше »
|
№ 26 (341) от 09.07.2007, "Мегаполис" Жибек АМЕРБЕКОВА
ЧП в детском лагере «Спутник» близ Алматы: родственники семилетней Кати Федотовой, отправляя ее туда, даже не могли предположить, что буквально через семь дней девочка окажется на больничной койке.
ЧП, как выяснилось, произошло еще 9 июня. В тот же день с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и контузия левого глазного яблока первой степени Катя была госпитализирована в ДГКБ № 1 г. Алматы. По словам родственников девочки, в «Спутник» Катя поехала 3 июня. Путевку в лагерь ей предоставили в школе бесплатно.
– 9 июня нам позвонили и сообщили, что Катю привезли с травмами в детскую больницу, – рассказывает бабушка девочки Любовь Самойленко. – Оказалось, что ребенок упал приблизительно с двухметровой высоты. Карету «скорой медицинской помощи», как выяснилось, сотрудники лагеря не вызывали, а привезли на своей машине. Опухшее лицо, заплывший левый глаз, синяк чуть ли не на пол-лица, левая щека вся была в царапинах и замазана зеленкой. Девочка похожа была на зомби, она почему-то все время повторяла «Я сама упала, сама…». Было такое ощущение, что она не по своей воле это твердила.
Врачи, осмотрев Катю Федотову, поставили диагноз – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и контузия левого глазного яблока первой степени. Заверив при этом родственников, что никаких переломов у нее нет… В тот же день, близкие Кати поехали в «Спутник», чтобы выяснить, как же могло произойти такое.
– Нам так и не удалось толком ничего выяснить, – говорит тетя Кати Карлыгаш. – Вначале сотрудники лагеря пытались нас убедить, что у девочки случился… солнечный удар, но ЧП произошло в 11 часов дня! Чуть позже эта версия поменялась, якобы она сама случайно упала.
Затем, по словам Карлыгаш, они осмотрели то место, где упал ребенок.
...
Читать дальше »
|
№ 26 (341) от 09.07.2007, "Мегаполис" Ксения МИХАЙЛОВА
Детские лагеря переживают второе рождение. Выкупив их в частную собственность, хозяева решили зарабатывать деньги на детском отдыхе. Вот только развлекательная программа и оснащение лагерей не успевают за развитием тинейджеров.
Спрос на детские лагеря есть. Попытка обзвонить лагеря Алматинской области, чтобы максимально быстро пристроить куда-нибудь мальчика 12 лет, закончилась провалом. В лучшем случае до середины, а то и до конца июля ребенок обречен оставаться в городе. Потому как более шустрые родители уже определили своих чад под присмотр вожатых.
Есть и предложение. По данным Министерства образования и науки РК, к лету 2007 года в Казахстане насчитывалось 245 детских лагерей разных форм собственности. Причем теперь «заведуют» отдыхом подрастающего поколения в большинстве не профсоюзы и даже не сами лагеря, а… туристические агентства! Сотрудники которых готовы не только в подробностях рассказать о программе отдыха, но и получить свой «процент» от продажи путевок.
На творческой волне
Лагерь «Связист» в поселке Фабричном может похвастать постоянной командой старших и младших инструкторов, наличием детей, которые приезжают отдыхать уже не первый сезон, и программой отдыха, непохожей на предложения других лагерей.
– Правда, на равнине находится, – вздыхают не очень довольные родители. – Поэтому и пыльно, и жарко.
В одном из корпусов перед началом сезона сделали ремонт. Теперь условия проживания стали лучше.
...
Читать дальше »
|
№ 26 (341) от 09.07.2007, "Мегаполис" Александр ТОНКОПРЯДЧЕНКО, Актау
Эскалация оптимизации системы верхнего образования страны в Актау началась с МАТа.
Экс-студентам Международной академии труда и их родителям было сообщено, что указанный вуз прекращает свою работу в соответствии с решением Министерства образования. В связи с этим все вопросы по поводу того, где и как будут добирать недополученный багаж знаний альмаМАТерные недоучки и кто будет оплачивать разницу в стоимости обучения тем студиозусам МАТа, что решат завершать образование в других заведениях, ректор оптимизированной академии Меруэрт Жумалиева порекомендовала адресовать чиновникам Минобра. Это заявление было встречено негодующими возгласами родителей несостоявшихся академиков труда, но до ненормативной лексики все же не дошло.
