Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2008 » Апрель » 3 » Выиграй грант и стань студентом Казахстанско­Немецкого университета
4:36 AM
Выиграй грант и стань студентом Казахстанско­Немецкого университета

Мария Абраменко

     «Известия-Казахстан» со следующей недели начинают совместный проект с Казахстанско­Немецким университетом. Наши молодые подписчики имеют возможность участвовать в специальном конкурсе, победители которого получат гранты на бесплатное обучение в этом престижном вузе. Университет выделит для наших читателей три гранта на наиболее востребованные в настоящее время специальности.
Более подробно о предстоящем конкурсе, условиях участия в нем и принципах отбора абитуриентов мы расскажем в одном из следующих номеров. А для начала о своем вузе и преимуществах обучения в нем рассуждают ректор и президент Казахстанско­Hемецкого университета Иоганн В. Герлах и проректор по учебной работе Ольга Московченко. С ними беседовала наш корреспондент Мария Абраменко.
     – Почему пришла идея открыть Казахстанско­Немецкий университет?
     Ольга Московченко: Наш университет был основан в 1999 году. У нас была небольшая инициативная группа из трех человек. Этот период характеризовался бумом открытия частных университетов, и мы попали как раз в тот момент, когда это было уже не очень желаемым явлением. Поэтому открывать университет было непросто.
     Идея возникла, когда обнаружилось, что претенденты на стипендию для обучения в Германии либо хорошо знали язык, либо специальность. И мы подумали: почему бы не давать наряду с профессиональным образованием языковые знания? Во­вторых, мы хотели показать, что качественное образование можно получить и в Казахстане.
     – Вы заметили принципиальное различие между нашей и немецкой системой образования?
     О.М.: Различия однозначно есть. В Германии, например, министерство образования выполняет координирующую функцию. Функцию контроля выполняют другие организации.
     Есть разница и в способах подачи материала, и в содержании предметов. В этом направлении мы очень много работаем.
     Иоганн Герлах: Университеты в Германии автономны. Ректоры, или президенты выбираются в университете, и им нужно только подтверждение от государства, но не назначение. У нас министерство проверяет только общие условия университета и соответствие выпускников требованиям рынка труда. Здесь же еще действует менталитет советской системы: все решается на централизованном уровне.
     Например, сложно открыть новую специальность, потому что многих названий нет в классификаторе специальностей. Но министерство становится достаточно открытым, понимает, что мир меняется и нужно идти на контакт.
     – И все же, должны же быть стандарты, от которых отступать не следует?
     И.Г.: Конечно, должен быть необходимый минимум.
     
     Хотя некоторые требования кажутся просто нелепыми. Например, если приезжает абитуриент из Кыргызстана, он не может здесь учиться даже с хорошим результатом выпускных экзаменов. Обязательно нужно пересдать именно казахстанский экзамен, сдать казахскую историю, математику, физику и так далее. В Западной Европе такого нет. Хороший школьный экзамен, который был сдан в Англии, признается и в Германии. Это достаточное уважение к стандартам соседней страны. Правда, лет 40-50 назад в моей стране тоже был такой менталитет, и, возможно, вам потребуется больше времени, потому что до 1991 года здесь был конформизм Советского Союза.
     О.М.: Кстати, последние стандарты 2006 года стали более гибкими. Увеличился компонент дисциплин по выбору вуза. Впрочем, сейчас в один момент взять и все перестроить тоже невозможно. Я тесно сотрудничаю с Минобразования и могу сказать, что сейчас над этим очень много работают. Стараются изучить опыт других стран. Там есть другая проблема – частая смена кадров, которые занимаются этим вопросом. Кроме того, еще не все наши вузы готовы к тому, чтобы решать вопросы содержательного наполнения образовательных программ. В Германии, например, хоть университеты и автономны, программы их перекликаются достаточно сильно.
     – А если говорить не о государственных стандартах – чем отличается немецкий образовательный процесс изнутри?
     И.Г.: Основная идея немецкого образования в том, что студенты – это независимые молодые люди. Они должны сами думать о перспективах собственной профессии. Да, мы даем лекции, но тесты и экзамены у нас проходят совершенно по-другому. Задача студентов – не повторять наизусть то, что они услышали, а начать думать, используя полученные знания. Принцип такой: уважай студентов и старайся развивать их ответственность и мышление.
     – Трудно добиться подобной самостоятельности от молодых людей?
     И.Г.: Это не сложно, если вы не создаете авторитарную атмосферу. Нужно провоцировать их на высказывание собственного мнения, все время спрашивать: «А что вы думаете об этом? Вы не должны повторять то, что я сказал». На самом деле у молодых людей всегда есть много идей, и нужно развивать их смелость, чтобы они не боялись выступать против взрослых. Результат не заставит себя ждать.
     13 и 14 марта у нас была V международная научная конференция, в которой участвовали студенты. И нам сказали, что они уже молодые ученые, потому что выступают на достаточно профессиональном уровне.
     Когда студент собирается поступить в наш университет, он должен знать, что здесь надо учить немецкий, но не обязательно владеть им в момент поступления. Вообще надо подчеркнуть, что у нас есть только один путь к диплому – это знания.
     О.М.: На первом курсе мы специально разработали и ввели отдельную дисциплину, для того чтобы подготовить студентов к самостоятельной работе. Мы учим их делать презентации, готовить выступление, включаем туда элементы ораторского искусства. Объясняем разницу между тем, чего ожидают наши доценты и чего – немецкие, чем отличается их восприятие.
     – Что для вас важно в выборе преподавателя – ученая степень или личные качества?
     И.Г.: Пожалуй, и то и другое. Вообще, нужно активировать преподавателей, чтобы они получали ученую степень. Зарплата у них не так велика, иногда они параллельно читают лекции в других университетах, и времени для исследований просто не остается. Но в немецкой системе в последнее время поднимается вопрос о том, как активировать процесс обучения учителей в течение всей жизни. Стоит поощрять людей повышать качество собственных научных кадров – объяснять, что за хорошее качество образования и платить нужно больше.
     – Как вы контролируете качество образования в собственном вузе?
     О.М.: Подразумевается, что студент должен всегда получать такие хорошие знания, которые сможет потом подтвердить, и оценка – пока единственный показатель. Несмотря на то, что мы – платный университет, мы все равно отчисляем студентов за неуспеваемость. Для нас всегда было важно, что скажет работодатель, который возьмет нашего выпускника к себе на работу. Cегодня у нас нет проблемы с трудоустройством выпускников, их немного, и они без особых трудностей находят себе место работы. Очень часто мы получаем запросы от работодателей на специалистов.
     – Как вы отслеживаете новые веяния, используете какие­нибудь обзоры рынка, чтобы решить, по каким направлениям готовить специалистов?
     О.М.: Мы начинали с двух факультетов: «Международные отношения» и «Экономического факультета». Дело в том, что в 1999 году был толчок экономического развития, и довольно долго мы работали в рамках этих специальностей. Экономистов много, но хороших найти по-прежнему трудно. В прошлом году совместно с DAAD мы реализовали проект «Введение инновационных специальностей в Казахстанско­Немецком университете».
     Новые направления, по которым мы работаем сегодня, – это, во-первых, инженерно­экономическое. Это такие специальности, как экологический менеджмент и техника, экономическая информатика. В чистом виде этих специальностей в Казахстане нет, хотя есть потребность в таких специалистах.
     Второе направление – транспортная логистика. Есть компании, которые уже готовы взять наших выпускников на работу. Казахстан – это центр всех путей сообщения в Центральной Азии. И запрос на специалистов такого профиля имеется уже сегодня.
     – То есть вы ориентируетесь по запросам работодателей?
     О.М.: И не только. Мы стараемся смотреть вперед. Когда идет быстрое развитие, нужно просто наблюдать, какие отрасли развиваются. Например, следующая специальность – энергетическая и экологическая техника. В Казахстане очень много ресурсов, но вопрос, как их правильно использовать, в нашем сознании еще не стал достаточно близким.
     – Вечная проблема образования – это то, что теория далека от практики, и на рабочем месте новоиспеченный специалист кажется совершенно беспомощным. Как быть с этим?
     И.Г.: У нас в Германии есть такая же проблема с гуманитарными и социальными науками. Но все инженеры проходят полугодовую практику. И в нашем университете есть проект 6-месячной практики в Германии. Мы стараемся развивать интенсивное взаимодействие по обмену студентами. Казахстанский экономический мир начинает понимать, что для показателя качества недостаточно просто сертификата. А самый эффективный процесс обучения – это обучение на рабочем месте.
     О.М.: Кроме того, на самих занятиях преподаватели стараются дать примеры из их профессиональной среды. Более того, в наших новых учебных планах по новым специальностям есть такая практика, когда за основу примера берется какая-то функционирующая компания, и рассматривается, в зависимости от курса, например, ее финансовое положение. После второго курса предусмотрено 2 недели практики, но мы расширяем это время до месяца. Кроме того, кредитная технология не ограничивается аудиторными занятиями и самостоятельной работой. Ее спектр достаточно широк – и лекционные, и семинарские, и практические, и тренинговые занятия, вплоть до экскурсий, чтобы максимально приблизить студента к действительности его будущей профессии.
     В последнем семестре все студенты проходят преддипломную практику и там же делают проект для конкретной компании. Это должна быть практически применимая работа. Как правило, после этого выпускник остается работать в той же компании.

28 март 2008

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1143 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru