№ 49 (16435) от 18.03.2008, "Экспресс К" Илья ГУК, Астана
Вчера депутаты спрашивали министра образования и науки Жансеита Туймебаева (на фото), пробовал ли он поднять современный школьный портфель, под завязку набитый учебниками. Этой тайны глава ведомства не раскрыл, но пообещал, что скоро ранцы станут легче в четыре раза.
Туймебаев пришел на "парламентский час" в мажилис и рассказал о том, над чем его министерство работает в данный момент. Так, с 2007 года реализуется программа "Дети Казахстана", направленная на снижение числа беспризорников, решение жилищных проблем выпускников детских домов путем создания Домов юношества. Этот проект предполагается завершить в 2011 году. Еще одна интересная программа министерства ориентирована на борьбу с учеными-плагиаторами. По словам Жансеита Туймебаева, проверка представляемых диссертационным советам научных работ ведется в усиленном режиме. Труды исследуются на предмет заимствования, в том числе и с помощью Интернета. И уличенные в подлоге "ученые" к защите диссертаций, само собой, не допускаются. Депутаты засыпали министра вопросами. Светлана Ферхо поинтересовалась у Жансеита Туймебаева, как в будущем будет решаться проблема переквалификации учителей. - Анализируя ваши данные, убеждаюсь в том, что, к великому сожалению, в нашей стране пять процентов учителей имеют среднее, то есть школьное образование, - сообщила депутат. Кроме того, по словам Светланы Ферхо, в среднем по стране 28,8 процента учителей не имеют категорий. К примеру, в Атырауской области без категории подобных педагогов - 30 процентов, в Акмолинской - 29,5, а в Актюбинской и подавно - 35 процентов. - Вопросы образования и науки, если посмотреть, это вопросы не только нашего министерства, - неожиданно признался Туймебаев. - Мы - уполномоченный орган-регулятор, а многие проблемы касаются всего общества. Почему-то министр привел в пример Голландию, правительство которой подсчитало, что на реформу образования им понадобится около 40 лет. Что же касается Казахстана, то нынешняя непростая ситуация в образовании, по словам Туймебаева, во многом обязана уменьшению в переходный период числа специалистов международного уровня. Сегодня же многие профессио
...
Читать дальше »
|
№ 50 (16436) от 19.03.2008, "Экспресс К" Станислава КУЦАЙ, Актау
В Мангистауской области есть только одна школа, где сбылась мечта президента Казахстана. Там ученики свободно владеют двумя, а некоторые и тремя языками. Опыт школы из маленького поселка Баутино надо бы перенимать учителям всех других учебных заведений, но вместо этого власти области ее собираются закрыть. Школа, открытая в поселке Баутино еще в 1873 году, может умереть в этом, накануне своего 135-летия.
Президент Нурсултан Назарбаев постоянно подчеркивает, что казахстанцы должны знать три языка: "Казахский, потому что это наш родной язык, русский, потому что это язык нашей культуры, и английский, потому что это язык мирового бизнеса". В баутинской русской школе им. Горького эти пожелания исполняются. Но альма-матер могут закрыть, об этом сообщили встревоженные родители будущих первоклашек. И хотя письменного приказа на этот счет пока нет, есть устное распоряжение не принимать первоклашек на 2008-2009 учебный год. Но ведь школа, у которой нет первоклассников, обречена на вымирание. Это во-первых. А во-вторых, достаточно взглянуть в планы развития области, там черным по белому написано: "Реорганизовать школу им. Горького в технический лицей". Из чего следует, что средняя школа, которая готовила будущих учителей, врачей, инженеров, превращается в ГПТУ. А ведь из стен именно этой школы вышло огромное количество руководителей и классных специалистов, которые известны не только в области, но и в республике. И сейчас из ее стен выходят ребята, которые успешно учатся в российских институтах и академиях, причем на государственные гранты. Из прошлогодних выпускников через пять лет вернутся в Мангистау несколько морских специалистов, окончивших Астраханскую мореходку. Вернутся врачами девочки, поступившие в Астраханскую медицинскую академию. Вернется мальчик, который учится в Обнинском институте ядерной энергетики. Как раз к тому моменту начнется строительство в Актау новой АЭС. ПТУ, конечно, нужны, но они не готовят физиков-ядерщиков, врачей и капитанов кораблей. Аргумент в пользу закрытия школы прост - в Баутино всего пять процентов русскоязычных детей, поэтому будет достаточно открыть русские классы в
...
Читать дальше »
Просмотров:
1717
|
Добавил:
collegy
|
Дата:
2008-03-21
|
№ 51 (16437) от 20.03.2008, "Экспресс К" Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана
Полторы тысячи школ в Казахстане не имеют собственных столовых и буфетов. В итоге больше полумиллиона школяров остаются на голодном пайке, пока идут уроки. А в тех учебных заведениях, что все-таки считают нелишним покормить своих маленьких подопечных, включают в меню просроченные и вредные продукты.
Такую мрачную картину вчера нарисовали чиновные мужи в Министерстве образования и науки. Заголовок одного из обсуждаемых пунктов "Полноценное питание в школах" звучал как-то неуместно, поскольку, как выяснилось, о приличных трапезах многие казахстанские ученики могут только мечтать. Министр образования и науки Жансеит Туймебаев начал с пренеприятнейшего известия: сегодня горячим питанием охвачено не более 55 процентов школьников. И настоятельно посоветовал собравшимся на межведомственной комиссии чиновникам решить эту проблему. - К решению вопросов организации школьного питания должны активно подключиться акимы всех уровней, привлекая партнеров и предпринимателей, - подчеркнул министр и привел в пример Алматы, Астану и Карагандинскую область, в бюджете которых предусматриваются средства на бесплатное питание учеников начальных классов. А вот самым низким показателем по республике может "похвастать" Кызылординская область, где горячее питание получают всего около 8 процентов учащихся. За последние три года, сообщил господин Туймебаев, в стране стало в два раза больше школьников, страдающих различными хроническими заболеваниями. Главная причина, по мнению министра, - неполноценное питание. Рассказ председателя Комитета по охране прав детей Минобразования Жумажана Жукенова омрачил и без того безрадостную обстановку в зале. По его словам, многие ученические столовые далеки от идеала, а школьники, принявшие участие в опросе, заявили, что трапезы в учебных заведениях не доставляют им ни малейшего удовольствия. Вдобавок к неважным вкусовым критериям пищеблоки школ буквально дышат на ладан - в стране "недосчет" 50 тысяч современных столов и 200 тысяч стульев, 4 тысяч холодильников и массы другого оборудования. Элементарной посудой не обеспечена половина школьных трапезных. - Как показал анализ, в Кызылординской области все 199 столовых арендуются частными предпринимателями, которые в большей мере беспокоятся о своем бизнесе,
...
Читать дальше »
|
№ 51 (16437) от 20.03.2008 Александр КАМИНСКИЙ, Алматы
Знаменитые петроглифы урочища Тамгалы Тас в 170 километрах от Алматы пережили более трех тысячелетий. Но пройдет еще несколько лет, и они исчезнут. Их невозможно будет различить под слоем надписей, созданных в начале XXI века нашей эры.
Наскальные рисунки Тамгалы Тас были обнаружены в 50-х годах прошлого века, и удаленность от бывшей столицы страны долгое время спасала их от разрушения. Но времена быстро меняются, 170 километров нынче - не расстояние, на вооружении современных пещерных людей имеются мощные полноприводные автомобили. Врожденная скромность не позволяет им любоваться петроглифами XIV века до нашей эры в благоговейном молчании, они хотят оставить свой след в истории Казахстана. И еще как оставляют! Добро бы они малевали на священных камнях свои имена краской - это можно было бы потом как-то поправить, стереть, отреставрировать. Но они высекают их на камне - в той же самой технике, какой пользовались художники эпохи средней бронзы. Причем часто прямо поверх древних изображений! В редакции имеется масса снимков, иллюстрирующих, как памятник истории, охраняемый ЮНЕСКО, постепенно превращается в свидетельство варварства наших современников. Вот их незабвенные имена, навеки высеченные в камне: Абилдаев Кайрат Косдаулетулы, Мурат Болатулы, Бакытжан, Кайыров, Кайрат, Влад, Токтар, Вова, Алпохн, Фанаянов А.А., Ватан, Сабырбеков Бакыт и многие, многие другие. Вообще-то, уважать или не уважать свою историю - это не есть личное дело каждого казахстанца. Это требование Основного Закона страны. В Конституции нашей страны статья 37 гласит: "Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры". Чем гарантируется ее исполнение? Сейчас любят говорить о Казахстане, как о туристическом рае, куда со всего мира будут съезжаться восторженные туристы. Но я очень не хотел бы оказаться на месте экскурсовода или переводчика, объясняющего заморским гостям, отчего поверх древнего изображения оленя вырезано дурацкое сердце с кириллической надписью. По-моему, это просто позор. За такого рода экзотикой ехать за тысячи километров в далекий Казахстан вовсе не обязательно - ее можно в изобилии найти на любой помойке.
