Мария Абраменко
«Известия-Казахстан» со следующей недели начинают совместный проект с КазахстанскоНемецким университетом. Наши молодые подписчики имеют возможность участвовать в специальном конкурсе, победители которого получат гранты на бесплатное обучение в этом престижном вузе. Университет выделит для наших читателей три гранта на наиболее востребованные в настоящее время специальности. Более подробно о предстоящем конкурсе, условиях участия в нем и принципах отбора абитуриентов мы расскажем в одном из следующих номеров. А для начала о своем вузе и преимуществах обучения в нем рассуждают ректор и президент КазахстанскоHемецкого университета Иоганн В. Герлах и проректор по учебной работе Ольга Московченко. С ними беседовала наш корреспондент Мария Абраменко. – Почему пришла идея открыть КазахстанскоНемецкий университет? Ольга Московченко: Наш университет был основан в 1999 году. У нас была небольшая инициативная группа из трех человек. Этот период характеризовался бумом открытия частных университетов, и мы попали как раз в тот момент, когда это было уже не очень желаемым явлением. Поэтому открывать университет было непросто. Идея возникла, когда обнаружилось, что претенденты на стипендию для обучения в Германии либо хорошо знали язык, либо специальность. И мы подумали: почему бы не давать наряду с профессиональным образованием языковые знания? Вовторых, мы хотели показать, что качественное образование можно получить и в Казахстане. – Вы заметили принципиальное различие между нашей и немецкой системой образования? О.М.: Различия однозначно есть. В Германии, например, министерство образования выполняет координирующую функцию. Функцию контроля выполняют другие организации. Есть разница и в способах подачи материала, и в содержании предметов. В этом направлении мы очень много работаем. Иоганн Герлах: Университеты в Германии автономны. Ректоры, или президенты выбираются в университете, и им нужно только подтверждение от государства, но не назначение. У нас министерство проверяет только общие условия университета и соответствие выпускников требованиям рынка труда. Здесь же еще действует менталитет советской системы: все решается на централизованном уровне. Например, сложно открыть новую специальность, потому что многих названий нет в классификаторе специальностей. Но министерство становится достаточно открытым, понимает, что мир меняется и нужно идти на контакт. – И все же, должны же быть стандарты, от которых отступать не следует? И.Г.: Конечно, должен быть необходимый минимум. Хотя некоторые требования кажутся просто нелепыми. Например, если приезжает абитуриент из Кыргызстана, он не может здесь учиться даже с хорошим результатом выпускных экзаменов. Обязательно нужно пересдать именно казахстанский экзамен, сдать казахскую историю, математику, физику и так далее. В Западной Европе такого нет. Хороший школьный экзамен, который был сдан в Англии, признается и в Германии. Это достаточное уважение к стандартам соседней страны. Правда, лет 40-50 назад в моей стране тоже был такой менталитет, и, возможно, вам потребуется больше времени, потому что до 1991 года здесь был конформизм Советского Союза. О.М.: Кстати, последние стандарты 2006 года стали более гибкими. Увеличился компонент дисциплин по выбору вуза. Впрочем, сейчас в один момент взять и все перестроить тоже невозможно. Я тесно сотрудничаю с Минобразования и могу сказать, что сейчас над этим очень много работают. Стараются изучить опыт других стран. Там есть другая проблема – частая смена кадров, которые занимаются этим вопросом. Кроме того, еще не все наши вузы готовы к тому, чтобы решать вопросы содержательного наполнения образовательных программ. В Германии, например, хоть университеты и автономны, программы их перекликаются достаточно сильно. – А если говорить не о государственных стандартах – чем отличается немецкий образовательный процесс изнутри? И.Г.: Основная идея немецкого образования в том, что студенты – это независимые молодые люди. Они должны сами думать о перспективах собственной профессии. Да, мы даем лекции, но тесты и экзамены у нас проходят совершенно по-другому. Задача студентов – не повторять наизусть то, что они услышали, а начать думать, используя полученные знания. Принцип такой: уважай студентов и старайся развивать их ответственность и мышление. – Трудно добиться подобной самостоятельности от молодых людей? И.Г.: Это не сложно, если вы не создаете авторитарную атмосферу. Нужно провоцировать их на высказывание собственного мнения, все время спрашивать: «А что вы думаете об этом? Вы не должны повторять то, что я сказал». На самом деле у молодых людей всегда есть много идей, и нужно развивать их смелость, чтобы они не боялись выступать против взрослых. Результат не заставит себя ждать. 13 и 14 марта у нас была V международная научная конференция, в которой участвовали студенты. И нам сказали, что они уже молодые ученые, потому что выступают на достаточно профессиональном уровне. Когда студент собирается поступить в наш университет, он должен знать, что здесь надо учить немецкий, но не обязательно владеть им в момент поступления. Вообще надо подчеркнуть, что у нас есть только один путь к диплому – это знания. О.М.: На первом курсе мы специально разработали и ввели отдельную дисциплину, для того чтобы подготовить студентов к самостоятельной работе. Мы учим их делать презентации, готовить выступление, включаем туда элементы ораторского искусства. Объясняем разницу между тем, чего ожидают наши доценты и чего – немецкие, чем отличается их восприятие. – Что для вас важно в выборе преподавателя – ученая степень или личные качества? И.Г.: Пожалуй, и то и другое. Вообще, нужно активировать преподавателей, чтобы они получали ученую степень. Зарплата у них не так велика, иногда они параллельно читают лекции в других университетах, и времени для исследований просто не остается. Но в немецкой системе в последнее время поднимается вопрос о том, как активировать процесс обучения учителей в течение всей жизни. Стоит поощрять людей повышать качество собственных научных кадров – объяснять, что за хорошее качество образования и платить нужно больше. – Как вы контролируете качество образования в собственном вузе? О.М.: Подразумевается, что студент должен всегда получать такие хорошие знания, которые сможет потом подтвердить, и оценка – пока единственный показатель. Несмотря на то, что мы – платный университет, мы все равно отчисляем студентов за неуспеваемость. Для нас всегда было важно, что скажет работодатель, который возьмет нашего выпускника к себе на работу. Cегодня у нас нет проблемы с трудоустройством выпускников, их немного, и они без особых трудностей находят себе место работы. Очень часто мы получаем запросы от работодателей на специалистов. – Как вы отслеживаете новые веяния, используете какиенибудь обзоры рынка, чтобы решить, по каким направлениям готовить специалистов? О.М.: Мы начинали с двух факультетов: «Международные отношения» и «Экономического факультета». Дело в том, что в 1999 году был толчок экономического развития, и довольно долго мы работали в рамках этих специальностей. Экономистов много, но хороших найти по-прежнему трудно. В прошлом году совместно с DAAD мы реализовали проект «Введение инновационных специальностей в КазахстанскоНемецком университете». Новые направления, по которым мы работаем сегодня, – это, во-первых, инженерноэкономическое. Это такие специальности, как экологический менеджмент и техника, экономическая информатика. В чистом виде этих специальностей в Казахстане нет, хотя есть потребность в таких специалистах. Второе направление – транспортная логистика. Есть компании, которые уже готовы взять наших выпускников на работу. Казахстан – это центр всех путей сообщения в Центральной Азии. И запрос на специалистов такого профиля имеется уже сегодня. – То есть вы ориентируетесь по запросам работодателей? О.М.: И не только. Мы стараемся смотреть вперед. Когда идет быстрое развитие, нужно просто наблюдать, какие отрасли развиваются. Например, следующая специальность – энергетическая и экологическая техника. В Казахстане очень много ресурсов, но вопрос, как их правильно использовать, в нашем сознании еще не стал достаточно близким. – Вечная проблема образования – это то, что теория далека от практики, и на рабочем месте новоиспеченный специалист кажется совершенно беспомощным. Как быть с этим? И.Г.: У нас в Германии есть такая же проблема с гуманитарными и социальными науками. Но все инженеры проходят полугодовую практику. И в нашем университете есть проект 6-месячной практики в Германии. Мы стараемся развивать интенсивное взаимодействие по обмену студентами. Казахстанский экономический мир начинает понимать, что для показателя качества недостаточно просто сертификата. А самый эффективный процесс обучения – это обучение на рабочем месте. О.М.: Кроме того, на самих занятиях преподаватели стараются дать примеры из их профессиональной среды. Более того, в наших новых учебных планах по новым специальностям есть такая практика, когда за основу примера берется какая-то функционирующая компания, и рассматривается, в зависимости от курса, например, ее финансовое положение. После второго курса предусмотрено 2 недели практики, но мы расширяем это время до месяца. Кроме того, кредитная технология не ограничивается аудиторными занятиями и самостоятельной работой. Ее спектр достаточно широк – и лекционные, и семинарские, и практические, и тренинговые занятия, вплоть до экскурсий, чтобы максимально приблизить студента к действительности его будущей профессии. В последнем семестре все студенты проходят преддипломную практику и там же делают проект для конкретной компании. Это должна быть практически применимая работа. Как правило, после этого выпускник остается работать в той же компании.
28 март 2008
|