Ученики одной из сельских школ близ Алматы около месяца провели на незапланированных зимних каникулах Приятно начинать газетный материал с добрых слов о новой школе, распахнувшей свои двери счастливым ученикам. И невозможно молчать о проблемах школ на периферии. Поселок Толкын находится всего в восьмидесяти километрах от Алматы. Но этот уголок можно смело отнести к местам, где нога прогресса еще не ступала. Сто десять семей, живущих там, уже привыкли к ежедневным отключениям электроэнергии, длящимся порой до девяти часов кряду; научились сами добывать воду, потому что в кране эта благословенная жидкость бывает лишь три часа в сутки. Но покорно смотреть, как мерзнут их дети в старой, обветшалой школе, у сельчан больше нет сил. Для местных чиновников у людей не осталось цензурных слов, а большое начальство на проблемы маленького села смотрит свысока.
Волна народного гнева всколыхнулась с подачи самых маленьких жителей поселка Толкын, что в Енбекшиказахском районе Алматинской области. Сто тридцать один ребенок (а это полный состав учащихся местной школы. – Авт.) однажды просто отказались идти учиться. Устами детей говорила неприглядная, но истина – находиться в стенах этого храма знаний было холоднее, чем на улице. Последний урок в этой школе был проведен 25 декабря прошлого года. Собираясь на обычные зимние каникулы, ни учителя, ни ученики не думали, что отдых затянется. Вернуться к учебе дети должны были 9 января. Но из-за проблем с отоплением старт новой четверти пришлось отложить на несколько дней. Впрочем, отсрочка ничего не решила и теплее в школе не стало. А потому, когда 13 января педагоги вошли в классы, они нашли там по два-три «морозоустойчивых» ученика. Остальных не пустили в школу родители. Учительский коллектив и сам буквально примерзал к стульям. Но отказать директору, повелевшему классным руководителям пройтись по домам и вернуть детей в классы, было нельзя. Пришлось грызть гранит науки, застелив школьные скамьи «корпешками». Но и это не помогало – в шариковых ручках застывали чернила. Проблема назрела не вдруг. Ведь, по словам директора, в этой средней школе капитальный ремонт не проводился уже двадцать три года. А отсутствие каких бы то ни было плюсовых градусов в самые морозные месяцы этой зимы и вовсе вывело из строя школьную отопительную систему. – В школе было холодно из-за отсутвия электроэнергии. А его, в свою очередь, отключили в поселке Толкын повсеместно из-за неуплаты. Но сельчане готовы предоставить все квитанции об оплате счетов за коммунальные услуги. Причем никаких задолженностей не было, все оплачивается своевременно, – разъясняет ситуацию председатель республиканского общественного движения учителей и преподавателей «Ар намыс» Галия Амиртаева. Призвать на помощь общественников жители злополучного поселка решили уже от отчаяния. Они устали от того, что беды их никому не интересны, а возмущенные голоса не долетают до слуха больших начальников. Их письма прокурору и акиму Енбекшиказахского района, акиму сельского округа и акиму области хотя и не были безответными – чиновники обещали устранить указанные замечания, – но результатов не дали. Озлобленные такой ситуацией и произволом местного самоуправления сельчане выгнали акима прямо из зала на очередном отчетном собрании. Местные жители утверждают, что причиной этой непрекращающейся ситуации с водой, электроэнергией, теплом и ремонтом в средней школе поселка Толкын является коррупция в рядах местной власти. Своими глазами убедиться в справедливости претензий сельчан никто из представителей власти не удосужился. – Была одна проверка, – рассказывает Галия Ганиевна. – 3 февраля в школу приезжали из районного отдела образования, хотели проверить посещаемость учащихся. Так директор школы, проходя с проверяющими по кабинетам, велел детям снять с себя верхнюю одежду. Температура в классах на тот момент была нулевой. А ведь решить проблему тепла в школе в момент отключения электроэнергии – не самая сложная задачи. Многие образовательные учреждения уже обзавелись для этой цели генераторами. Купили этот агрегат и в школе поселка Толкын, еще в октябре. Но государственный бюджет выделяет средства на покупку к нему дизельного топлива, а агрегат работает на бензине. Чтобы он функционировал, школьной администрации нужно собирать с учеников по сто тенге. Да вот беда – генератор неисправен. Накладных на него в школе нет. А инструкция к генератору прилагается на китайском языке. – Получив письмо от родителей школы, я лично направилась на место проверить ситуацию, – продолжает Галия Ганиевна. – В кабинете английского языка я увидела чан с водой, в которой плавал кипятильник. Доступ к нему имели все учащиеся, и никто не был застрахован от несчастного случая. К тому же дети рассказали мне, что для того, чтобы уборщицы могли вымыть в школе полы, ученикам приходится носить ведра с водой с улицы. Вопросов у родительского комитета к школьной администрации накопилось много. И они имеют право требовать ответа. Хотя бы потому, что регулярно финансируют покупку мела, табелей, журналов, украшений к празднику, вносят средства на ремонт и сами покупают детям учебники, так как книг в школьной библиотеке не хватает. – Кроме того, осенью 2008 года школа получила новые компьютеры. – На этот раз Галия Ганиевна цитирует возмущенных родителей. – Но дети ими не пользуются. Все они находятся в кабинетах школьной администрации. Дети обучаются на старых машинах. Общественница лично взяла на контроль ситуацию в поселке Толкын. Но достучаться до лиц, компетентных разобраться в данном вопросе, не получается и у нее. Сельчане же проявляют готовность пойти на самые радикальные меры, если вопрос не найдет надлежащего внимания со стороны правительства республики и президента лично.
Юлия ЗЕНГ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=150&pub=13180
|