3:32 AM Старые мысли о главном | |
Литер
http://www.liter.kz 08.02.2008
Вчера в Алматы прошел второй семинар по проблемам развития системы образования Казахстана Научно-методологическое мероприятие республиканского масштаба на сей раз было посвящено состоянию и задачам педагогической науки страны. Единственным выступающим перед огромной аудиторией работников вузов, школ, ученых и соискателей был президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов. Судя по его объемному выступлению, казахстанская педагогика успехами не блещет. И не потому, что толковых исследователей нет, а скорее из-за крайне низкого финансирования педагогической науки со стороны государства. Известно, что фундаментальные исследования являются двигателем развития той или иной сферы жизнедеятельности. В противном случае развитые страны не выделяли бы миллиарды на их научное изучение. Уровень образования в государстве – исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. А без педагогической науки создать безупречно работающую систему образования невозможно. На сегодняшний день основным исследователем в области образования в нашей стране является Казахская академия образования им. Алтынсарина и несколько небольших институтов, входящих в ее состав. Казалось бы, задел есть. А значит, должны быть и результаты. Но если взглянуть на объемы финансирования педагогической науки, можно сделать соответствующие выводы. В целом по Казахстану для проведения фундаментальных исследований в 2007 году государство выделило более 2,5 млрд тенге. Из них на проведение научных работ в области гуманитарных наук – чуть больше 480 млн тенге, в том числе на образовательную часть – порядка 28 млн. Это всего 1,05 процента от общего объема финансирования фундаментальных исследований, или 5,8 процента от средств, выделенных на работу с гуманитарными науками. На прикладные исследования в области образования в ушедшем году было выделено 138 млн тенге, из которых 55 процентов ушли на содержание разных республиканских организаций. Для сравнения, в России только Российской академии образования (РАО) правительство на научные исследования предоставило 440 млн рублей, что эквивалентно 2 млрд 200 млн тенге. Примерно такая же ситуация сложилась и в Украине. Значительно больше, чем в Казахстане, на исследования в области образования тратит и Беларусь. Иными словами, финансирование педнауки в Казахстане в 20 раз меньше, чем объем содержания двух НИИ России и в 40 (!) раз меньше, чем двух НИИ Украины. По словам Аскарбека Кусаинова, в нашей стране по госзаказу предусмотрено выполнение 41 прикладного научно-исследовательского проекта учеными 19 академий, университетов, институтов и центров. На выполнение работ в 2007 году было выделено 62 млн тенге, то есть по 1,5 млн тенге в год на каждый проект. Месячный фонд заработной платы исполнителей госзаказа составляет 75 тысяч тенге. Без комментариев. А самое парадоксальное, что и проводимые ныне исследования не охватывают все ступени образования. Например, по данным президента Академии педагогических наук, не ведется ни одного проекта по изучению проблем профессионально-технического образования и образования в колледжах. Дошкольному образованию посвящено всего одно исследование, и два проекта охватывают послевузовское образование. – Давно известно, что по этим ступеням образования накопилось очень много проблем, и жаль, что они практически не исследуются, – говорит Аскарбек Кусаинов. Молодые ученые под руководством научных руководителей тоже занимаются своего рода исследованиями, которые затем защищаются в виде кандидатских и докторских диссертаций. За последние 22 года в Казахстане получили ученые степени 189 докторов и 907 кандидатов наук. И здесь есть «белые пятна» – проблемам начального и среднего профессионального образования посвящено только 2 процента всех защищенных работ. Непаханое поле для потенциальных исследователей, что называется. А с другой стороны, отмеченные пробелы означают, что педагогическая наука Казахстана работает в отрыве от педагогики практической. Следовательно, учителя школ и преподаватели вузов не имеют под рукой научно обоснованных механизмов усовершенствования своей работы. Поэтому и топчемся все время на месте – о наболевших проблемах знаем прекрасно, а как их решить – к сожалению, нет. По мнению ученого, объем средств, выделяемых на проведение научно-исследовательских работ в области образования, нужно увеличить в текущем году до 400–500 млн тенге, а в 2009 году довести этот показатель до 800–900 млн. Целесообразно также создать при Министерстве образования и науки координационный совет для определения актуальных направлений фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, способствующих повышению эффективности проводимых реформ в области образования, разработки механизма внедрения результатов исследований в педагогическую практику. Только так можно довести качество казахстанского образования до мировых стандартов. P.S. В ближайших номерах «Литера» читайте полный анализ состояния и перспектив казахстанской педагогической науки. Александра Алехова,Фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Алматы | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|