7:57 AM Уроки мудрости | |
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана На летних каникулах накануне пятого класса мы были полны недобрых предчувствий - предстояло изучать географию. У всей атбасарской школы N 4 этот предмет неумолимо вызывал только одну ассоциацию: великая и ужасная Людмила Никитична Прохорова, держащая в страхе даже самых строптивых мальчишек, не боявшихся, казалось бы, ни бога, ни черта: У Людмилы Никитичны был проницательный взгляд, металлический голос и третий глаз на затылке, а может, и кое-где еще. От нее нельзя было скрыть ничего, даже мелких пустячков. Однако в сентябре мы еще робко надеялись на чудо - может, уволится или географию вычеркнут из школьной программы... Наивные, мы тогда не знали: эту женщину-скалу ничто и никто сломить не может. Помню первый урок. Пятый класс, вот-вот наступит сумасшедший подростковый период, настроение и поведение соответствующее, особенно у мальчиков. Вспомнилось: весной, когда директриса выбирала, кого назначить нашим классным руководителем и нависла угроза, что выбор падет на Людмилу Никитичну, старшеклассники посмеивались, видя наши испуганные мордашки. - Зря вы так переживаете, - говорили они, - она классная училка, вы ее обязательно полюбите! Это воспринималось нами, как издевка. Как можно любить человека, от звуков голоса которого сердце убегало в пятки, мы решительно не понимали. "Класснухой" стала другая - ее лицо и имя стерлись из памяти. А Людмила Никитична стала учить нас географическим азам. Особой фишкой у наших хулиганов было откровенно чавкать жевательной резинкой на уроках, действуя на нервы учителям. Единственной, у кого этот номер не проходил, была Прохорова. Поначалу, конечно, народ пытался показать свою сомнительную взрослость - мы старательно изображали на лицах наглое равнодушие и пренебрежение. Этакое презрительное отношение маленьких нахалов, у которых все впереди, к уставшим пожилым женщинам, которые казались отжившими свое. Наверное, каждый школьник считает себя центром Вселенной, а учителей - крошечными планетками, чье существование незаметно и бессмысленно. Это позже приходит понимание ошибочности, а тогда: Тогда мы изо всех сил хотели выглядеть жестокими. Наверное, это от неясного предвкушения того, что скоро с жестокостью придется столкнуться в "зашкольной" реальности. Но, повторюсь, с Прохоровой это не проходило. Она видела наши "души прекрасные порывы" не хуже рентгена и пресекала лишнее, просеивая через сито своей проницательности крупинки настоящих мыслей и эмоций. Уже в седьмом классе после двух лет борьбы со здравым смыслом сдались самые упертые маленькие бандиты. На всех остальных уроках они отчаянно выпендривались, издеваясь над учителями и доводя их до слез (наш класс был тем еще кошмаром для школьной администрации!). На всех, кроме географии. Когда вещала Людмила Никитична, в классе стояла идеальная тишина. Не гробовая, как бывает от паники, а почтительная - от восхищения перед Маэстро. В одиннадцатом классе, когда предстояли выпускные экзамены, все устали от школьной зубрежки до чертиков. На подготовительных занятиях перед экзаменами мы откровенно зевали и смотрели с насмешкой на математичку - сухую, чуть сутулую незамужнюю женщину слегка за "дцать". Нам было по шестнадцать, и госпожа фортуна готовилась рассыпать перед нами все припасы, а математичку мы считали жалким созданием. Похожее отношение было и к другим "кладезям знаний". Исключением - всегда, в любых обстоятельствах - была Людмила Никитична, и географию все сдали на "отлично". Но самым главным в ее работе было, наверное, даже не это. Не знаю, почему перед Днем учителя вспомнилась именно моя преподавательница географии. Уж точно не потому, что была особенно строгой. И даже не потому, что обладала исключительной интуицией - увы, редкой среди тружеников школ. Наверное, я помню ее (хотя и не видела ни разу после выпускного вечера - так уж вышло) из-за того, что маленькая частица ее справедливости, душевной теплоты и женского мужества (к сожалению, востребованного нынче качества!) была вложена Людмилой Никитичной в меня тогда в тихом классе старенькой атбасарской школы, среди атласов и глобусов. Причем это случилось так мягко и незаметно, словно единственным полученным от нее знанием была география. Жаль, что в повседневной круговерти мы редко о них вспоминаем - все дела, дела. Но если вспоминается, пусть нечасто, значит, уроки не были пустыми и скучными. Значит, во взрослую жизнь мы вышли не совсем растерянными - с маленьким запасом добра и мудрости, подаренными нам тогда в школе. Надеюсь, когда-нибудь в коротком промежутке между срочным редакционным заданием, лекцией в университете и зубрежкой английских глаголов я смогу сказать моей Людмиле Никитичне все, что не поместилось между строк. А еще рассказать, как мне помогли ее уроки и как помогают до сих пор. Низкий вам поклон, Учитель! http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20710 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|