№ 70 (16456) от 17.04.2008, "Экспресс К" Анастасия СКРИПНИКОВА, Алматы
Найти причины неэффективности системы образования и предложить пути решения этого вопроса - такие цели поставила перед собой команда проекта "Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения детей из сельских школ РК", который стартовал 16 апреля в Алматы.
За последние семь лет объем финансирования образования увеличился в несколько раз, однако результаты Единого национально тестирования (ЕНТ) свидетельствуют о том, что изменений в качестве обучения и уровне знаний учащихся нет. - Конечно, нашей спецификой является то, что ежегодно количество детей-оралманов в сельских школах растет, но это дает возможность селу выжить, - говорит Айгуль Тагатова, вице-президент общественного фонда "Центр исследований "Сандж". - Пополнение школ никак не откорректировано, - считает Елена Ожго, консультант проекта. - Увеличивается число детей в одном классе, а не количество самих классов. Отсюда и появляются переполненные группы. Во многих развитых странах давно практикуется система финансирования школ, которую можно применить и в Казахстане, - финансирование не по количеству учреждений, а по количеству учеников. Мы предлагаем не напрямую использовать чей-то опыт, а изучить его, и наиболее подходящие версии предоставления образовательных услуг на сельских территориях применить у нас. Естественно, необходимо будет учесть контрасты наших регионов. - Сейчас из 8000 казахстанских школ 75 процентов - сельских, в них учится почти половина всех школьников страны, - говорит Жанибек Хасан, менеджер программы "Бюджетная прозрачность и подотчетность" фонда "Сорос-Казахстан". - При этом, как признало государство в Национальном отчете по образованию за 2006 год, малокомплектные школы стали самым проблемным звеном в общей цепочке образования. - У нас существует определенный расчет средств на одного ученика в год, - вступает в разговор Айгуль Тагатова. - В Северо-Казахстанской области это 86 тысяч тенге, а в Южно-Казахстанской - 45 тысяч. При этом по всей республике самые высокие баллы набирают ученики из Шымкента. Если мы говорим, что основной на данный момент показатель знаний - это результаты ЕНТ, то почему не существует никакого поощрения школ, чьи ученики набирают наибольшее количество баллов? Еще два основных пункта: у учителей нет никакой мотивации оставаться работать в аулах, и родительская общественность там малоактивна. Мы предлагаем родительским комитетам передать полномочия по управлению общественными деньгами. - Чтобы отдавать деньги, выделенные государством на школу, в распоряжение директора этого учебного заведения, нужно, чтобы он имел экономическую подготовку. У Министерства образования и науки есть определенный стандарт. Но не лучше ли самим родителям и школе решить, на что направить полученные средства? Ни одна школа не похожа на другую, все они разные, и для каждой требуется детальный план финансирования. Наши исследования будут направлены на то, чтобы подвигнуть власти к принятию каких-либо решений или новых законопроектов. Обследование начнется с Алматинской области, затем группа отправится в Карагандинскую, Актюбинскую и Павлодарскую области, - резюмирует Елена Ожго. Разрыв между показателями ЕНТ сельских и городских школ является неизменным на протяжении последних лет. Выпускники малокомплектных сельских школ сейчас набирают баллы ниже средних республиканских показателей на 10-15 процентов. В рамках проекта будет проведено исследование с участием директоров 132 школ, работников системы образования, депутатов и представителей родительской общественности. - С привлечением всех заинтересованных сторон нам предстоит проанализировать доступность и прозрачность школьных бюджетов для родительской общественности и депутатов, - поясняет Айгуль Тагатова. В проектную команду вошли профессиональные в своих сферах общественные организации, специализирующиеся на бюджетных и социологических исследованиях, правовом анализе, распространении информации в СМИ, и независимые эксперты. Рекомендации, выработанные в ходе проекта, будут нацелены на улучшение реализации госпрограммы по развитию образования на 2005-2010 годы. В ходе предварительных обсуждений Министерство образования и науки РК поддержало проект.
|