Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2009 » Февраль » 20 » Переписи помогали ревкомы
6:25 AM
Переписи помогали ревкомы

С 24 февраля по 5 марта 1999 года прошла первая перепись населения су­веренного Казахстана. До революции в 50-60-х гг. XIX века были проведены переписи населения по округам. Но они были неполными, т. к. не все роды к тому времени приняли российское под­данство. Кроме того, часть округов, во­лостей, аулов, уже принявших российс­кое подданство, скрывали полные дан­ные о численности своих округов, точ­ное число семейств и юрт, дабы избе­жать различных повинностей. Самая первая всеобъемлющая перепись насе­ления на территории Казахстана про­шла в 1920 году. В фондах Государственного архива Алматинской области сохранились ин­тересные документы о проведении де­мографической, профессиональной и Сельскохозяйственной переписи в Се­миреченской области. В Семиреченскую область тогда входили уезды: Верненский, Джаркентский, Лепсинский, Нарынский, Копальский, Пржевальский и Пишпекский.

Приказом Семиреченского областного военно-революционного комитета от 8 сентября 1920 года на основании прика­за № 1004 Совета Комиссаров Туркес­танской республики от 28 августа 1920 года все школьные работники единой трудовой школы и учащиеся 2-й ступени старше 16 лет были мобилизованы для производства Всероссийской переписи.

Всем этим гражданам, проживающим в г. Верном и прилегающих станицах, необходимо было явиться в об­ластное статистическое управление 13 и 14 сентября к 10   часам утра.  Проживающим в сельской местности необ­ходимо было явиться в сельские, волостные и станичные ревкомы.

В газете «Правда», органе Семире­ченского областного комитета РКП и Семиреченского Военревкома, № 189 от 10 сентября 1920 года, была опублико­вана телеграмма Председателя Совнар­кома В. И. Ленина в г. Верный за № 379, в которой говорилось, что «началом де­мографической, профессиональной и сельскохозяйственной переписи назна­чается 28 августа 1920 года. В городах демографические, профессиональные переписи продолжаются неделю. В сель­ских местностях две недели. Сельскохо­зяйственная перепись продолжается пол­тора месяца, считая от 28 августа».

Обревкому, Обземотделу, Обпродкому, Обчека, Обларобрлзу, Обфинотделу, Обкомтруду, Особому отделу вме­нялось в обязанность оказывать все меры содействия ЦСУ и его местным органам.

В телеграмме говорилось, что «пере­пись – дело не отдельных ведомств, а всей республики, дело всех советских учреждений. Недостаточное содействие, халатность, небрежность, от кого бы они ни зависели, будут преследоваться по всей строгости революционного времени как тяжкие преступления по должности».

В газетах этого времени сообщалось, что в Семиреченской области началась Всероссийская перепись населения. Из г. Верного были посланы в уезды Семи­реченской области около тысячи учите­лей и учащихся для проведения работ, связанных с Всероссийской переписью.

Одной из участвовавших в переписи населения Семиреченской области была учительница г. Верного Мария Никаноровна Шишкина воспоминания которой сами по себе очень интересны.

«Отряд переписчиков, – вспоминает она, – с которым я выехала в г. Джаркент, выбыл из г. Верного в начале октября 1920 г. В основном в нем были девушки и несколько учителей-мужчин. Из них помню: Гиричева, Давыдова, Сушкова, Лаврентьева, Шахова Костю, Паветьеву Катю, Кацман Олю и двоих Шишкиных, кроме меня, – Зину и Катю.

Искусственных дорог тогда в Семи­речье не было. Грунтовые дороги были случайными. Дороги не строились и не ремонтировались. Транспорт нам предоставлялся населением в порядке тру-цогужповинности. В дороге за посел­ком Чилик начался дождь, который продолжался до г. Джаркента. От Чилика до села Чарын не было ни одного насе­ленного пункта.

Караван-сараи, где обычно останавли­вались проезжие, были все разрушены. Ехали на арбах — повозках. Почва на этом пути – солончаковый суглинок, от дождя она размокла, и лошади с трудом тянули арбы, на которых лежали материалы переписи и продукты, в основном сухари.

Члены отряда были в плохой одежде и рваной обуви. Обмундирование мы долж­ны были получить в г. Джаркенте, а про­дукты питания в тех ревкомах, где будем проводить перепись.

Под осенним холодным дождем 90 км шли пешком, увязая в глине. Помогали лошадям вытаскивать из оврагов и рытвин арбы. Были дни, когда за весь день про­ходили по 10 верст. Ночевали около разрушенных стен, бывших караван-сараев или просто в степи. Спасал  саксаул, который  горел даже мокрым.

Разводили костры, на них грели чай, подсушивали мокрые сухари, обогревались, спали на мокрой земле, прижавшись друг к другу, и с рассветом двигались дальше.

До г. Джаркента ехали более двух недель. Почти все члены отряда приехали больными малярией, ревматизмом и вос­палением легких. Здесь нас разместили в помещении школы. Спали на полу.

