Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2009 » Апрель » 14 » Кто «мутит» источник знаний?
4:58 AM
Кто «мутит» источник знаний?
№ 13 (425) от 13.04.2009
Диас ДАТОВ, Астана
Ситуация со школьными учебниками продолжает вызывать обоснованную обеспокоенность как профессионалов, так и общества.
По мнению Раисы Полищук, учебник должен учить гарантированно и прочно, чтобы ученик впоследствии свободно владел изученным материалом. Настоящий учебник не пишут, а создают, конструируют и «шлифуют» так, как собирают любую машин, обязанную надежно и безупречно работать.
Только вот разработку учебников частные издательства, которые этим заняты, как считает депутат, у нас сегодня ведут не так добросовестно. Министерство образования и науки в этом процессе выступает как методический центр, разрабатывающий стандарты образования, учебные планы, осуществляющий экспертизу. К сожалению, в этом механизме постоянно возникают проблемы, препятствующие появлению качественной учебной литературы. Одна из них – формирование издательством авторского коллектива для разработки учебника. Поскольку у нас сегодня в этой области катастрофически не хватает специалистов, то учебники пишут те, кто когда-то сталкивался с педагогической деятельностью в той или иной степени, но никогда не раскрывал учебник педагогики. А потому не знают школьной практики и даже не подозревают о ее существовании, как об общей теории педагогических систем, так и теории учебника.
В итоге получается, что важнейший продукт педагогики – школьный учебник – производится без педагогики. Такова горькая и объективная реальность.
– Сегодня назрела острая необходимость организации в вузах страны специальной подготовки авторов школьных учебников, а, возможно, и создания научно-методического производства, – говорит член Комитета по социально-культурному развитию. – И там по специально разработанной психолого-педагогической технологии содержания учебника могли бы отрабатывать специалисты по предмету: психолог, методист, учитель. Только в таком случае можно надеяться, что в школу придут полноценные учебники.
В таком случае можно было бы избежать и других проблем: как отсутствие серьезной научной экспертизы представляемых работ, механизмов контроля за соблюдением обязательных стандартов образования. Когда есть понимание важности и необходимости формирования экспертного педагогического сообщества, отпала бы необходимость привлечения на постоянной основе к процессам совершенствования учебной литературы дополнительных сил и средств. Тот факт, что только в прошлом году из учебного процесса было изъято две тысячи учебников и учебно-методических комплексов, большая часть которых отправлена на доработку, говорит в этом плане сам за себя. Ведь давно известно, что у семи нянек дитя частенько без глазу…
Именно поэтому наши учебники порой грешат ошибками грамматического, методического и смыслового характера, поскольку построены с нарушением всех принципов и критериев их конструирования. Учебная деятельность строится по упрощенной схеме «монолога». Но самое главное, учебники перегружены информацией, и ступени ее изложения не согласованы ни со способностями учащихся, ни с их подготовленностью по ее восприятию.
Стихийность в методике создания учебников ведет к тому, что даже ценные находки и накопленный опыт, характерные для опробованных учебников, проходят незамеченными и, как следствие, теряются вместе с естественной сменой авторов при их разработке. А там пора готовить новые учебники…
Сегодняшние «модерновые» издания порождают серьезную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения – массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим народному избраннику хотелось бы знать, какие меры принимает министерство по усилению контроля за порядком разработки, организацией экспертизы и издания учебников, учебно-методических комплексов и пособий? А также кто понес ответственность за появление некачественной учебной литературы и нанесение тем самым непоправимого вреда тысячам учащихся нашей страны?..
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=11668
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1390 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-09-19, 3:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru