6:25 AM Переписи помогали ревкомы | |
С 24 февраля по 5 марта 1999 года прошла первая перепись населения суверенного Казахстана. До революции в 50-60-х гг. XIX века были проведены переписи населения по округам. Но они были неполными, т. к. не все роды к тому времени приняли российское подданство. Кроме того, часть округов, волостей, аулов, уже принявших российское подданство, скрывали полные данные о численности своих округов, точное число семейств и юрт, дабы избежать различных повинностей. Самая первая всеобъемлющая перепись населения на территории Казахстана прошла в 1920 году. В фондах Государственного архива Алматинской области сохранились интересные документы о проведении демографической, профессиональной и Сельскохозяйственной переписи в Семиреченской области. В Семиреченскую область тогда входили уезды: Верненский, Джаркентский, Лепсинский, Нарынский, Копальский, Пржевальский и Пишпекский. Приказом Семиреченского областного военно-революционного комитета от 8 сентября 1920 года на основании приказа № 1004 Совета Комиссаров Туркестанской республики от 28 августа 1920 года все школьные работники единой трудовой школы и учащиеся 2-й ступени старше 16 лет были мобилизованы для производства Всероссийской переписи. Всем этим гражданам, проживающим в г. Верном и прилегающих станицах, необходимо было явиться в областное статистическое управление 13 и 14 сентября к 10 часам утра. Проживающим в сельской местности необходимо было явиться в сельские, волостные и станичные ревкомы. В газете «Правда», органе Семиреченского областного комитета РКП и Семиреченского Военревкома, № 189 от 10 сентября 1920 года, была опубликована телеграмма Председателя Совнаркома В. И. Ленина в г. Верный за № 379, в которой говорилось, что «началом демографической, профессиональной и сельскохозяйственной переписи назначается 28 августа 1920 года. В городах демографические, профессиональные переписи продолжаются неделю. В сельских местностях две недели. Сельскохозяйственная перепись продолжается полтора месяца, считая от 28 августа». Обревкому, Обземотделу, Обпродкому, Обчека, Обларобрлзу, Обфинотделу, Обкомтруду, Особому отделу вменялось в обязанность оказывать все меры содействия ЦСУ и его местным органам. В телеграмме говорилось, что «перепись – дело не отдельных ведомств, а всей республики, дело всех советских учреждений. Недостаточное содействие, халатность, небрежность, от кого бы они ни зависели, будут преследоваться по всей строгости революционного времени как тяжкие преступления по должности». В газетах этого времени сообщалось, что в Семиреченской области началась Всероссийская перепись населения. Из г. Верного были посланы в уезды Семиреченской области около тысячи учителей и учащихся для проведения работ, связанных с Всероссийской переписью. Одной из участвовавших в переписи населения Семиреченской области была учительница г. Верного Мария Никаноровна Шишкина воспоминания которой сами по себе очень интересны. «Отряд переписчиков, – вспоминает она, – с которым я выехала в г. Джаркент, выбыл из г. Верного в начале октября 1920 г. В основном в нем были девушки и несколько учителей-мужчин. Из них помню: Гиричева, Давыдова, Сушкова, Лаврентьева, Шахова Костю, Паветьеву Катю, Кацман Олю и двоих Шишкиных, кроме меня, – Зину и Катю. Искусственных дорог тогда в Семиречье не было. Грунтовые дороги были случайными. Дороги не строились и не ремонтировались. Транспорт нам предоставлялся населением в порядке тру-цогужповинности. В дороге за поселком Чилик начался дождь, который продолжался до г. Джаркента. От Чилика до села Чарын не было ни одного населенного пункта. Караван-сараи, где обычно останавливались проезжие, были все разрушены. Ехали на арбах — повозках. Почва на этом пути – солончаковый суглинок, от дождя она размокла, и лошади с трудом тянули арбы, на которых лежали материалы переписи и продукты, в основном сухари. Члены отряда были в плохой одежде и рваной обуви. Обмундирование мы должны были получить в г. Джаркенте, а продукты питания в тех ревкомах, где будем проводить перепись. Под осенним холодным дождем 90 км шли пешком, увязая в глине. Помогали лошадям вытаскивать из оврагов и рытвин арбы. Были дни, когда за весь день проходили по 10 верст. Ночевали около разрушенных стен, бывших караван-сараев или просто в степи. Спасал саксаул, который горел даже мокрым. Разводили костры, на них грели чай, подсушивали мокрые сухари, обогревались, спали на мокрой земле, прижавшись друг к другу, и с рассветом двигались дальше. До г. Джаркента ехали более двух недель. Почти все члены отряда приехали больными малярией, ревматизмом и воспалением легких. Здесь нас разместили в помещении школы. Спали на полу. Председатель Джаркентского