Менее болезненно обошлась оптимизация актауского филиала Карагандинского государственного университета. И не только потому, что решение об его закрытии было принято еще в 2005 году, и тогда же был прекращен набор в это заведение новых студентов. Головной вуз, не сумевший создать оптимальные условия для обучения студентов в своем Актауском филиале, не стал переваливать ответственность за собственные просчеты на министерство и взял на себя дообучение своей оптимизированной клиентуры. Правда, для этого «уволенным» актауским студентам придется ездить в Караганду. Зато не надо будет доплачивать за обучение здесь и досдавать какие-то экзамены и зачеты.
Впрочем, позицию вышеупомянутого ректора Международной академии труда тоже можно понять. Особенно если принять во внимание сообщенную ею во время беседы со вчерашними студентами МАТа и их родителям информацию о том, что до решения о ликвидации указанного заведения никаких претензий к уровню обучения в нем со стороны контролирующих органов Минобра никогда не поступало. Напротив, МАТ даже будто бы был до сих пор на хорошем счету.
...
Читать дальше »
|
№ 26 (341) от 09.07.2007 Сергей РОМАНОВСКИЙ, Павлодар
Студентам одного из павлодарских колледжей впору носить на занятия не тетрадки с выполненным заданием, а купальные принадлежности. В любое время года в подвале учебного заведения и на первом этаже столбики термометров показывают одну и ту же температуру + 50 градусов по Цельсию.
Устав от тропического климата, отрицательно сказывающегося на учебном процессе, руководство колледжа обратилось за помощью к первому заместителю акима Павлодарской области Александру Вербняку. Тот поручил соответствующим службам выяснить, чем вызвана подобая аномалия. На место выехали специалисты горводоканала, теплосетей и ЧС. Однако загадка оказалась и им не по зубам. Никаких коммуникаций, могущих служить источником одуряющей жары, под учебным заведением не проложено. Между тем на глубине четырех метров термометр так же, как и в подвале, показывает +50 градусов. Версия о лопнувшей трубе не рассматривается и по той простой причине, что во всем помещении абсолютно сухой воздух, нет даже и малейшего намека на сырость.
Как пояснил исполняющий обязанности начальника областного департамента по ЧС Игорь Филонов, теперь к разрешению загадки тепловой аномалии решено привлечь геодезистов. В настоящее время решается вопрос, из какого источника будет производиться финансирование исследовательских работ. Специалисты оценили свои услуги в 250 тысяч тенге.
|
АСТАНА. 3 июля. КАЗИНФОРМ – В понедельник состоялась встреча министра образования и науки Казахстана Жансеита Туймебаева с председателями областных и территориальных профсоюзных комитетов отрасли, сообщает Казинформ со ссылкой на пресс-службу МОН РК. Обсуждены вопросы корректировки действующего отраслевого Соглашения в соответствии с новым Трудовым кодексом и проблемы, находящиеся вне компетенции Министерства, но требующие неотложных решений. В их числе - оплата труда учителей. Уровень средней заработной платы педагогических работников относительно средней номинальной по республике на сегодняшний день составляет всего 42%. Из-за низкой заработной платы в течение ряда лет ощущается недостаток кадров. Качественному образованию препятствует и слабая материально-техническая база. Сегодня 216 школ республики находятся в аварийном состоянии, в 115 школах – трехсменное обучение, в 997 населенных пунктах нет школ. Повышение требований к учителю обязывает изменить его статус. Необходимо освободиться от некомпетентных, случайных людей, работающих в отрасли. При подборе руководящих кадров образования на местах требуется согласование их кандидатур с Министерством образования, что должно быть заложено в новом Законе «Об образовании». Необходимо финансирование институтов усовершенствования учителей. Обмен мнениями между профсоюзами и МОН РК был эффективным и полезным для укрепления партнерских отношений.
