4:56 AM О ШКОЛько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! | |
№ 304 (16690) от 07.04.2009 Владислав ШПАКОВ, Астана Всего три месяца в столице действует первая в республике президентская интеллектуальная школа. Она слывет неким заповедником для талантливых деток. С другой стороны, ходят не менее упорные слухи, что учеба здесь определяется отнюдь не даровитостью ребенка, а финансовой состоятельностью его родителей. О том, как все обстоит на самом деле, наш корреспондент расспросил Хафизу Утеулину (на фото) - председателя правления АО "Оркен", созданного для реализации такого прорывного проекта в социальной сфере, как интеллектуальные школы. - Чем "интеллектуальные" школы, помимо громкого названия, будут отличаться от элитных школ, которых в республике вроде бы хватает? - Прежде чем говорить об этих отличиях, хочу сказать, что создание сети интеллектуальных школ - это требование времени. Во всем мире сейчас происходит переоценка старых и выработка новых концептуальных основ для создания школы XXI века. Понятно, что высшее образование развивается достаточно интенсивно, и для того, чтобы завтра оно не пробуксовывало, нужно менять школу. Изменения должны касаться как учебных программ, так и подходов. Сейчас стираются границы и уже нельзя сказать, что среднее образование в одной стране сильно отличается от образования других стран. Принцип конкурентоспособности заставляет перенимать опыт друг у друга. Если Казахстан хочет позиционировать себя в мире как государство, не только обладающее природными ресурсами, но и высоким человеческим потенциалом, то система интеллектуальных школ просто необходима - они должны быть открытыми во всех регионах страны. Конечно, при разработке концепции интеллектуальных школ мы постарались учитывать весь передовой мировой опыт. Теперь об отличиях. Во-первых, это школы полного дня. Вспомните, кое-где учащиеся до сих пор занимаются в три смены. В наших же школах дети будут находиться с 7.30 до 18.00. Второе - это достаточно серьезная экспериментальная программа. Первая школа, открытая в Астане, имеет физико-математическое направление. За день ее ученик проходит не только стандартную программу, но также посещает курсы дополнительного образования. - Программа разрабатывалась в Казахстане? - Да, у нас в "Оркене" совместно с ведущими отечественными экспертами, педагогами-новаторами, преподавателями университетов, в частности ЕНУ и МГУ, при котором есть специализированный учебно-научный центр имени Колмогорова, где учатся одаренные дети 10-11 классов со всей России. Мы воспользовались этим опытом при подготовке собственной программы. Еще одно принципиальное отличие в том, что мы воспитываем не только физиков и математиков, но и уделяем внимание комплексному, системному развитию личности. Практически все предметы, изучаемые в школе, преподаются так, чтобы было понимание смысла их изучения: осознание того, для чего нужна та или иная дисциплина. То есть мы постарались применить критерии оценки учебного процесса согласно международной системе бакалавриата. У нас важно умение собирать данные, обрабатывать их, работать с ними, анализировать, исследовать, получать выводы и, наконец, давать рекомендации. Все это проходит красной нитью с первого класса по одиннадцатый. Это и есть осознанное получение знаний. Механическая зубрежка нам не нужна. Мы ставим ученика в центр учебного процесса по каждому предмету. - Хотелось бы уточнить: на основании чего осуществляется "профилирование" учеников? - Набор мы проводили среди учеников обычных школ Астаны, Алматы, Актобе, Караганды и других регионов. Но помимо стандартных заданий на первом туре, есть второй тур, в котором и определяется умение решать сложные задачи по математике и физике. О том, насколько успешно у нас получается ранняя профилизация, я смогу вам рассказать, наверное, не раньше, чем через год - мы ведь всего три месяца как открыли первую школу. Продолжая тему отличий нашей школы, надо сказать, что она в полной мере полиязычная. Английский язык и информатика будут преподаваться с 1 класса. Казахский язык в русских классах и русский язык в казахских классах изучаются как родные языки. Многие предметы в старших классах будут преподаваться на английском языке. Согласно нашей программе в скором времени уже начиная с пятого класса будет преподаваться государственный язык в одинаковом объеме для всех потоков. Этим мы преследуем цель создать для ученика условия, в которых будет вырабатываться его конкурентоспособность. И еще одно отличие - широкое применение IT-технологий. В апреле презентуем собственный школьный портал, с помощью которого родители в режиме удаленного доступа будут иметь возможность получить информацию о достижениях своих детей, общаться с кураторами, учителями, узнать их портфолио. То есть портал позволит сделать деятельность школы более прозрачной. Помимо того, это будет ресурс, дающий большие возможности для информационного роста школы. - Одаренных детей вам "сватают" родители или же вы сами ищете юных гениев по всей столице? - Действительно, когда мы формировали первую школу, все для нас было впервые, нормативные документы создавали с нуля, но широко распространяли объявления о наборе детей. Ученики начальных классов сдавали экзамены только по языкам и математике. Плюс психологические тесты. Начиная с пятого класса были задания в объеме казахстанского стандарта, но только в первом туре. Во втором было уже шесть задач трех уровней сложности. Мы прекрасно понимали, что нам никто готовых одаренных детей не предоставит. Поэтому отбирали лучших из тех, кто к нам пришел. Конкурс был в начальных классах по четыре человека на место. Может быть, многие даже не подозревали, насколько сложно будет учиться в нашей школе: С седьмого по одиннадцатый класс дети обучаются по президентскому гранту. Это 264 школьника из 792. Но это означает, что с седьмого класса дети проходят жесткий отбор, причем комиссия по назначению грантов находится в Министерстве образования и науки, и мы на результат отбора повлиять никак не можем. А с первого по шестой класс у нас практикуется софинансирование. Государство оплачивает проведение образовательных программ по казахстанскому стандарту, а родители - дополнительное образование. - То есть фактически ваша школа - платная? - Платная, но президент страны утвердил свой грант, и правительство приняло решение о бесплатном обучении одаренных детей с 7 класса. И хочу отметить, что практика определения одаренности ребенка эффективна в основном начиная с 14-15 лет. - Получается, что до седьмого класса состоятельность родителей все-таки играет не последнюю роль. Может ли участвовать в тестировании любой ребенок, даже не обладающий какими-либо заслугами? - Отбор в нашу школу проходит два раза в год - летом и зимой. В зимнюю сессию будет происходить отсев тех детей, которые "не потянули". И наоборот - ребята, которые не прошли раньше, получат шанс после дополнительных занятий с репетитором попытаться пройти к нам еще раз. - Куда смогут поступить ваши выпускники? - Мы учим детей умению себя позиционировать, четко понимать: чего же он хочет в жизни. Мы создаем портфолио каждого ученика, в котором он регулярно расписывает свои планы. И он будет иметь возможность сравнивать их от года к году, видеть то, каким он был и каким стал. В результате такой работы и при поддержке учителей и куратора ребенок будет определять для себя нишу. А в старших классах мы даем информацию о вузах: где кого готовят и какие там требования. Определившемуся с выбором школа будет помогать готовиться к поступлению в конкретный университет, на определенную специальность - исходя из требований, которые этот вуз выдвигает к абитуриентам. Думаю, недалек тот день, когда мы в старших классах введем систему, при которой ученик сам будет выбирать предметы. Мы уже сейчас внедряем рейтинговую систему, позволяющую определить уровень освоения предмета. Цель в том, чтобы мониторинг развития ребенка был непрерывным. Вот начинал он хорошо по математике, а потом неожиданно интерес снизился. В связи с чем? Из-за болезни? Или действительно исчерпал свой потенциал математика? В то же время по химии у него оценки стали лучше: Надо понять, что из всей массы предметов его интересует на самом деле. Это должны видеть и директор школы, и куратор, и родители. Мы стремимся убрать жесткие образовательные рамки и дать ученику широкое поле для самореализации, все инструменты для того, чтобы его потенциал нашел наилучшее применение. Скажу банальную вещь, но истинную: все дети одаренные. Пока мы отбираем детей, одаренных лишь в физике и математике. - Почему ваша школа имеет статус уникальной, хотя она просто по-человечески нормальная? - Ну как может учитель искать у каждого ребенка талант, когда школа занимается в три смены? Для того чтобы создать нормальную школу, нужны еще и хорошие педагоги. Заработная плата в других школах гораздо ниже. Учителя берут на себя по несколько ставок - и заниматься даже с явно одаренным учеником никто дополнительно не может. А в бюджетной системе это не прописано. В школах для одаренных детей государство создает особые условия - дает ученику возможность развиваться более интенсивно, чтобы завтра он стал локомотивом отечественной науки, экономики, социальной сферы. Но сейчас не везде такие условия можно создать. Мы не хотим никоим образом сказать, что делаем что-то сверхвыдающееся, совершаем революцию в педагогике. Просто все новое, что появляется в этом мире, является следствием преобразования количества идей в их качество. Тот качественный взрыв, который происходит сейчас в Казахстане, оттого, что в нем просто-напросто назрела необходимость. Учителя, пришедшие к нам из школ, которые принято называть "элитными", уже делали многое из того, что внедряется у нас. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=25547 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|