Недавно указом президента Республики Казахстан утверждена Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008–2012 годы. Ее реализация требует максимальной концентрации всех сил и ресурсов. Ведь без отечественных мастеров своего дела, без подлинных мастеровых трудно представить становление и расцвет национальной экономики, строительство суверенного государства.
С момента обретения независимости Казахстан зарекомендовал себя на мировой арене как государство с большим потенциалом. Продуманная, целенаправленная политика, прорывные проекты позволяют республике уверенно продвигаться в ряды пятидесяти конкурентоспособных стран мира. Для реализации амбициозных задач, направленных на достижение высоких результатов во всех сферах жизни, важное значение имеет укрепление экономики страны специалистами, соответствующими современным требованиям. Поэтому перед казахстанской образовательной системой стоит задача качественной подготовки квалифицированных мастеров технической и профессиональной сферы. Неспроста система профтехобразования во всем мире определена как приоритетный сектор и отнесена Декларацией ООН к целям развития тысячелетия. «Сегодня самым ценным качеством становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты», – сказал президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении, посвященном 15-летию программы «Болашак». Важность качественного прорыва при подготовке технических кадров и в целом реформирование системы технического и профессионального образования обозначены также в Стратегии развития «Казахстан-2030» и Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы, в различных отраслевых программах. Главными задачами закона РК «Об образовании», а также Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы также являются обеспечение отраслей экономики специалистами с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования, повышение качества подготовки человеческих ресурсов. Исходя из этих важных задач, была принята Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008–2012 годы. Главная ее цель – модернизация системы данной отрасли образования для обеспечения экономики страны квалифицированными специалистами международного уровня. К основным задачам госпрограммы относятся обеспечение доступности и привлекательности технического и профессионального образования; повышение качества подготовки кадров, а также обеспечение эффективности управления и финансирования системы технического и профессионального образования. Для реализации госпрограммы будут использованы бюджетные средства, прямые инвестиции с долевым участием различных заинтересованных структур, средства фондов и международных организаций. Всего выделено 58178,9 млн тенге: в 2008 году – 5707,8 млн тенге, в 2009-м – 23486,7 млн тенге и в 2010 году – 28984,4 млн тенге. В том числе за счет республиканского бюджета – 40749,8 млн тенге, местных – 17429,1 млн тенге. Реализация Госпрограммы будет осуществляться поэтапно. На первом этапе (2008–2010 годы) предусмотрено обновление образовательных программ и институциональное развитие системы технического и профессионального образования. Второй этап (2011–2012 годы) подразумевает развитие реформ и обеспечение устойчивого функционирования системы технического и профессионального образования. Высокую эффективность деятельности образовательной системы обеспечивают не только оптимально разработанная нормативно-правовая база, но и, как показывает мировой опыт, создание институционального механизма оценки уровня знаний. Как, скажем, сегодня успешно работающий в таких странах, как Германия, Южная Корея, Франция, Великобритания, США, Голландия, Филиппины, Тайвань. У нас подобную функцию выполняет Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации Министерства образования и науки Республики Казахстан. Его деятельность направлена на поэтапное внедрение отечественной системы оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации. Созданию такого центра способствовали реструктуризация и развитие системы технического и профессионального образования, ситуация на рынке труда по профессиям технической и обслуживающей сферы, а также необходимость установления социального партнерства между учебными заведениями и работодателями. На первом этапе деятельности Центра был разработан и реализован проект «Внедрение и развитие казахстанской системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности и присвоения квалификации». Здесь учитывались следующие компоненты: разработка, экспертиза и апробация контрольно-измерительных установок; тестирование и присвоение квалификации. Тестирование теоретическое – с помощью автоматизированной системы тестирования (АСТ) и практическое – выполнение работы, требующей определенной квалификации. На втором этапе мы определили пилотные специальности и утвердили перечень наиболее востребованных из них. К 2007 году был определен уровень профессиональной подготовленности учащихся по 22 специальностям, в текущем – по 21 специальности. Составлен перечень из 16 пилотных специальностей на 2009 год. К разработке тестовых заданий были привлечены лучшие казахстанские специалисты. На сегодняшний день в базе центра 41 994 теоретических и практических тестов на русском и казахском языках по 21 специальности. В этом году в теоретическом тестировании приняли участие 5576 учащихся, из них 3717 набрали пороговый балл, который составляет 60. По результатам практического тестирования, из 3717 человек квалификацию подтвердили 3651, это составляет 65,4 процента от общего количества участников. Сегодня вопросы системы оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации очень актуальны. Ведь именно ее оптимизация и совершенствование могут стать одним из действенных рычагов заинтересованности работодателей в подготовке квалифицированных кадров и, в конечном счете, в улучшении качества обучения, поскольку предприятия в условиях конкуренции товаров и услуг будут выбирать лучших выпускников. Это в дальнейшем создаст крепкую неразрывную модель учебное заведение – предприятие – работодатель. Практически все крупные и малые предприятия Казахстана задействованы в процессе проведения независимой оценки профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, что доказывает высокий уровень социального партнерства. Такое сотрудничество выгодно и работодателям, и учебным заведениям. К тому же внедрение системы оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, наряду с другими мерами, будет способствовать созданию необходимых условий для качественного роста кадров и повышения статуса учебных заведений технического и профессионального образования. Соответствующая материально-техническая база, квалифицированный инженерно-педагогический коллектив смогут обеспечить высокое качество оценки уровня знаний. И тогда и учебные заведения, и социальные партнеры будут заинтересованы в более активном участии в системе национальной оценки качества. Возможность постоянной проверки качества знаний позволит восполнять существующие пробелы, обновлять методологию и содержание образования. Следовательно, способствовать формированию качественного контингента обучающихся, а также повышению доверия к ним со стороны работодателей. Подтвердить квалификацию своих рабочих кадров через систему оценки уровня профессиональной подготовленности могут малые и крупные предприятия, организации как государственной, так и частных структур, а также лица, овладевшие специальностью самостоятельно. В Министерстве образования и науки РК рассматривается вопрос о включении сертификата, выдаваемого по результатам оценки профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, в Перечень документов об образовании государственного образца. Безусловно, хорошим подспорьем в решении вопроса дефицита кадров становятся и краткосрочные курсы по специальностям. К примеру, в Республиканском центре организованы курсы по специальностям «оператор ЭВМ», «делопроизводство», «1С: Бухгалтерия», «секретарь-референт». Для более полного использования возможностей институциональной структуры для развития технического и профессионального образования в текущем году Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации был реорганизован в Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального развития и присвоения квалификации Министерства образования и науки РК. Среди его приоритетных задач – организация научно-методической деятельности в данной системе, внедрение независимой оценки профессиональной подготовленности, подтверждение и присвоение квалификации по профессиям технического и обслуживающего труда, независимо от форм собственности и ведомственного подчинения. Сегодня научно-методический центр занимается разработкой предложений и рекомендаций по повышению качества, подготовкой сведений о состоянии и тенденциях развития системы технического и профессионального образования в стране. В компетенции центра также планирование и координация работы по формированию научно-методического потенциала образовательных учреждений, организация независимой оценки уровня профессиональной подготовленности учащихся, специалистов; проведение маркетинговых исследований рынка труда и менеджмента качества в сфере технического и профессионального образования; организация краткосрочных курсов подготовки и переподготовки. Поэтапное внедрение и развитие системы независимой оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации в современных условиях растущей конкуренции на рынке труда будет формировать новую модель системы профтехобразования, соответствующую международным стандартам и способную решать стратегические задачи индустриально-инновационного развития Казахстана. 25.07.2008 http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=150&pub=11278
|