21-28 апреля 2008 г. в Казахстане проводится Всемирная Неделя Действия на тему: «Качественное Образование для Всех без Исключения». Всемирная Неделя проводится в рамках глобального движения «Образование для всех» (ОДВ), посвященного достижению 6 целей ОДВ, принятых на Всемирном Форуме по образованию в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000г.
Неделя ОДВ в Казахстане, как и во всем мире, проводится ежегодно под эгидой ЮНЕСКО с целью повышения осведомленности в отношении повышающегося уровня доступа к образованию, и, чтобы напомнить правительствам об их обещании достичь целей ОДВ к 2015 году.
Школы г.Алматы также примут активное участие в проведения Недели ОДВ. В этот период будут организованы конференции, семинары, конкурсы, обсуждения, публикации, выставки и другие мероприятия, направленные на повышение информированности населения об изменении роли образования в современном обществе и расширении понимания грамотности как его главного компонента. Основным мероприятием Недели явится «Всемирный Самый Важный Урок», который будет проводиться в разных странах мира 23 апреля 2008 года. Более подробную информацию о проводимых в школах города мероприятиях можно получить в центре международных связей ИПК г.Алматы по телефону: 291 01 36 (внутр.116)
Образование Для Всех к 2015 году.
Как все начиналось? В марте 1990 года в Джомтьене, Таиланд прошел Всемирный Форум по ОДВ. Представители 155 стран и 160 правительственных и неправительственных организаций, участвовавших в работе Форума, приняли Программу действий, которая устанавливала четкие направления действий и меры по достижению целей ОДВ, принесли клятву к 2000 году обеспечить всеобщее базовое образование для всех и одобрили «Всемирную Декларацию об образовании для всех». Декларация возвестила о конце жесткой, рецептурной системы образования и начало эры гибкости системы, призвала все страны сделать свои системы образования соответствующими запросам потребителей, культурным и историческим условиям обучающихся.
В Джомтьене были определены следующие цели:
• Расширение дошкольного воспитания и развития
• Обеспечение всеобщей доступности начального образования
• Улучшение учебных достижений учащихся, обеспечение достижения 80% обучающихся в 14-летнем возрасте необходимого уровня учебных достижений
• Снижение неграмотности взрослого населений
• Расширение предоставления базового образования и обучение важным навыкам молодежи и взрослых
• Расширение возможностей для отдельных лиц и семей получить знания, навыки и ценности, необходимые для повышения качества жизни.
В Джомтьене также было принято решение провести следующую встречу
10 лет спустя, чтобы посмотреть, какие успехи были достигнуты и, что
делать дальше?
Дакарский Форум ОДВ – уникальное событие, хотя бы потому, что ему предшествовала глобальная кампания «Оценка ОДВ-2000»- два года «домашней работы», в ходе которой был собран беспрецедентный массив информации, по которой можно судить, насколько программы образования воплощаются в практической деятельности.
Результат этой глобальной кампании -изучение состояния грамотности и базового
образования в мире было проведено национальными рабочими группами, которым
оказывали содействие такие международные организации, как ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Мировой Банк, двусторонние донорские организации, Банки Развития, ежправительственные организации. Этот массив информации – важная отправная точка, которая позволила создать глобальную информационную базу образования, обеспечить мониторинг его развития, сопоставимость данных по разным странам и параметрам, способствовала принятию обоснованных решений, постановке целей и распределению ресурсов. Кульминацией всей этой работы явился Всемирный Форум по образованию, проведенный в апреде 2000 года в Дакаре, столице Сенегала. В нем приняли участие свыше 1500 представителей из 182 стран мира. Это был Форум с беспрецедентным участием правительств, организаций гражданского общества, частного сектора, специалистов в области образования, двусторонних и многосторонних партнеров в области развития и средств информации. Многие страны и международные доноры пришли к пониманию того, что устойчивое развитие зависит от инвестиций в образование, что получение образования – это право каждого человека, и что образование – эффективный инструмент для достижения мира и предупреждения войн и конфликтов. Участники Форума призвали все государства сразу же после Дакара к 2002г. составить свои национальные планы действий и
- включить образование в рамки устойчивой и комплексной политики, связанной с ликвидацией нищеты, демографической стратегией и содействием в обеспечении равенства и равноправия между мужчинами и женщинами.
-принять твердые и долговременные обязательства на всех уровнях по эффективному обеспечению ОДВ.
- сделать ОДВ вопросом первоочередного внимания, рассматривать его как высший политический, бюджетный и юридический приоритет.
Участники Форума призвали четко заявить о том, что образование – это одно из главных обязательств государств. Правительства должны расходовать на образование как минимум 6% ВНП. Для сравнения, США расходует на образование больше средств, чем 6 регионов мира вместе взятые. Бюджетные средства в таких государствах как Великобритания, Германия или Франция во много раз превышают расходы на эти цели всех стран Африки.
Форум с сожалением констатировал, что несмотря на предпринятые усилия стран и всего мирового сообщества, цели Всемирной Декларации по Образованию Для Всех, принятой в 1990г. в Джомтьене, достигнуты не были. Если в 1990 году общее количество детей в возрасте от 6 до 11 лет, неохваченных обучением, составило 100 миллионов, то к 2000 году их число увеличилось до 125 миллионов.
Участники Дакарской Конференции приняли новую глобальную программу действий, которая предполагает к 2015 году удовлетворение потребностей всех детей – из бедных семей, работающих детей, детей, не охваченных обучением, беспризорных, беженцев из районов вооруженных конфликтов, а также неграмотных взрослых – в начальном и базовом образовании. Образование должно стать главной целью развития общества. Содержание образования должно быть направлено на воспитание общественных, гражданских ценностей – демократии, толерантности, миролюбия. В Глобальной оценке, представленной на Форуме, было отмечено, что каждый пятый житель земного шара не умеет читать и писать, из них 900 млн. негров – взрослых и более 100 млн. негритянских детей. Для того чтобы каждый ребенок мог учиться у квалифицированного учителя в классе, не превышающем 40 человек, к 2015 г. потребуется 18 млн. новых учителей. В этом процессе мировое сообщество призвано играть ключевую роль. Сегодня его помощь базовому образованию составляет 1,5 млрд.долларов в год. По недавно взятым обязательствам в ближайшие 5 лет к этому бюджету добавлено 2 млрд.долларов в год, но эта сумма намного ниже той, что необходима для выполнения этой Глобальной Программы к 2015г. (5,6 млрд.долл.в год).
Дакар провозгласил 6 целей:
- Расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей;
- Обеспечение того, чтобы к 2015 году все дети, особенно из неблагополучной среды и из этнических меньшинств, имели доступ к бесплатному и обязательному образованию и могли его завершить;
-Обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе раннего доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков;
-Повышение к 2015 году на 50% уровня грамотности взрослых, особенно женщин, и предоставление на основе справедливости всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию;
-Ликвидация к 2005 году разрыва между мальчиками и девочками в начальном и среднем образовании и достижение к 2015 году равенства мужчин и женщин в области образования с уделением особого внимания предоставлению девочкам полного и равного доступа к высококачественному базовому образованию и обеспечению его завершения;
-Повышение качества образования во всех его аспектах и обеспечение хорошей успеваемости для всех, с тем, чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.
В Дакарских Рамках Действий (ДРД) особо подчеркивается, что «основная работа по ОДВ осуществляется на страновом уровне». «Я призываю все государства составить национальные планы действий. Ресурсы, выделяемые на образование, должны быть пропорциональны тому огромному значению, которое мы ему отдаем. Правительства должны сделать ясный, последовательный и смелый выбор в этом отношении», - заявил на Форуме Коитиро Мацуура, Генеральный директор ЮНЕСКО.
Казахстан подписал и принял к исполнению Дакарскую Декларацию. В
настоящее время обеспечение образования для всех – один из основных
принципов образовательной политики Казахстана. Дакарская Декларация прежде всего акцентирует такие идеи, как переход от образования для всех к обеспечению качественного образования для всех, от образования на всю жизнь к образованию на протяжении всей жизни, от овладения основами наук к овладению информационными и коммуникационными технологиями и другими умениями, необходимыми для обеспечения качества жизни.
Участники Дакарского Форума призвали все страны не позднее 2002 года подготовить комплексные национальные планы ОДВ, отражающие конкретные действия по достижению тех аспектов перечисленных целей, которые представляют наибольшую актуальность для конкретных стран. В документе предлагается основать национальные форумы и создать организационные механизмы для продвижения, оценки достижений и проблем в реализации общемировой программы Образования для всех. Подписание Казахстаном ДРД обусловило необходимость разработки комплексного Национального плана действий по ОДВ до 2015г. В ДРД сделан акцент на интеграцию плана по ОДВ в общий национальный план в области образования, который, в свою очередь, вписывается в рамки национальных стратегий развития и программ снижения бедности. В Казахстане это, в первую очередь, Государственная программа “Образование”, вытекающая из “Стратегии развития Казахстана до 2030 года” и связанная с Программой по борьбе с бедностью и другими социально-экономическими планами и программами. Включение плана по ОДВ в текущие процессы реформирования системы образования может дать дополнительный импульс социальным преобразованиям, тем самым способствовать достижению целей ОДВ в рамках страны.
Центр международных связей ГорИПКПКСО.
|