"Аргументы и факты Казахстан"
До 1926 года в нашей стране (имеется в виду СССР) в республиках с преобладающим мусульманским населением Наурыз отмечался практически повсеместно. Потом этот праздник запретили, и в 1991 году день весеннего равноденствия опять возвели в ранг государственного «красного дня». Между тем до сих пор никто толком не может изложить историю Наурыза. В большинстве газет публикуются кулинарные рецепты или традиционные народные обряды. Сегодня мы попробуем рассмотреть этот самый древний и загадочный праздник с других сторон, пусть даже не совсем привычных. Это будут точки зрения историка, философа, астронома и специалиста по оккультным наукам. Мнение астронома Владимир Терещенко, старший научный сотрудник Института астрофизики РК: - В ночь с 21 на 22 марта в 0 часов 26 минут по времени Астаны Солнце «перекатывается» из южного полушария Земли в северное. Солнце, как считает человеческий глаз, движется по пути, который называется эклиптикой. Дважды в год светило пересекает наш экватор. Это бывает 22 марта и 22 сентября. В эти дни день (простите за тавтологию) равен ночи, поэтому они и называются днями весеннего равноденствия. Для землян, живущих в северном полушарии, он считается началом астрономической весны, а для жителей южного полушария этот день - начало осени… Люди обнаружили изменение наклона земной оси примерно 6 тысяч лет назад. Разумеется, у древних не было телескопов, но были удивительно точные угломерные приборы. Хочу сказать, что ничего мистического в таком дне, конечно, нет, и то, что говорят по этому поводу астрологи, к науке не имеет никакого отношения. Это простая космическая геометрия, такие своеобразные часы, которые «работают» миллиарды лет. Другое дело, что люди привнесли в небесное явление свои этические и эстетические правила. Мнение историка Владимир Осколков, кандидат исторических наук: - Скорее всего, празднование Наурыза начали шумеры, потом эта традиция перешла в Аккадию, Вавилон и Ассирию. Вот что написано в шумерском лунно-солнечном календаре: «В месяц Сивану (соответствует нашему марту), когда расцветает весь мир, в ночь с 21-го на 22-е наступает благоденствие, и день обнимает ночь…». В египетском календаре во времена зороастризма третий месяц года также имел особое значение - он считался месяцем чистоты и целостности и посвящался Сириусу. Назывался он Хордад. В древнеримском календаре третий месяц года был назван в честь бога Марса. Март олицетворял собой возрождение сил природы, победу тепла и весны. Интересно, что параллельно празднование дня весеннего равноденствия прижилось и в Древней Индии, и, мало того, проникло в новейшее время. Так, с 22 марта 1957 года для «гражданских и общественных целей» в Индии был введён «Единый национальный календарь», в основу которого положена эра Сака (довольно сложное временное понятие, открытое примерно в 10 000 году до н. э.). Началом года считается день, следующий за днём весеннего равноденствия. Кстати, этот календарь аналогичен современному григорианскому и имеет ту же систему високосов. Между прочим, с этими високосами связано много исторических курьёзов. Например в III веке нашей эры день весеннего равноденствия приходился, как и сегодня, на 22 марта, а день рождения Христа отмечался сразу же после дня зимнего солнцестояния. А в XVI веке равноденствие приходилось уже на 11 марта. Поэтому, чтобы избежать путаницы, которую привносил юлианский календарь, отстававший от природных явлений, его в 1562 году было решено сменить на григорианский. Таким образом, весеннее равноденствие обрело свой законный и вечный «порядковый номер». Мнение философа Жанат Баймухаметов, преподаватель философии: - Мы изучаем календарную обрядность не только потому, что она позволяет найти истоки многих обычаев и верований. Она даёт возможность узнать генетические и историко-культурные связи разных народов. В этом плане мне очень повезло. В прошлом году я побывал в Турции на праздновании Невруза (Наурыза). Уникальность здесь в том, что обычаи турок представляют интерес для понимания взаимодействия исламской культуры, которую в XI веке принесли кочевые тюркские племена, и местной земледельческой культуры, вобравшей в себя элементы античности и раннего христианства. Там интересно в праздновании Невруза посещение могил предков целыми школьными классами. Собираются все семьи детей, которые учатся в одном классе, вместе с учителями, набирают множество ритуальных блюд - халвы, лимонно-апельсиновой воды, сладких лепёшек, фруктов, яиц. По пути дети, родители и учителя раздают угощения всем прохожим. И на святых могилах дети узнают от взрослых, как важна связь времён, как нужно посещать последний приют своих ушедших… Мнение нумеролога Алила-Яна Архипова, этнолог: - Нумерология с древности пользовалась особым уважением. Недаром такие цифры, как 7, 12, 13, 15, 17, 21, 25, обладали магической силой воздействия на психику людей. Не стал исключением и день Наурыза. Если вы последовательно сложите числа 2 и 2 (число дня весеннего равноденствия) и число 3 (порядковый номер марта), то получите число 7, одно из самых магических чисел в истории. А если мы прибавим сумму чисел нынешнего года 10 (2+8), то получим 17. Это число жизни и любви. В нумерологической теологии ислама 17 является избранной константой в силу его прямого отношения к числу обязательных ежедневных молитв. Кроме того, вспомним о наличии 17 жемчужин в интерьере Куббат ас-Сахры - купольной реликвии в Иерусалиме, одной из главных святынь ислама. И в христианстве, кроме доминанты троичности, число 17 обладает несомненными созидательными функциями. Например, 17 свечей гроба Господня входили в число реликвий, привезённых на Русь из Иерусалима. Так что, как видите, символы в священных числах «семь» и «семнадцать» наиболее полно присутствуют в этом году.
Записал Андрей ЗУБОВ
|