|
"Аргументы и факты Казахстан"
До 1926 года в нашей стране (имеется в виду СССР) в республиках с преобладающим мусульманским населением Наурыз отмечался практически повсеместно. Потом этот праздник запретили, и в 1991 году день весеннего равноденствия опять возвели в ранг государственного «красного дня». Между тем до сих пор никто толком не может изложить историю Наурыза. В большинстве газет публикуются кулинарные рецепты или традиционные народные обряды. Сегодня мы попробуем рассмотреть этот самый древний и загадочный праздник с других сторон, пусть даже не совсем привычных. Это будут точки зрения историка, философа, астронома и специалиста по оккультным наукам. Мнение астронома Владимир Терещенко, старший научный сотрудник Института астрофизики РК: - В ночь с 21 на 22 марта в 0 часов 26 минут по времени Астаны Солнце «перекатывается» из южного полушария Земли в северное. Солнце, как считает человеческий глаз, движется по пути, который называется эклиптикой. Дважды в год светило пересекает наш экватор. Это бывает 22 марта и 22 сентября. В эти дни день (простите за тавтологию) равен ночи, поэтому они и называются днями весеннего равноденствия. Для землян, живущих в северном полушарии, он считается началом астрономической весны, а для жителей южного полушария этот день - начало осени… Люди обнаружили изменение наклона земной оси примерно 6 тысяч лет назад. Разумеется, у древних не было телескопов, но были удивительно точные угломерные приборы. Хочу сказать, что ничего мистического в таком дне, конечно, нет, и то, что говорят по этому поводу астрологи, к науке не имеет никакого отношения. Это простая космическая геометрия, такие своеобразные часы, которые «работают» миллиарды лет. Другое дело, что люди привнесли в небесное явление свои этические и эстетические правила. Мнение историка Владимир Осколков, кандидат исторических наук: - Скорее всего, празднование Наурыза начали шумеры, потом эта традиция перешла в Аккадию, Вавилон и Ассирию. Вот что написано в шумерском лунно-солнечном календаре: «В месяц Сивану (соответствует нашему марту), когда расцветает весь мир, в ночь с 21-го на 22-е наступает благоденствие, и день обнимает ночь…». В египетском календаре во времена зороастризма третий месяц года также имел особое значение - он считался месяцем чистоты и целостности и посвящался Сириусу. Назывался он Хордад. В древнеримском календаре третий месяц года был назван в честь бога Марса. Март олицетворял собой возрождение сил природы, победу тепла и весны. Интересно, что параллельно празднование дня весеннего равноденствия прижилось
...
Читать дальше »
|
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько хорошо россияне знают отечественную историю и могут ответить на вопросы ЕГЭ. Проявляют интерес к истории страны 39% россиян; в их числе только 7% очень интересуются – читают книги по истории, смотрят исторические фильмы, посещают музеи; и треть опрошенных, 32%, интересуется время от времени. Не проявляют интереса к этой теме 54% респондентов; среди них 36% опрошенных отмечают, что в школе (институте) интересовались отечественной историей, но теперь для этого нет ни времени, ни особого желания; а 18% никогда не интересовались историей страны. Респонденты 60 лет и старше отмечают, что очень интересуются этой тематикой, чаще (12%), чем более молодые опрошенные (5–8%).
Лишь 1% россиян оценивает свои знания по отечественной истории на ''отлично''; 18% полагают, что знают этот предмет ''хорошо''; почти половина опрошенных, 45%, – ''на троечку'' и каждый четвёртый (26%) – ''плохо''. Чем выше уровень образования опрошенных, тем более высокие оценки они себе ставят: так, на отметку ''хорошо'' претендуют 10% респондентов с образованием ниже среднего и 25% – с высшим и незаконченным высшим образованием.
Респондентам были заданы 8 вопросов из демонстрационного варианта ЕГЭ 2007 г. по истории России для 11 класса школы. Правильно ответили на все восемь вопросов только 2% респондентов (в группе с высшим и незаконченным высшим образованием – 5%). Ещё 4% опрошенных верно ответили на 7 вопросов и 8% – на 6 вопросов. Не дали ни одного верного ответа 14% респондентов.
Верные ответы по тому или иному вопросу дают от 23% до 57% опрошенных. Чем выше уровень образования, тем больше доля правильных ответов: в группе с образованием ниже среднего доля верных ответов колеблется в интервале от 15% до 46%; в группе с высшим и незаконченным высшим образованием – от 33% до 66%.
История ХХ в. известна россиянам несколько лучше, чем более ранние периоды. Знают, что в XVI–XVIII вв. ''приказами'' называли органы центрального управления, четверть респондентов (23%: от 15% в группе с образованием ниже среднего до 33% с высшим и незаконченным высшим образованием); что Россия была провозглашена империей в XVIII в. – 28% опрошенных (от 16% до 37% в разных образовательных группах); что освобождение крестьян от крепостной зависимости относится к царствованию Александра II – 34% (от 27% до 47%); что в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших ценности предшествующих поколений и современного им общества, называли нигилистами – 33% (от 20% до 49%); что в результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г. нашим армиям удалось соединиться под Смоленском – 43% (от 25% до 56%); что переход в собственность государства земли, предприятий и т. п. в 1917–1918 гг. называется национализацией – 53% (от 46% до 66%); что кол
...
Читать дальше »
|
Крайний срок подачи документов: 01.04.2008 Открыт прием работ на ежегодный международный конкурс компьютерной графики и анимации «Электронное перо – 2008». Положение о международном конкурсе компьютерной графики и анимации «Электронное перо - 2008» I. Общие положения 1.1. Конкурс компьютерной графики и анимации «Электронное перо - 2008» проводится в целях: развития информационной культуры, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса школьников и студентов, стимулирования процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс. 1.2. Организаторы конкурса: Магнитогорский государственный университет (Южно-Уральский региональный центр Интернет образования (ЮУРЦИО)), ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», Министерство образования и науки Челябинской области, Управление образования г. Магнитогорска. 1.3. Конкурс проводится по следующим номинациям: 1. Лучший анимационный ролик; 2. Лучшая графическая работа по темам: - загадки древнего Аркаима, - металлургический комбинат глазами детей, - мой город, - компьютерный дизайн, - графика на свободную тему. 1.4. В конкурсе могут принять участие учащиеся и студенты образовательных учреждений всех типов. 1.5. По результатам проведения конкурса будет определено первенство (1, 2, 3 место) в номинации №1 и первенство (1, 2, 3 место по каждой из заявленных выше тематик) в номинации №2.
1.6 Победители конкурса (1,2,3 места) будут награждены дипломами и призами.
1.7. Основанием для включения в списки участников конкурса является представление в оргкомитет заявки на участие.
1.8. Конкурс проводится заочно - подготовка заданий и представление готовых заданий для оценки жюри.
II. Организация и проведение конкурса 2.1. Для подготовки и проведения конкурса создается оргкомитет из работников ЮУРЦИО и жюри.
2.2. Состав оргкомитета: • Сапрыкина Ю.В., Заместитель директора по учебной работе ЮУРЦИО • Проскуряков И.Г., технический директор ЮУРЦИО • Сероштан А.А., программист ЮУРЦИО
2.3 Состав жюри: Председатель: Куликов Александр Григорьевич — канд.пед.наук, зав. кафедрой основ проектирования Магнитогорского государственного университета, член Союза дизайнеров России.
Члены жюри: Смушкевич Владимир Леонидович – Израиль, г. Цфат, колледж Тель-Хай, преподаватель компьютерной графики и дизайна. Паволов Игорь Сергеевич – канд псих. наук, президент академии попечителей Москвы. Окольнишникова Ирина Викторовна – зав. кафедрой коммерции Южно-Уральского государственного университета.
2.4 Сроки проведения конкурса: конкурс проводится с 1 декабря 2007 г. по 1 апреля 2008г. Подведение итогов конкурса состоится 26 апреля 2008.
III. Порядок предс
...
Читать дальше »
|
Крайний срок подачи документов: 10.04.2008
Пушкинская премия была учреждена в 2000 году, чтобы морально поддержать и материально поощрить самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего зарубежья. Мы приглашаем всех учителей ближнего зарубежья, а также впервые в этом году по многочисленным просьбам педагогов и дипломатов Израиля, Болгарии и Сербии, преподающих русский язык и литературу, знакомящих учеников с русской культурой, историей, принять участие в конкурсе.
Участники: педагоги-русисты СНГ и стран Балтии, Болгарии, Израиля и Германии.
Организаторы конкурса: правительство Москвы, "Российская газета" при поддержке Министерства иностранных дел РФ.
