№ 186 (16572) от 03.10.2008 Андрей КРАТЕНКО, Восточно-Казахстанская область В школах Зыряновского района Восточно-Казахстанской области особенно активно работают центры возрождения и сохранения культуры, языков и обычаев народов. Местные учителя отлично понимают, что в многонациональном Казахстане роль школьных культурных центров может только усиливаться. В Зыряновской средней общеобразовательной школе NN 6 успешно работает славянский центр "Росы", который объединил внеклассную работу по хореографии, музыке, изобразительному искусству, литературе, истории и фольклору. Директор школы Нина Павловна Ермолаева говорит в этой связи: - Мы доказали, что любой ребенок может стать талантливым. Главное - заниматься с ним. Мы учим детей мудрости, терпению, уважению семейных традиций. У нас имеется лагерь для подростков "Ветер перемен". С детьми работают не только психологи, но также физруки и полицейские. Многих ребят мы уберегли от опрометчивых поступков. "Отличник просвещения" Нина Ермолаева была делегатом I Съезда учителей Казахстана. Свою жизнь она считает успешной и счастливой. Нина Павловна преподает русский язык и литературу, гордится своими учениками и последователями. Алия Тогузова - учитель химии, директор общеобразовательной средней русско-казахской школы NN 9. По результатам Единого национального тестирования учащиеся школы лидируют в Зыряновском районе. Этому во многом способствует высокий профессионализм Алии Зейнелгабиевны. Она создала дружный, сплоченный и творческий коллектив педагогов. Школьники участвуют в интеллектуальных конкурсах, становятся призерами олимпиад. - Мы преуспели, - отмечает Алия Тогузова, - не только в учебе, но и в развитии творческих способностей. За значительный вклад в образование она награждена медалью Ибрая Алтынсарина. Лариса Степановна Степанова после окончания Усть-Каменогорского пединститута приехала по распределению в Зубовскую среднюю школу. - Подобной школы, - с гордостью говорит директор этого учебного заведения Лариса Степанова, - в районе нет. Это по сути ворота в город, хотя по статусу школа сельская. Мы тесно сотрудничаем с дворцом культуры. Из Зыряновска к нам приезжают хореограф, учителя музыки. Вся культурная жизнь поселка сосредоточена в школе. В 2009 году она отметит свой полувековой юбилей. Время идет, но лучшие школьные традиции не меняются. Лариса Степановна преподает русский язык и литературу. Она любит свой предмет. Стремится найти к каждому ученику свой подход, всеми силами старается развивать личность ребенка. В ответ они дарят свои сердца: http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20708
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана На летних каникулах накануне пятого класса мы были полны недобрых предчувствий - предстояло изучать географию. У всей атбасарской школы N 4 этот предмет неумолимо вызывал только одну ассоциацию: великая и ужасная Людмила Никитична Прохорова, держащая в страхе даже самых строптивых мальчишек, не боявшихся, казалось бы, ни бога, ни черта: У Людмилы Никитичны был проницательный взгляд, металлический голос и третий глаз на затылке, а может, и кое-где еще. От нее нельзя было скрыть ничего, даже мелких пустячков. Однако в сентябре мы еще робко надеялись на чудо - может, уволится или географию вычеркнут из школьной программы... Наивные, мы тогда не знали: эту женщину-скалу ничто и никто сломить не может. Помню первый урок. Пятый класс, вот-вот наступит сумасшедший подростковый период, настроение и поведение соответствующее, особенно у мальчиков. Вспомнилось: весной, когда директриса выбирала, кого назначить нашим классным руководителем и нависла угроза, что выбор падет на Людмилу Никитичну, старшеклассники посмеивались, видя наши испуганные мордашки. - Зря вы так переживаете, - говорили они, - она классная училка, вы ее обязательно полюбите! Это воспринималось нами, как издевка. Как можно любить человека, от звуков голоса которого сердце убегало в пятки, мы решительно не понимали. "Класснухой" стала другая - ее лицо и имя стерлись из памяти. А Людмила Никитична стала учить нас географическим азам. Особой фишкой у наших хулиганов было откровенно чавкать жевательной резинкой на уроках, действуя на нервы учителям. Единственной, у кого этот номер не проходил, была Прохорова. Поначалу, конечно, народ пытался показать свою сомнительную взрослость - мы старательно изображали на лицах наглое равнодушие и пренебрежение. Этакое презрительное отношение маленьких нахалов, у которых все впереди, к уставшим пожилым женщинам, которые казались отжившими свое. Наверное, каждый школьник считает себя центром Вселенной, а учителей - крошечными планетками, чье существование незаметно и бессмысленно. Это позже приходит понимание ошибочности, а тогда: Тогда мы изо всех сил хотели выглядеть жестокими. Наверное, это от неясного предвкушения того, что скоро с жестокостью придется столкнуться в "зашкольной" реальности. Но, повторюсь, с Прохоровой это не проходило. Она видела наши "души прекрасные порывы" не хуже рентгена и пресекала лишнее, просеивая через сито своей проницательности крупинки настоящих мыслей и эмоций. Уже в седьмом классе после двух лет борьбы со здравым смыслом сдались самые упертые маленькие бандиты. На всех остальных уроках они отчаянно выпендривались, издеваясь над учителями и доводя их до слез (наш класс был тем еще кошмаром для школьной администрации!). На всех, кроме географии. Когда вещала Людмила Никитична, в классе стояла идеальная тишина. Не гробовая, как бывает от паники, а почтительная - от восхищения перед Маэстро. В одиннадцатом классе, когда предстояли выпускные эк
...
Читать дальше »
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 С уважением , Алтаева Арай". В канун Дня учителя на имя нашей редакции пришло очень симпатичное письмо от одного хорошего человечка. И хотя ему всего 10 лет, мысли он высказывает просто замечательные. Пока у нас есть такие дети, а у них есть такие учителя - мы верим, что с нашей страной все будет в порядке. "Здравствуйте, уважаемые дяди и тети газеты "Экспресс К". Пишет вам ученица 4"В" класса средней школы NN 6 города Талгара Алтаева Арай. Я хочу вам написать про нашу любимую первую учительницу Светлану Анатольевну Пурахину. Она самая лучшая до неба. Потому что Светлана Анатольевна учит нас не только считать и писать. Она нас учит думать, размышлять и верить в добро. Потому что добро все равно сильнее зла. Наша учительница всегда против несправедливости. Если что-то в нашем классе не так, она соберет всех учеников, и мы вместе думаем, как победить несправедливость. Потому что в жизни и так много несправедливости. Например, почему учителя так мало получают денежков? Они же делают нужную и трудную работу. А им платят совсем мало. Но Светлана Анатольевна никогда об этом не говорит. За то, что она настоящая учительница. Она всем нам на каждый день рождения подарки делает. Мне книжку подарила "Хочу все знать". Я ее теперь все время читаю. А еще у нас в классе есть бедные дети, и Светлана Анатольевна им одежду находит. Вот какая у нас учительница. Мы ее очень любим. Она хорошая. Были бы все учителя такие. А то нам на следующий год с ней расставаться. Посылаю вам фотографию нашего класса и Светланы Анатольевны. Только вы мне ее верните. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20700
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Рустем ОМАРОВ, Астана Должностной оклад школьного учителя в стране ниже минимальной заработной платы. По мнению депутата мажилиса Елены Тарасенко, работавшей когда-то учителем, главная проблема заключается в мизерности оклада. - Сейчас я выступаю за повышение учительского оклада хотя бы до уровня минимальной заработной платы, - говорит она. Как известно, зарплата учителя состоит из оклада и оплаты за проведенные уроки. В среднем по стране она составляет порядка 30 тысяч тенге. При этом пресс-служба Министерства образования и науки уверяет, что доходы педагогов неизменно растут и за последние два года увеличились примерно на 86 процентов. Впрочем, депутат уверена в благополучных перспективах заработков учителей. По ее мнению, сейчас государство немало делает, чтобы повысить престиж профессии педагога. Во-первых, в этом году учителям дали статус гражданских служащих, что позволило выдавать единовременные лечебные пособия в размере оклада. Также вводится аттестация, благодаря которой учителю будет воздаваться по его профессионализму. В начале года недельная учебная нагрузка педагогам была снижена с 20 до 18 часов. По данным пресс-службы Министерства образования и науки, это увеличило среднюю заработную плату учителям начальных классов на 11 процентов. А в будущем трехлетнем бюджете предусмотрено двукратное повышение зарплаты для всех бюджетных работников на 25 процентов в 2009 году, на столько же - в 2010-м и еще на треть - в 2011 году. Таким образом, учительская зарплата в среднем достигнет 64 тысяч тенге. Елена Тарасенко считает повышение зарплаты учителей чрезвычайно актуальным вопросом для государства. - Сейчас школа испытывает кадровую проблему, - говорит депутат. - Основной костяк составляют педагоги со стажем. Молодежь если приходит, то не задерживается. Не хватает мужчин-учителей. Поэтому надо думать, как еще материально поддержать учительство. По словам Елены Тарасенко, сейчас учителя поднимают вопрос о возврате льготных пенсий, существовавших в приснопамятные времена. Раньше они уходили на заслуженный отдых после двадцати лет работы. Кроме того, депутат считает, что необходимо поощрять воспитательную работу. В настоящее время руководство классом оплачивается на низком уровне. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20701
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Нуржан БАЙМУЛДИН, Кокшетау Профессия учителя становится малопривлекательной для молодежи, предпочитающей более перспективные, на их взгляд, специальности. Стаж преподавателя казахского языка и литературы из школы NN 3 Кокшетау Шаттык Сулейменовой перевалил за второй десяток. За эти годы она открыла мир знаний для сотен учеников. Опытный педагог разработала авторскую работу изучения наследия великого Абая Кунанбаева и по итогам учебного года была признана лучшим учителем. Не раз участвовала в республиканских конкурсах, занимая престижные места. - За наградами не стремилась, для меня главное - уважение и признание детей, которые искренне верят мне,- признается Сулейменова. Положение учителя она называет незавидным. С одной стороны, реформы, разнобой в учебных пособиях, а с другой - невысокая зарплата, без страховки и соцпакета. Зато с учителя спрашивается втройне. За неявку детей, за оформление класса (случается, что за свой счет), успеваемость, ЕНТ. Плюс бесконечные привлечения педагогов, впрочем, как и всех бюджетников, к общественным акциям. - Нередко в пособиях встречаются пробелы, ошибки, тяжело совместить программу и учебники, которые не подходят друг другу,- сетует Шаттык.- Надо книги вначале апробировать в нескольких школах, прежде чем запускать в широкий оборот. Но больше всего волнует учителя то, что нет смены. В начальном звене очень мало молодых педагогов. Каторжная это работа - учить детей. Потому никто не хочет брать на себя такую огромную ответственность. И добрая традиция передачи опыта, к сожалению, прерывается. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20702
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Инна БЕКЕЕВА, Кызылорда Для того чтобы найти лучшего учителя Кызылорды, я позвонила директору одной из престижных, по мнению многих родителей и официальных лиц, школ города. Но, узнав тему предстоящей беседы, руководитель этого учебного заведения предложила мне поискать респондентов в других школах. А тема, казалось бы, совсем несложная и никакими проблемами, кроме уже имеющихся, не чревата. Но не любят наши учителя громогласно заявлять о своих проблемах, в выборе выражений очень осторожны. Хотя, казалось бы, об их незавидном положении известно всем. В средней школе NN 233 мне предложили побеседовать с преподавателем русского языка и литературы Любовью Григорьевной Дмитриевой. Стаж преподавательской работы у нее большой - 36 лет. И все эти годы она проработала в Кызылорде. Я застала ее в учительской. Уроков у нее не было, но, оказывается, классный руководитель должен находиться в школе, пока идут занятия в его классе. Помимо этого, в его обязанности также входит проводить воспитательную работу, навещать учеников на дому в случае непосещения школы, участвовать в различных субботниках и других мероприятиях, нести ответственность за каждого ребенка, получая за это мизерную доплату к зарплате. Но Любовь Григорьевна, как и большинство учителей, в беседах с журналистами на это не жалуется. Она - коренная кызылординка, родившаяся и выросшая здесь. В 1972 году закончила Кызылординский педагогический институт имени Н.В. Гоголя, и с тех пор преподает свой любимый предмет. - Я не могла не стать педагогом, - сказала Любовь Григорьевна, отвечая на мой вопрос, почему именно эта профессия была ею выбрана. - У меня были прекрасные преподаватели, глядя на них, хотелось быть учителем. - А что, по-вашему, сейчас привлекает молодежь в этой профессии? - Наверное, любовь к детям. Но большинство молодых специалистов в школе не задерживается. Школа для них - как трамплин. Поработают год-два, пока не найдут хорошо оплачиваемую работу. Ведь молодой педагог, как известно, получает очень мало. Чтобы зарабатывать, к примеру, 35 тысяч, нужно иметь стаж работы не менее десяти лет, плюс к этому категории, классное руководство, проверку тетрадей, которая оплачивается не по всем предметам, и т.п. Так что остаются только люди, которые, наверное, действительно любят эту профессию. Хотя, возможно, я и идеализирую ситуацию. - А как старшее поколение учителей осваивает компьютерную грамоту? - С этим у нас проблемы. Ученики в большинстве своем более, выражаясь их языком, "продвинуты" в этом плане. Ведь с нашими зарплатами учителя многого себе позволить не могут, в том числе и приобрести компьютер. Хотя очень хотелось бы. Сейчас вся "бумажная" работа должна быть выполнена на компьютере, приходится делать это за деньги в специальных конторах. - Сейчас много говорится о качестве учебников. Что вы думаете по этому поводу? - Я по натуре консерватор. Думаю, сейчас преподавать стало немного труднее. Что-то новое в программу
...
Читать дальше »
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Ляззат ШУЛЕНОВА, Костанай Габбас Айсин, 76-летний учитель-ветеран, до сих пор вспоминает с восхищением известного казахского педагога и писателя Спандияра Кубеева. Ему довелось работать вместе с Кубеевым в первые годы учительской практики в поселке Аксуат. - И у учителей бывают свои первые учителя. Для меня таковым стал Спандияр Кубеев, - говорит Габбас Айсин. - Этот человек до мозга костей был Учителем. Он работал в школе почти до конца жизни, до 78 лет. Ушел из нее, когда до смерти остался лишь один месяц. Я помню его замечательные советы нам, молодым учителям. Например, он часто заглядывал на уроки своих коллег и потом высказывал свое мнение по ним. Хотя сам он был филологом, учил детей русскому языку, но был неравнодушен ко всем предметам. Например, он наблюдал, как я веду уроки химии и биологии. Запомнил на всю жизнь, как он сказал: "Если ученик получает у тебя двойку, ищи причину внутри самого себя - значит, ты недодал ему урок, не сумел донести конкретную тему". Я счастлив, что мне довелось работать рядом с Кубеевым. Спандияр Кубеев - один из самых талантливых представителей казахской интеллигенции. В 1887 году он стал первым учеником Аксуатской школы, первый колышек которой вбил сам Ибрай Алтынсарин. Способный подросток обратил на себя внимание великого просветителя. По его совету Спандияр поступил в педагогический класс при Кустанайской школе. После нескольких лет работы учителем волостной начальной школы он отправился в Омск и окончил курсы усовершенствования учителей, до 1910 года преподавал в русско-казахской школе Петропавловска. Творческая работа Спандияра началась с перевода басен Ивана Крылова. В 1913 году писатель написал роман "Калым" - книгу-протест против феодальных обычаев. Кубеев принимал активное участие в строительстве школ в Казахстане, написал много статей по вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Немало интересных вещей, фактов и фотографий, рассказывающих о творческой и общественной жизни Спандияра Кубеева, сегодня собрано в школьном музее Аксуатской школы, которая носит его имя. Спандияр Кубеев принадлежал к плеяде демократов-просветителей начала 20 века, внесших значительный вклад в дело развития общественной мысли и прогресса в казахской степи. Его воспоминания о пройденном пути, о творческой и общественной работе легли в основу книги "Сбывшиеся мечты". Спандияр Кубеев был награжден орденом Ленина, одному из первых ему присвоили звание "Заслуженный учитель Казахской ССР". Габбас Айсин тоже много лет своей жизни посвятил делу образования, 14 лет работал заведующим районным отделом образования. Он душой болеет за учителей, любит детей и молодежь. - Меня волнует положение сельских учителей, - говорит Габбас Ильясович. - Раньше сельским учителям предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, существовала солидная сельска
...
Читать дальше »
|
№ 187 (16573) от 04.10.2008 Рустем ОМАРОВ, Астана Лучшие учителя страны собрались вчера на Втором республиканском форуме педагогов-новаторов. Перед тем как вручить заслуженные награды, министр образования и науки Жансеит Туймебаев предрек "чистку" преподавательских рядов от непрофессионалов. Кроме того, он пристыдил учителей за кляузничество. На Второй форум педагогов-новаторов съехалось свыше сотни учителей со всей страны. Каждый из них имеет в активе учеников с раскрывшимися талантами и необычную методику преподавания. В частности, перед собравшимися выступила учительница казахского языка Жанна Левкович из Павлодарской области. Она очень емко, высокохудожественно и красочно сформулировала девиз государственного языка, которому справедливо причислила все три вышеуказанные характеристики. Однако собравшиеся педагоги вместе с грамотами увезут с собой вести, которые кому-то покажутся недобрыми. В своем спиче Жансеит Туймебаев поведал о необходимости избавить стены учреждений образования от учителей-"двоечников". По словам министра, некоторые непрофессионалы, которые нынче учат детей, получили свое образование в закрытых вузах-однодневках. - Мы будем проводить тестирование среди учителей, - отметил министр. - Пусть никто не обижается. А как иначе мы вычислим непрофессионалов?! Он предупредил, чтобы педагоги не ссылались на маленькую зарплату и не отнекивались от проверок. Государство, по его словам, уделяет большое внимание повышению зарплаты учителей и сохранению их числа даже в самые тяжелые годы. Кроме того, главный учитель страны вчера внес решительный вклад в оздоровление климата в школах и вузах. Он попрекнул своих подопечных кляузами друг на друга. - Мне каждый день поступают сотни писем, за которые очень обидно, - сказал Жансеит Туймебаев. - Жалуетесь на завуча, учителя, директора школы, друг на друга. Что это такое? Вы же интеллигенция! Вы воспитываете детей! http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20740
| |