|
С сегодняшнего дня стартует совместная акция газеты «Литер» и АО «Центр международных программ». В течение недели по горячей линии ЦМП вы задавали вопросы, связанные с получением международной стипендии «Болашак», ответы на которые будут еженедельно появляться на страницах нашего издания. 1. Как долго будет действовать программа «Болашак»? Международная стипендия «Болашак» является бессрочной программой, так как в Казахстане имеется большая потребность в специалистах разных специальностей с зарубежным образованием. 2. В настоящее время по международной стипендии президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Болашак» предусмотрено только обучение в зарубежных университетах по программам магистратуры и докторантуры. К сожалению, научная стажировка в ведущих мировых исследовательских центрах в рамках этой программы не предусмотрена. Почему? На встрече с молодыми учеными, которая состоялась 27 марта 2007 года, глава государства дал поручение предусмотреть в рамках программы «Болашак» научную стажировку и переподготовку научных и педагогических кадров. Однако это возможно только после внесения соответствующих изменений в закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года № 389-I «Об образовании», в частности относительно расширения понятия «международная стипендия «Болашак», которое в настоящее время не охватывает научную стажировку. Работа в этом направлении уже ведется. 3. Студенты, закончившие зарубежные вузы по программе «Болашак» (бакалавриат), из-за отсутствия опыта работы в странах обучения, возможно, не в полном объеме смогут применить полученные знания по приезде в Казахстан. Как вы смотрите на то, чтобы разрешить один год практики, что предоставляется множеством университетов за рубежом, которая будет оплачиваться работодателем, что, в свою очередь, сократит государственные расходы на этот год и поможет приобретению навыков? Согласно правилам отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак», бюджетом не оплачивается прохождение стажировки стипендиатами программы «Болашак». Программа подготовки кадров за рубежом «Болашак» предполагает получение обладателями международной стипендии «Болашак» академического образования. Более того, одна из главных целей программы – это применение полученных знаний в Казахстане. В связи с этим организация практики в данном случае целесообразнее в Казахстане. В то же время в случае наличия приглашений от компаний практика стипендиатов программы «Болашак» в странах обучения возможна, но только по решению Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом. 4. Будет ли увеличено количество стипендий по программе «Болашак»? Количество стипендий было определено в ежегодном послании президента народу Казахстана в 2005 году, и его изменение в ближайшее время не планируется. 5. Для участия в программе «Бола
...
Читать дальше »
|
Сельские жители в центральном Китае примерно два десятилетия назад выкопали около тонны костей динозавров и принялись кипятить их в супе или стирать в порошок для производства средств традиционной медицины. Крестьяне полагали, что это были кости летающих драконов, обладающие чудодейственными лечебными свойствами. Богатые кальцием кости иногда варили вместе с другими ингредиентами и давали есть детям, чтобы вылечить их от судорог в ногах и головокружения. Как вариант, кости размалывали и превращали в пасту, которой обрабатывали переломы и другие повреждения. Это продолжалось до прошлого года, пока учёный Дун Чжимин (Dong Zhiming) не заглянул на базар и не увидел "кости дракона" в продаже по цене 4 юаня ($0,5) за килограмм. Чжимин, будучи профессором института позвоночной палеонтологии и палеоантропологии Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences), сразу понял, какому "дракону" принадлежали останки. А крестьяне, узнав, что ели кости динозавров, живших 85-100 миллионов лет назад, подарили учёным 200 килограммов костей для исследований. inauka.ru.
|
С 14 по 28 июля 2007 года в Подмосковье в поселке Видное пройдет Международный театрально-драматургический проект "Класс Мира Россия 2007". Международный театрально-драматургический проект "Класс Мира Россия 2007" объединит подростков из школ и детских домов России и стран СНГ. Участниками фестиваля станут ребята из детского дома в Мытищах (г. Москва), детского дома "Надежда" (г. Дубна), из детского приюта Владимирской области (г. Радужный), мальчишки и девчонки из Северной Осетии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Абхазии. С российской стороны в проекте также примут участие два ребенка, выздоравливающие после лейкемии - подопечные благотворительного фонда Чулпан Хаматовой. Единственный критерий отбора участников проекта – хорошее знание русского языка. Проект рассчитан на подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Участники проекта проведут две недели в летнем лагере в Видном. Под руководством русских драматургов Вадима Леванова и Вячеслава Дурненкова и британских драматургов Alan Geoffrey и Jemima Levick, они будут писать пьесы, выбирая темы и проблемы по своему усмотрению безо всяких ограничений. Написанные детьми короткие пьесы затем будут переданы профессиональным актерам и режиссерам, включая звёзд театра и кино Кирилла Серебрянникова, Чулпан Хаматову и Юрия Чурсина, которые отрепетируют их в присутствии авторов и представят публике 27 июля на заключительном событии - Гала Премьере на Другой сцене Московского театра Современник. (Именно этим знаменательным событием в этом году Московский театр Современник завершит свой театральный сезон). Музыкальное сопровождение к спектаклю, вместе с детьми создаст певица Нино Катамадзе. В конце вечера Галина Борисовна Волчек наградит юных драматургов дипломами. Все участники проекта получат в подарок сборник пьес "Класс Мира Россия 2007". В фойе театра зрителям будет представлена художественная выставка работ участников проекта, а также фоторепортаж о двухнедельном пребывании подростков в летнем лагере, где они сочиняли пьесы и занимались художественными ремеслами. Организаторами мероприятия выступили Некоммерческое Партнёрство Игра 3000, Московский театр Современник и театр Траверс (Эдинбург), проект пройдет при поддержке Посольства Великобритании и Комитета общественных связей города Москвы. "Класс Мира Россия 2007" – социально-культурный проект, который затрагивает, самые актуальные проблемы современного общества. Это важная творческая и социальна
...
Читать дальше »
|
На состоявшейся в Лиссабоне 7 июля 2007 года церемонии объявления новых Семи чудес света, таковыми были признаны Великая китайская стена, подземный каменный город Петра в Иордании, бразильская статуя Христа Искупителя в бухте над Рио-де-Жанейро, древний перуанский город Мачу-Пикчу, мексиканский комплекс пирамид майя Чичен-Ица, римский Колизей и индийская гробница Тадж-Махал. Среди лидирующих претендентов до последнего момента держалась Эйфелева башня в Париже, однако в итоге ее обошел римский Колизей - единственный представитель Европы среди новых чудес. Голосование проходило в течение двух лет на сайте проекта, запущенного швейцарцем Бернардом Вебером и через SMS во всех странах мира. ЮНЕСКО проект так и не поддержала, посчитав его лишь отвлекающим от действительно важных задач сохранения мирового культурного наследия. Несмотря на глобальный характер мероприятия, всего за 27 претендентов было отдано менее 100 миллионов голосов, хотя проголосовать многократно было совсем не сложно. osvita.org.ua.
|
Канистру бензина и спички подарили ученики одного из выпускных классов своей классной руководительнице. Инцидент случился в тартуской Гимназии Мийна Хярма (Эстония). По словам одного из учеников, идею подарка ученикам подсказали высказывания учительницы на классном часе. "Наши отношения в течение этих трех лет не были хорошими. Идея подарка пришла на классном часе, когда учительница сама сказала нескольким ученикам, что им нужно себя сжечь", - рассказал выпускник. Подарок представлял из себя канистру с бензином, на которой свои автографы оставили ученики, и коробку спичек. По словам того же ученика, хоть отношения учительницы и класса не были особенно теплыми, ученики все-таки своим подарком не хотели сделать ей неприятно, он был выбран с юмором. "Учительница сама восприняла все в юмором и еще до выпускного подозревала, что мы выкинем с подарком что-то символичное", - добавил выпускник. Директор гимназии Эне Таннберг уверена, что здесь нельзя говорить о каком-то недоброжелательном жесте в адрес учителя, скорее тут имеет место черный юмор. "Это типичное постмодернистское поведение, мы понимаем все по-разному. То, что для одного является шуткой, для другого оскорбительно", - считает директор. По словам директора, учительница в самом деле сказала на классном часе те слова, о которых говорят ученики. "Это молодежный слэнг, и я не знаю, в каком контексте она это сказала", - отметила директор гимназии. osvita.org.ua.
|
09.07.2007 Президент Чечни Рамзан Кадыров поддерживает идею перевода начальной школы в республике на чеченский язык обучения. «Я уже говорил о родном языке. Мы уделяем серьезное внимание этому вопросу. Надо поддержать предложения многих наших ученых, учителей, представителей интеллигенции и рядовых граждан вести начальное обучение в школах на чеченском языке», – говорится в послании президента к народу и парламенту Чечни. «Однако одного закона о языке недостаточно, чтобы решить эту проблему. Нужно добиваться расширения сфер употребления чеченского языка, бережного отношения к нему как со стороны населения, так и чиновничества», – отмечает Кадыров. Он подчеркивает, что «каждый должен чувствовать потребность в этом и этому в немалой степени должны способствовать качественные произведения художественной литературы и искусства». В действующей конституции республики чеченский язык наравне с русским назван государственным языком. Русскому языку дано определение и как языка межнационального общения. gazeta.ru.
|
09.07.2007 Медуз иногда уподобляют тараканам моря, поскольку они являются самыми выносливыми и наиболее нежелательными разновидностями, процветающими в результате изменения климата и загрязнения окружающей среды. Группа японских ученых нашла способ извлекать слизь, производимую медузами, и утилизировать ее. Слизь можно использовать в производстве пищевых добавок, косметических и лекарственных средств. Обширные поселения медуз в океане возникли из-за истощения рыбных запасов. Разнообразие их огромно: от 170 килограммовых монстров Nemopilema nomurai, топящих рыбацкие сети, до маленькой Aurelia aurita, блокирующей охладители воды атомных электростанций. За исключением китайских деликатесов, медузы до сих пор не находили практического применения. Японские исследователи во главе с доктором Киминори Ушида (Kiminori Ushida) из Института физических и химических исследований RIKEN извлекла слизь из пяти разновидностей медузы и нашла, что она богата семейством сладких белков, названных муцинами (mucins). Обычно получаемый из слюнных желез коров и свиней, муцин применяется в пищевой промышленности для придания продукту сладости, а также в косметике для сохранения влажности кожи и создания антибактериального эффекта. Доктор Ушида сказал, что в ближайшей перспективе японцы будут использовать новый муцин от медуз в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности вместо животного муцина. Остается провести испытания муцина от медуз на иммунную и аллергическую реакцию у людей. Об этом сообщает CNews.ru со ссылкой на Telegraph. inauka.ru.
|
09.07.2007 В британских школах ввели новый предмет "экономическое благосостояние и финансовые возможности", чтобы практически подготовить подростков к финансовым трудностям, с которым они сталкиваются, едва покинув школу. По мнению ряда наблюдателей, заканчивая обучение, молодое поколение почти сразу попадает в сложную ситуацию, связанную с необходимостью брать потребительские кредиты и выплачивать высокие банковские проценты. Между тем в 2006 году задолженность по потребительскому кредиту в Великобритании составила больше одного триллиона фунтов стерлингов. Уже в первом квартале 2007 зарегистрировано более 30 тысяч случаев финансовой несостоятельности и 33 тысячи случаев ареста имущества. Предмет "экономическое благосостояние и финансовые возможности" будет преподаваться либо отдельно, либо как часть другого предмета, к примеру, математики. Как заявил Эд Боллз (Ed Balls), занимающий в правительстве пост секретаря по вопросам детей, школ и семьи, дети должны знать, как действовать, открывая банковский счет, покупая недвижимость или делая отчисления в пенсионный фонд. Однако инициатива правительства вызвала резкую критику оппозиционной консервативной партии. Секретарь теневого кабинета по вопросам детей, школ и семьи Майкл Гоув (Michael Gove) заявил в этой связи: "Не может не вызывать иронии, когда правительство, подняв налоги и многократно увеличив расходы за коммунальные услуги, теперь обучает детей, как справиться с долгами, которые само же на них и взвалило". lenta.ru.
| |