Тема эссе 2008 года: "Кому он нужен, этот русский". Организаторы конкурса ждут конкретные рассказы о том, зачем учат язык Тургенева и Толстого в ваших странах? Как относятся к русскоязычным? Ощущаете ли вы помощь России подвижникам русского языка и культуры?
Конкурс проводится ежегодно и состоит из следующих этапов: • публикация условий конкурса и объявление темы творческого эссе в "Российской газете" при информационной поддержке посольств РФ, советов соотечественников и ассоциаций учителей русского языка в странах ближнего зарубежья, Болгарии, Израиля, Сербии - январь 2008 года; • прием конкурсных работ: сочинение на заданную тему - до 10 апреля; • анализ присланных работ, публикация лучших из них в российской печати, заседание жюри - до 20 мая.
Подведение итогов, определение пятидесяти финалистов и публикация их фамилий в газетах-учредителях в день рождения А.С. Пушкина - 6 июня. Торжественная церемония награждения лауреатов проводится в Москве в рамках Дней города - первые выходные сентября.
Количество лауреатов - 50 человек. Сумма премии - шесть тысяч рублей. Все расходы по приглашению финалистов в Москву берут на себя организаторы конкурса.
Работы принимаются по адресу: 25993, г. Москва, ГСП-3, ул. Правды, 24, редакция "Российской газеты". Оргкомитет Пушкинского конкурса для педагогов-русистов. Контактные телефоны: +7 (499) 257-53-60, +7 (499) 257-40-13. E-mail: pushkonkurs@rg.ru (присланные на конкурс эссе и сочинения обратно не возвращаются и являются собственностью Оргкомитета конкурса).
Обязательное условие! Необходимо указать в заявке • полные паспортные данные, • почтовой адрес с индексом • контактные телефоны.
Более подробная информация доступна на сайте Российской газеты.
...
Читать дальше »
|
20.03.2008 Менее 1% школьных перуанских учителей не смогли сдать экзамен, который был устроен правительством, чтобы устранить количество слабых педагогов. Власти Перу решили выяснить, сколько действительно высокообразованных учителей работают в школах. Для этого правительство устроило обязательный единый государственный экзамен для 180 тысяч школьных учителей. В планы правительства входило выявить процент неквалифицированных педагогов и разорвать с ними контракт, тем самым повысить уровень преподавания. Результаты оказались плачевными - около 1% принявших участие экзамен сдали. Власти страны оказались вынуждены оставить всех учителей на своих местах. Иначе некому будет вести уроки. Обнародовав эту информацию, учителя дискредитировали сами себя. Теперь в Перу назрел кризис образования. Пока правительство не предложило никаких мер по его ликвидации.
Учителя в Латинской Америке получают очень маленькую зарплату, большинство их них живут в отдаленных и бедных районах. Работники образования сами знают, что их уровень квалификации очень низок. Некоторые учителя целыми школами бойкотировали экзамены, чтобы начальство не выгнало их с работы за плохие результаты.
Об этом сообщает сайт konf.ru.
|
20.03.2008 В России пока некому заняться преподаванием теологии. Участники круглого стола, организованного Общественной палатой (ОП), пытались ответить на вопросы, какое место должна занимать теология в системе образования, и нужна ли вообще в России такая дисциплина. По замыслу ОП, эта дискуссия открывает серию, посвященную проблемам согласования мировой и российской практики. В ходе круглого стола выяснилось, что теология – уважаемый предмет во всех светских вузах мира. В программах российских учебных заведений он тоже присутствует, являясь неконфессиональным. Утвержден госстандарт, но нет преподавателей. Ведущий дискуссии Максим Шевченко – глава подкомиссии ОП по свободе совести – обозначил ряд пунктов, важных для понимания проблемы. Теология – предмет высшей школы, а не общеобразовательной. Она преподается во всех лучших университетах мира, в том числе в Гарварде, Оксфорде и Сорбонне, и это не считается нарушением принципа светскости государства. В России этот предмет преподается с 1994 года в более чем двух десятках светских учебных заведений. Однако Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) не принимает к защите диссертации по данной дисциплине.
Как пояснил ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, ВАК не имеет специалистов, чтобы оценивать такие диссертации. Доктора философии, истории или социологии не могут возглавлять кафедры теологии. «Получается, что иностранных докторов богословия мы приглашаем, но своих у нас нет. Госстандарт у нас есть, степеней – нет», – отметил ректор. Начальник отдела региональной политики Минобрнауки Татьяна Петрова напомнила, что президент подписа
...
Читать дальше »
| |