Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2008 » Июнь » 10 » Поэзия – это драйв ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ
4:26 AM
Поэзия – это драйв ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ

Только не все в состоянии его ощутить

Перед актовым залом Московского Дома учителя толпились юноши при галстуках и девочки в белых блузках с оборочками. Взволнованно краснели и отрешённо шептали стихи. Всё, как когда-то в старой доброй школе, на экзамене по литературе. Только без милых сердцу шпаргалок…

Первый столичный фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику» собрал три тысячи юных любителей классической словесности. Только тех, кто вышел во второй тур, жюри слушало четыре дня. В финал попали 48 московских школьников, среди них – несколько ребят с ограниченными возможностями. Успех? Несомненно. В Центре эстетического воспитания детей «Рождественка», где зародилась идея такого творческого соревнования, теперь подумывают о проведении общероссийского конкурса. 
– Подростку присуща тяга к соревнованию, – говорит художественный руководитель центра Александр Ушаков. – Если лидер в молодёжной среде умеет делать что-то лучше других, то остальные немедленно захотят его переплюнуть. Они же выясняют прямо на улицах, кто лучше станцует брейк-данс! Так почему бы не устроить конкурс на лучшее чтение стихов? Главное – расшевелить сонную массу. 
Со сцены звучали не только столпы школьной программы – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Маяковский, – но и нынче почти не знакомые широкой публике Аполлон Григорьев, Константин Бальмонт, Дмитрий Кедрин. Да и у великих поэтов подростки выбирали вовсе не навязшие в зубах обязательные произведения, а, например, «Паж, или 15-й год» Пушкина, «Нравственный человек» Некрасова, «Адище города» Маяковского. 
И тем не менее дудеть в фанфары, провозглашая возрождение интереса подростков к русской словесности, рано. «Меня часто приглашают декламировать стихи на вечерах и конкурсах, но в моём увлечении я одинок, – признался одиннадцатиклассник Виктор Честных, получивший одно из призовых мест. – Мои друзья не понимают и не любят поэзии, считая, что сегодня это «немодно». Не видят в ней никакой ценности, а меня воспринимают как чудака. Как объяснить им, что поэзия не только воспитывает личность, что в ней есть мощь, драйв, эмоциональный порыв?» 
Одним энтузиастам не под силу «расшевелить» и привлечь к чтению всю молодёжь, которой к тому же теперь предстоит жить без экзамена по литературе. Экзамен – это тот же маховик соревнования, только на финише марафонцев ждут не фотоаппараты и плееры, а ключ к дальнейшему обучению и успешной карьере. Даже всеми неоднократно обруганная школьная программа по литературе, даже самые скучные учителя и учебники, даже страх перед грядущим испытанием всё равно взращивали в заросшей сорняками почве зёрнышки духовности и познания. 
И вот что мне пришло в голову: а может, вообще запретить эту литературу? Сбросить её с корабля современности, как предлагали футуристы? Ведь запрещали же когда-то «Битлз» и Высоцкого, а вся страна их всё равно слушала. И самиздат был под строгим запретом, даже срок можно было схлопотать за распространение и чтение Солженицына, Бродского, Набокова. Однако тайком перепечатывали и читали. 
Может, действительно захлопнуть дверь, ведущую на литературную кухню, прямо перед носом у подростка? Прекратить преподавание этого предмета и изъять тома Толстого и Достоевского из школьных библиотек (а во взрослых выдавать только совершеннолетним). И тогда школьники начнут сами их разыскивать, а чтение классики станет знаком протеста, как зелёные волосы и штаны с заплатками. Ведь подростка хлебом не корми, дай попротестовать. 
Конечно, эта мера анекдотическая. Но если серьёзно – что же остаётся? Смириться с тем, что вскоре интересоваться литературой будут лишь одиночки-любители, слывущие чудаками, копающимися в черепках прошлого? 
Людмила ПИСЬМАН

Потеря интереса к книге характерна не только для России. В Испании, например, принята специальная правительственная программа, цель которой – приучить граждан страны к классической испанской литературе. В рамках этой программы, сообщила британская The Guardian, был проведён конкурс на право получить пособие за чтение «Дон Кихота» Сервантеса. Выиграл его водитель мадридского такси. Познакомившись перед оком телекамеры с историей Рыцаря печального образа и ответив на ежедневно поступающие по Интернету вопросы, Ксавье Карретеро получит грант – 642 евро. 
С одной стороны, плата за удовольствие погружения в волшебный мир Сервантеса – какая-то безумная, пардон, халява. А с другой, если всё теперь меряется деньгами, может быть, и нам перенять испанский опыт? Чтобы подростки и их родители наблюдали не за «строительством любви» в очередном телевизионном доме, не за страстями недопечённых фабричных звёзд, а за чтением. Глядишь, и сами возьмут в руки книгу и научатся «назло» нашей системе образования получать от слова наслаждение. 
Отдел «ОБЩЕСТВО»

http://www.lgz.ru/article/id=4610&top=26&ui=1212971245150&r=055

Категория: Новости Россия | Просмотров: 909 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru