Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2008 » Апрель » 20 » Самое слабое звено
5:35 AM
Самое слабое звено

№ 70 (16456) от 17.04.2008, "Экспресс К"
Анастасия СКРИПНИКОВА, Алматы

Найти причины неэффективности системы образования и предложить пути решения этого вопроса - такие цели поставила перед собой команда проекта "Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения детей из сельских школ РК", который стартовал 16 апреля в Алматы.

За последние семь лет объем финансирования образования увеличился в несколько раз, однако результаты Единого национально тестирования (ЕНТ) свидетельствуют о том, что изменений в качестве обучения и уровне знаний учащихся нет.
- Конечно, нашей спецификой является то, что ежегодно количество детей-оралманов в сельских школах растет, но это дает возможность селу выжить, - говорит Айгуль Тагатова, вице-президент общественного фонда "Центр исследований "Сандж".
- Пополнение школ никак не откорректировано, - считает Елена Ожго, консультант проекта. - Увеличивается число детей в одном классе, а не количество самих классов. Отсюда и появляются переполненные группы. Во многих развитых странах давно практикуется система финансирования школ, которую можно применить и в Казахстане, - финансирование не по количеству учреждений, а по количеству учеников. Мы предлагаем не напрямую использовать чей-то опыт, а изучить его, и наиболее подходящие версии предоставления образовательных услуг на сельских территориях применить у нас. Естественно, необходимо будет учесть контрасты наших регионов.
- Сейчас из 8000 казахстанских школ 75 процентов - сельских, в них учится почти половина всех школьников страны, - говорит Жанибек Хасан, менеджер программы "Бюджетная прозрачность и подотчетность" фонда "Сорос-Казахстан". - При этом, как признало государство в Национальном отчете по образованию за 2006 год, малокомплектные школы стали самым проблемным звеном в общей цепочке образования.
- У нас существует определенный расчет средств на одного ученика в год, - вступает в разговор Айгуль Тагатова. - В Северо-Казахстанской области это 86 тысяч тенге, а в Южно-Казахстанской - 45 тысяч. При этом по всей республике самые высокие баллы набирают ученики из Шымкента. Если мы говорим, что основной на данный момент показатель знаний - это результаты ЕНТ, то почему не существует никакого поощрения школ, чьи ученики набирают наибольшее количество баллов? Еще два основных пункта: у учителей нет никакой мотивации оставаться работать в аулах, и родительская общественность там малоактивна. Мы предлагаем родительским комитетам передать полномочия по управлению общественными деньгами.
- Чтобы отдавать деньги, выделенные государством на школу, в распоряжение директора этого учебного заведения, нужно, чтобы он имел экономическую подготовку. У Министерства образования и науки есть определенный стандарт. Но не лучше ли самим родителям и школе решить, на что направить полученные средства? Ни одна школа не похожа на другую, все они разные, и для каждой требуется детальный план финансирования. Наши исследования будут направлены на то, чтобы подвигнуть власти к принятию каких-либо решений или новых законопроектов. Обследование начнется с Алматинской области, затем группа отправится в Карагандинскую, Актюбинскую и Павлодарскую области, - резюмирует Елена Ожго.
Разрыв между показателями ЕНТ сельских и городских школ является неизменным на протяжении последних лет. Выпускники малокомплектных сельских школ сейчас набирают баллы ниже средних республиканских показателей на 10-15 процентов.
В рамках проекта будет проведено исследование с участием директоров 132 школ, работников системы образования, депутатов и представителей родительской общественности.
- С привлечением всех заинтересованных сторон нам предстоит проанализировать доступность и прозрачность школьных бюджетов для родительской общественности и депутатов, - поясняет Айгуль Тагатова.
В проектную команду вошли профессиональные в своих сферах общественные организации, специализирующиеся на бюджетных и социологических исследованиях, правовом анализе, распространении информации в СМИ, и независимые эксперты. Рекомендации, выработанные в ходе проекта, будут нацелены на улучшение реализации госпрограммы по развитию образования на 2005-2010 годы. В ходе предварительных обсуждений Министерство образования и науки РК поддержало проект.

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1147 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru