Выпускники школ готовятся к проведению Единого национального тестирования, о котором в педагогических кругах давно слагаются легенды. Я была и остаюсь противницей такого способа проверки учащихся, поскольку он ущемляет права детей на справедливую оценку их знаний. Я считаю, что выпускные экзамены в школах должны проходить в классическом виде, чтобы у экзаменатора была четкая картина, насколько будущий студент освоил программу. Если при поступлении в высшие учебные заведения, как у нас любят выражаться, «неприемлема классическая форма экзаменов из-за несоответствия мировым стандартам», то вполне можно ограничиться тестами, но по профильному предмету, то есть по выбранной абитуриентом специальности экзамен все-таки должен быть традиционным. Даже если будущий студент решил стать математиком, листа бумаги, карандаша и линейки для проверки багажа знаний явно недостаточно. С помощью теста, да еще на который отводится минимум времени, не проверишь глубину мышления. То же самое касается и сдачи экзаменов будущими литераторами. Максимум, на что в идеале способно тестирование, – проверка скорости мышления. Но при существующем качестве тестовых заданий, боюсь, идет исключительно издевательство над психикой детей. Я считаю, что даже промежуточный контроль знаний в школах, который дети сдают в начальной школе и после основной – тоже лишние. Ведь сегодня нет гарантии, что экзаменаторы, в большинстве своем работающие все-таки не в школах, а в вузах, знают «от» и «до» школьную программу. Зато они решают судьбы детей. Некоторое время назад руководство Министерства образования и науки РК предлагало отказаться от ЕНТ, но эта инициатива благополучно забыта, и сейчас страна углубляется в тестирование с головой. Введена аттестация для учителей, которая, что радует, была приостановлена по распоряжению премьер-министра. Резюмируя свою точку зрения, скажу, что самый главный минус ЕНТ – в его влиянии на психику детей. Я не исключаю, что неудачно пройденное тестирование вынуждало детей накладывать на себя руки. Представьте себе состояние рассудительного, слегка медлительного отличника, который растерялся при виде некорректных вопросов и не успел вовремя выполнить все тестовые задания. Справедливо оценены его знания? Я думаю, что нет. В условиях низкого качества учебников – из-за отсутствия грамотных и профессиональных авторов, низкого качества тестовых заданий, взятых из некачественных учебников, с помощью ЕНТ решать будущую судьбу детей неправильно. Тем более что более 60 процентов школьников нашей страны обучаются в малокомплектных школах, где несколько предметов детям преподает один учитель. Соответственно, программа и уровень преподавания отличаются. У нас же в одинаковых условиях по одинаковым заданиям тестирование сдают выпускники и малокомплектных школ, и с углубленным изучением каких-либо предметов, и общеобразовательных учебных заведений. Я не знаю, что мешает Казахстану, имея не вполне удачный опыт проведения ЕНТ и массу нареканий, отказаться от тестирования, да и провести доскональный его анализ не мешало бы. В России тоже существует Единый государственный экзамен, но ряд регионов после эксперимента с его проведением отказался таким образом проверять знания выпускников школ.
Алма АБЫЛКАСЫМОВА, директор РГКП «Республиканский научно-практический центр «Учебник»
http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=154&pub=13682
|