Единое национальное тестирование, а если точно, качество тестовых заданий из года в год вызывает все больше нареканий. Еще в прошлом году в апреле РНПЦ «Учебник» совместно с Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования по заданию министра образования Жансеита Туймебаева провели серию семинаров. Целью многочисленных встреч была проверка состоятельности учебников нового поколения для формирования по ним тестовых заданий. Речь шла исключительно о тех предметах, по которым выпускники сдают ЕНТ. Наше совместное заключение для Министерства образования и науки дало неутешительные результаты: учебники казахстанских авторов еще не готовы к тому, чтобы на их основе готовились тестовые задания. Тем не менее в этом году тесты снова формировались на основе учебников нового поколения и ряда альтернативных учебных пособий – других у нас нет. Например, задания по географии составлялись по авторским трудам двух ученых-методистов. Что получилось в итоге? Что одна тестовая схема трактовалась по-разному и произошло абсолютное несоответствие. Я считаю, что в этом виноваты авторы учебников, и никто другой. Это, кстати, констатировали члены апелляционной комиссии во время встречи авторов учебников в департаменте среднего образования. Выпускники 2008 года – первые, кто весь цикл обучения прошел по учебникам нового поколения – с первого по одиннадцатый классы. Соответственно, тестовые задания не могли составляться по каким-то другим учебникам. Жалобы многих выпускников на то, что задачки по математике были сложными, вполне объективны, ведь они составлялись по учебникам Шыныбекова, а он сам неоднократно признавался, что его труды приемлемы для классов и школ с углубленным изучением математики, а не для общеобразовательных. В этом году Министерство образования рекомендовало школам использовать в учебном процессе только те учебники, которые вошли в перечень рекомендуемой литературы, а значит, прошли экспертизу. Отсев литературы при формировании этого перечня в этом году был огромный. Из десятков тысяч учебников в рекомендуемом списке остались сотни, и те лишь в определенной степени соответствуют по качеству общеобразовательным стандартам. Усовершенствование учебников, по которым формируются тесты для ЕНТ, решит лишь одну из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются выпускники при тестировании. Я всегда говорила, что с введением единого национального тестирования мы поспешили, нужно было оставить выпускные школьные экзамены, проверенные жизнью. При сдаче ЕНТ часть выпускников сегодня дискриминирована, и это легко доказать. Свои особенности обучения в школах имеют регионы, города, села. Нельзя забывать и о том, что свыше 60 процентов школ в Казахстане являются малокомплектными. По каким учебникам и программам в них учатся дети, если с первого по седьмой класс ученики сидят в одном классе и им преподает один преподаватель? В итоге выпускники городских школ приходят на ЕНТ с одними знаниями, а сельские – с другими. А задания для всех одинаковые. Я считаю, что к ЕНТ и его усовершенствованию стоит подойти комплексно, недоработок и пробелов еще очень много.
Алма АБЫЛКАСЫМОВА, директор РГКП «Республиканский научно-практический центр «Учебник»
24.06.2008
http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=154&pub=10945
|