Председатель Джаркентского уездно­го ревкома Закир Насыров и председатель Ревтрибунала Александр Зонштейн лично приняли горячее участие в оказании нам необходимой помощи. При их содействии мы получили овчинные шубы, валенки. Снабжали нас продуктами, топливом, пока мы находились в г. Джаркенте.

В середине ноября, выздоровевшие, мы разъехались по волостям.

Я с группой товарищей выехала в Интифакскую волость – в 8-й переписной участок, в нашей группе были и перепис­чики, и 3 переводчика.

Интифакская волость занимала пло­щадь в 6885 кв. верст с плотностью насе­ления 2,53 человека на квадратную вер­сту. В нее входили населенные пункты (в основном заселенные в конце XIX века переселенцами): с. Чарын, станица Чунджинская, села Богословское и Петропав­ловское, выселок Подгорное. В этих на­селенных пунктах жили таранчи (уйгуры), дунгане, украинцы, русские казаки, мест­ное население – кара-киргизы и киргизы (казахи) жили в аулах.

В зимнее время, в гололедицу, снег и бурю, через горные перевалы и долины, на подводах, запряженных лошадьми или волами, верхом на лошадях и верблюдах, от поселения к поселению для проведе­ния переписи передвигались мы, неред­ко в пути встречая волков.

Был случай, когда стая волков напала на начальника одного из переписных уча­стков, ехавшего в одиночку верхом, и съела его и лошадь. Только через неко­торое время обнаружили место, где про­изошла эта трагедия. Нашли окровавлен­ный снег, остатки одежды, кости и доку­менты,

Приезжая в населенный пункт, мы с помощью ревкомов собирали население, разъясняли цели переписи, знакомили с постановлениями Советской власти, с по­ложением в стране, о роли коммунистов и комсомольцев. Эти проводимые собра­ния имели важное политическое значе­ние в проведении переписи. В основном население хорошо относилось к перепи­си, но были люди, которые  не  доверяли, заявляя, что переписывают их для того, чтобы отбирать скот и сельскохозяйствен­ные продукты.

Партийных и комсомольских организа­ций в волости не было. Мы, комсомольцы-переписчики, были вестниками нового.

Телеграфная связь тогда существова­ла только в больших городах. Почтовой связи в Джаркентском уезде не было. Газет не получали. Новости узнавались через «узун-кулак», т.е. устную передачу от одного другому.                   

Грамотных было мало, да и те находи­лись в русских поселках. В аулах среди местного (казахского) населения были единицы мужчин, умеющих читать и пи­сать. Расписывались на переписных лис­тах приложением большого пальца. Та­кое отсталое положение объяснялась тем, что царское правительство потратило на «просветительские нужды» за всё время колонизации Казахстана всего 6 р. 60 коп. на душу населения, «это по несколько копеек в год на одного человека». Среди местного населения Казахстана до 1918 года было 98 процентов неграмотных.

В самый отдаленный пункт нашего 8-го участка, в Подгорное, приехали в канун нового, 1921 года. После собрания с на­селением молодёжь поселка пригласила нас на вечер встречи Нового года.

Красноармейцы отряда, находившегося в Подгорном, принесли тушу сайгака (дикого козла). Сообща делали пельме­ни, ели их, веселились и вели длинные разговоры, склоняя молодежь на сторону комсомольцев. Этот небольшой празд­ничный вечер помог нам быстро провести перепись в Подгорном.

2 января 1921 года мне довелось поехать в горы за 40 верст от Подгорного, там жили старики: лесник-объездчик с женой. Вне переписи не  д о л ж н о было оставаться ни одного человека. Пара добрых коней, запряжённых в кошевку (род саней), везла бы­стро. Возчик был лихой парень. Приехали вечером. Ночью выпал сильный снег. Из­бушку лесника замело вместе с крышей. Выбрались через люк в крыше. Полтора дня откапывали от снега дверь во двор. Жилое помещение, двор, хлев были под одной крышей. Только 5 января, верхом на лошадях, кошевку не могли вытащить из хлева, уехали обратно в Подгорное.

В январе поехали по аулам, располо­женным на восток от Подгорного. Стада и пастбища в этих аулах принадлежали баям-полуфеодалам.

Крупные баи-полуфеодалы, исполь­зуя пережитки патриархально-родового быта, фактически сохраняли в своих руках лучшие сенокосы, пастбища, пахотные угодья и большие стада скота вплоть до 1926-1929 годов.

В переписываемых нами аулах были стада овец с количеством более 10 тысяч голов, принадлежащих одному хозяину. На него работали батраками все, входя­щие в его род. Был случай, когда бай заставил батраков угнать стадо в горы, чтобы спрятать его от переписи.

Молодой батрак, житель этого села, по секрету сказал нам об этом и о месте, куда угнали скот. Мы поехали в горы, разыскали стадо и переписали. Причем хозяин пытался записать стадо на под­ставных лиц, своих родственников. Юно­ша, помогавший нам в этом деле, подвер­гал себя большой опасности со стороны бая, от которого он зависел, но в нем пробудилось сознание – помочь государ­ству, и оно было сильнее страха.