уездного ревкома Закир Насыров и председатель Ревтрибунала Александр Зонштейн лично приняли горячее участие в оказании нам необходимой помощи. При их содействии мы получили овчинные шубы, валенки. Снабжали нас продуктами, топливом, пока мы находились в г. Джаркенте. В середине ноября, выздоровевшие, мы разъехались по волостям. Я с группой товарищей выехала в Интифакскую волость – в 8-й переписной участок, в нашей группе были и переписчики, и 3 переводчика. Интифакская волость занимала площадь в 6885 кв. верст с плотностью населения 2,53 человека на квадратную версту. В нее входили населенные пункты (в основном заселенные в конце XIX века переселенцами): с. Чарын, станица Чунджинская, села Богословское и Петропавловское, выселок Подгорное. В этих населенных пунктах жили таранчи (уйгуры), дунгане, украинцы, русские казаки, местное население – кара-киргизы и киргизы (казахи) жили в аулах. В зимнее время, в гололедицу, снег и бурю, через горные перевалы и долины, на подводах, запряженных лошадьми или волами, верхом на лошадях и верблюдах, от поселения к поселению для проведения переписи передвигались мы, нередко в пути встречая волков. Был случай, когда стая волков напала на начальника одного из переписных участков, ехавшего в одиночку верхом, и съела его и лошадь. Только через некоторое время обнаружили место, где произошла эта трагедия. Нашли окровавленный снег, остатки одежды, кости и документы, Приезжая в населенный пункт, мы с помощью ревкомов собирали население, разъясняли цели переписи, знакомили с постановлениями Советской власти, с положением в стране, о роли коммунистов и комсомольцев. Эти проводимые собрания имели важное политическое значение в проведении переписи. В основном население хорошо относилось к переписи, но были люди, которые не доверяли, заявляя, что переписывают их для того, чтобы отбирать скот и сельскохозяйственные продукты. Партийных и комсомольских организаций в волости не было. Мы, комсомольцы-переписчики, были вестниками нового. Телеграфная связь тогда существовала только в больших городах. Почтовой связи в Джаркентском уезде не было. Газет не получали. Новости узнавались через «узун-кулак», т.е. устную передачу от одного другому. Грамотных было мало, да и те находились в русских поселках. В аулах среди местного (казахского) населения были единицы мужчин, умеющих читать и писать. Расписывались на переписных листах приложением большого пальца. Такое отсталое положение объяснялась тем, что царское правительство потратило на «просветительские нужды» за всё время колонизации Казахстана всего 6 р. 60 коп. на душу населения, «это по несколько копеек в год на одного человека». Среди местного населения Казахстана до 1918 года было 98 процентов неграмотных. В самый отдаленный пункт нашего 8-го участка, в Подгорное, приехали в канун нового, 1921 года. После собрания с населением молодёжь поселка пригласила нас на вечер встречи Нового года. Красноармейцы отряда, находившегося в Подгорном, принесли тушу сайгака (дикого козла). Сообща делали пельмени, ели их, веселились и вели длинные разговоры, склоняя молодежь на сторону комсомольцев. Этот небольшой праздничный вечер помог нам быстро провести перепись в Подгорном. 2 января 1921 года мне довелось поехать в горы за 40 верст от Подгорного, там жили старики: лесник-объездчик с женой. Вне переписи не д о л ж н о было оставаться ни одного человека. Пара добрых коней, запряжённых в кошевку (род саней), везла быстро. Возчик был лихой парень. Приехали вечером. Ночью выпал сильный снег. Избушку лесника замело вместе с крышей. Выбрались через люк в крыше. Полтора дня откапывали от снега дверь во двор. Жилое помещение, двор, хлев были под одной крышей. Только 5 января, верхом на лошадях, кошевку не могли вытащить из хлева, уехали обратно в Подгорное. В январе поехали по аулам, расположенным на восток от Подгорного. Стада и пастбища в этих аулах принадлежали баям-полуфеодалам. Крупные баи-полуфеодалы, используя пережитки патриархально-родового быта, фактически сохраняли в своих руках лучшие сенокосы, пастбища, пахотные угодья и большие стада скота вплоть до 1926-1929 годов. В переписываемых нами аулах были стада овец с количеством более 10 тысяч голов, принадлежащих одному хозяину. На него работали батраками все, входящие в его род. Был случай, когда бай заставил батраков угнать стадо в горы, чтобы спрятать его от переписи. Молодой батрак, житель этого села, по секрету сказал нам об этом и о месте, куда угнали скот. Мы поехали в горы, разыскали стадо и переписали. Причем хозяин пытался записать стадо на подставных лиц, своих родственников. Юноша, помогавший нам в этом деле, подвергал себя большой опасности со стороны бая, от которого он зависел, но в нем пробудилось сознание – помочь государству, и оно было сильнее страха. Население аулов жило в юртах очень бедно, в антисанитарных условиях. Тело не мылось. Одежда не стиралась и носилась, пока не износится. Питались киргизы (казахи) продуктами, получаемыми от скота – куртом (сухой, соленый творог), айраном, чаем соленым с молоком. Хлеба не было. Из проса делали таро (толченое жареное просо). Овощей не употребляли. Мясо варилось к приезду гостя, хранилось оно в сушеном виде (чаще конское). Наш приезд был праздником для аула. Моментально собиралось все население. В юрту, где мы останавливались, набивалось народу до отказа. Каждый старался, чтобы мы остались у него ночевать. Угощали нас самым лучшим, что было в юрте. Незнание нами местного языка не давало возможности вести беседы или понятно отвечать на все интересующие их вопросы, к общему нашему огорчению. Среди населения было очень много больных. Медицинского обслуживания не было. В 1920 году по всей Семиреченской области на 959620 человек населения имелось 35 больниц, врачей – 44, зубных врачей – 4. Это медицинское обслуживание находилось только в городах или больших волостных центрах. Вспоминается такой случай. В ноябре 1920 года при проведении переписи в селе Богословском нас, нескольких девушек, поставили на квартиру к богатому русскому крестьянину. Была сырая, холодная погода, грязь, а хозяева, узнав, что мы – комсомолки-безбожницы, не пустили нас ночевать в комнату, нам пришлось спать в сенях на соломе вместе со скотом. На обратном пути мы снова должны были заночевать в этом селе. У того хозяина, который так жестоко раньше с нами обошелся, жена несколько дней мучилась родами. Я в отряде и среди населения исполняла добровольно обязанности медицинской сестры, так как в 1919-1920гг. училась в г. Верном, в вечернем университете народного просвещения на гинекологическом отделении и имела теоретические знания акушерки. Узнав обо мне, хозяин пришел уговаривать меня помочь жене. Я отказалась, помня его отношение к комсомольцам, да и не надеялась на свои способности в акушерстве. Начальник отряда, в порядке дисциплины, заставил меня пойти, говоря, что это будет иметь большое значение для авторитета комсомола. Я сумела помочь, и женщина родила большого мальчика. Хозяин, отец новорожденного, заколол двадцатипудовую свинью и половину ее принес отряду в дар за помощь. Этот случай мы в дальнейшем использовали, как материал для антирелигиозной пропаганды. Окончив перепись в феврале 1921 года, мы остановились в с. Чарын для подведения предварительных итогов переписи. В это время из Китая возвращалась группа бывших офицеров царской армии, бежавших в Китай от большевиков. Возвращались они добровольно, осознав, что вне родины им жить невозможно. Но понятия у них о Советской власти и большевиках были очень неясные. Мы, комсомольцы, вели среди них пропаганду. Разъясняли идеи, за которые борются большевики. Говорили о строительстве нового Советского государства, о борьбе с контрреволюцией, о привлечении интеллигенции на сторону Советов. В этом поселке я с двоюродной сестрой Зиной жила у русского казака А. Этот человек отличался тем, что питался исключительно мясом, запивая его джун-джуном (китайский спирт из риса). Воду употреблял он только после выпивки, чтобы вновь быть пьяным. Несколько вечеров при нас в его доме собирались мужчины-дунгане. Спорили, пили, хлопали по рукам. Мы, не зная дунганского языка, не понимали, о чем идет речь. Но однажды утром во дворе этого хозяина оказалось много голов скота. Мы стали расспрашивать, и нам женщины рассказали, что это калым (выкуп за невесту) за Зину, которую хозяин продал старику-дунганину в жены. Узнав об этом, мы с Зиной побежали к красноармейцам, которые сопровождали офицеров, прося их о защите. Зину спрятали, с большим скандалом «жених» забрал обратно скот. Этот случай, когда русскую девушку-комсомолку чужой мужчина мог продать в жены, напоминает о чудовищном бесправии, унижавшем честь и достоинство женщин Казахстана, превращавшем их в рабынь. Калым был отменен декретом ЦИК и СНК КАССР от 28.Х11.1920 г., но фактически он существовал еще долгие годы. С переписи Джаркентского уезда в г. Верный отряд переписчиков вернулся в конце февраля 1921 года. С большими трудностями перепись проводилась и в других районах Семиречья. Всероссийская перепись в Семиречье окончилась с опозданием на 6 месяцев против установленного срока. Причиной тому в то время были природные условия, географическое, экономическое и культурное положение. Отсутствие надлежащей связи и путей сообщения». Сауле Боранбаева, начальник Алматинского областного управления Государственного архива: | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|