Население  аулов жило в юртах очень бедно, в антисанитарных условиях. Тело не мылось. Одежда не стиралась и носи­лась, пока не износится. Питались киргизы (казахи) продуктами, получаемыми от скота –  куртом (сухой, соленый творог), айра­ном, чаем соленым с молоком. Хлеба не было. Из проса делали таро (толченое жареное просо). Овощей не употребля­ли. Мясо варилось к приезду гостя, храни­лось оно в сушеном виде (чаще конское).

Наш приезд был праздником для аула. Моментально собиралось все население. В юрту, где мы останавливались, набива­лось народу до отказа. Каждый старался, чтобы мы остались у него ночевать. Уго­щали нас самым лучшим, что было в юрте.

Незнание нами местного языка не да­вало возможности вести беседы или по­нятно отвечать на все интересующие их вопросы, к общему нашему огорчению. Среди населения было очень много боль­ных. Медицинского обслуживания не было.

В 1920 году по всей Семиреченской области на 959620 человек населения имелось 35 больниц, врачей – 44, зубных врачей – 4. Это медицинское обслужива­ние находилось только в городах или больших волостных центрах.

Вспоминается такой случай. В ноябре 1920 года при проведении переписи в селе Богословском нас, нескольких деву­шек, поставили на квартиру к богатому русскому крестьянину.

Была сырая, холодная погода, грязь, а хозяева, узнав, что мы – комсомолки-безбожницы, не пустили нас ночевать в комнату, нам пришлось спать в сенях на соломе вместе со скотом.

На обратном пути мы снова должны были заночевать в этом селе. У того хозяина, который так жестоко раньше с нами обошелся, жена несколько дней мучилась родами. Я в отряде и среди населения исполняла добровольно обязанности медицинской сестры, так как в 1919-1920гг. училась в г. Верном, в вечернем университете народного просвещения на гинекологическом отделении и имела теоретические знания аку­шерки. Узнав обо мне, хозяин пришел уговаривать меня помочь жене. Я отка­залась, помня его отношение к комсо­мольцам, да и не надеялась на свои способности в акушерстве.

Начальник отряда, в порядке дис­циплины, заставил меня пойти, говоря, что это будет иметь большое значение для авторитета комсомола. Я сумела помочь, и женщина родила большого мальчика.

Хозяин, отец новорожденного, зако­лол двадцатипудовую свинью и половину ее принес отряду  в дар за помощь.

Этот случай мы в дальнейшем ис­пользовали, как материал для антирелигиозной пропаганды. Окончив перепись в феврале 1921 года, мы остановились в с. Чарын для подведения предварительных итогов переписи.

В это время из Китая возвращалась группа бывших офицеров царской ар­мии, бежавших в Китай от большевиков. Возвращались они добровольно, осоз­нав, что вне родины им жить невозмож­но. Но понятия у них о Советской власти и большевиках были очень неясные.  Мы, комсомольцы, вели среди них пропаганду. Разъясняли идеи, за которые борются большевики. Говорили о строитель­стве нового Советского государства, о борьбе с контрреволюцией, о привлече­нии интеллигенции на сторону Советов.

В этом поселке я с двоюродной сес­трой Зиной жила у русского казака А. Этот человек отличался тем, что питался исключительно мясом, запивая его джун-джуном (китайский спирт из риса). Воду употреблял он только после выпивки, чтобы вновь быть пьяным.

Несколько вечеров при нас в его доме собирались мужчины-дунгане. Спо­рили, пили, хлопали по рукам. Мы, не зная дунганского языка, не понимали, о чем идет речь. Но однажды утром во дворе этого хозяина оказалось много голов скота. Мы стали расспрашивать, и нам женщины рассказали, что это калым (выкуп за невесту) за Зину, которую хозяин продал старику-дунганину в жены. Узнав об этом, мы с Зиной побежали к красноармейцам, которые сопровожда­ли офицеров, прося их о защите. Зину спрятали, с большим скандалом «же­них» забрал обратно скот.

Этот случай, когда русскую девушку-комсомолку чужой мужчина мог продать в жены, напоминает о чудовищном бес­правии, унижавшем честь и достоинство женщин Казахстана, превращавшем их в рабынь.

Калым был отменен декретом ЦИК и СНК КАССР от 28.Х11.1920 г., но факти­чески он существовал еще долгие годы.

С переписи Джаркентского уезда в г. Верный отряд переписчиков вернулся в конце февраля 1921 года. С большими трудностями перепись проводилась и в других районах Семиречья.

Всероссийская перепись в Семире­чье окончилась с опозданием на 6 меся­цев против установленного срока.

Причиной тому в то время были при­родные условия, географическое, эко­номическое и культурное положение. Отсутствие надлежащей связи и путей сообщения».

 

Сауле Боранбаева,

начальник Алматинского областного управления

Государственного архива:

 

Категория: Хочу все знать | Просмотров: 1229 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-19, 10:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru