4:58 AM Кто «мутит» источник знаний? | |
№ 13 (425) от 13.04.2009 Диас ДАТОВ, Астана Ситуация со школьными учебниками продолжает вызывать обоснованную обеспокоенность как профессионалов, так и общества. По мнению Раисы Полищук, учебник должен учить гарантированно и прочно, чтобы ученик впоследствии свободно владел изученным материалом. Настоящий учебник не пишут, а создают, конструируют и «шлифуют» так, как собирают любую машин, обязанную надежно и безупречно работать. Только вот разработку учебников частные издательства, которые этим заняты, как считает депутат, у нас сегодня ведут не так добросовестно. Министерство образования и науки в этом процессе выступает как методический центр, разрабатывающий стандарты образования, учебные планы, осуществляющий экспертизу. К сожалению, в этом механизме постоянно возникают проблемы, препятствующие появлению качественной учебной литературы. Одна из них – формирование издательством авторского коллектива для разработки учебника. Поскольку у нас сегодня в этой области катастрофически не хватает специалистов, то учебники пишут те, кто когда-то сталкивался с педагогической деятельностью в той или иной степени, но никогда не раскрывал учебник педагогики. А потому не знают школьной практики и даже не подозревают о ее существовании, как об общей теории педагогических систем, так и теории учебника. В итоге получается, что важнейший продукт педагогики – школьный учебник – производится без педагогики. Такова горькая и объективная реальность. – Сегодня назрела острая необходимость организации в вузах страны специальной подготовки авторов школьных учебников, а, возможно, и создания научно-методического производства, – говорит член Комитета по социально-культурному развитию. – И там по специально разработанной психолого-педагогической технологии содержания учебника могли бы отрабатывать специалисты по предмету: психолог, методист, учитель. Только в таком случае можно надеяться, что в школу придут полноценные учебники. В таком случае можно было бы избежать и других проблем: как отсутствие серьезной научной экспертизы представляемых работ, механизмов контроля за соблюдением обязательных стандартов образования. Когда есть понимание важности и необходимости формирования экспертного педагогического сообщества, отпала бы необходимость привлечения на постоянной основе к процессам совершенствования учебной литературы дополнительных сил и средств. Тот факт, что только в прошлом году из учебного процесса было изъято две тысячи учебников и учебно-методических комплексов, большая часть которых отправлена на доработку, говорит в этом плане сам за себя. Ведь давно известно, что у семи нянек дитя частенько без глазу… Именно поэтому наши учебники порой грешат ошибками грамматического, методического и смыслового характера, поскольку построены с нарушением всех принципов и критериев их конструирования. Учебная деятельность строится по упрощенной схеме «монолога». Но самое главное, учебники перегружены информацией, и ступени ее изложения не согласованы ни со способностями учащихся, ни с их подготовленностью по ее восприятию. Стихийность в методике создания учебников ведет к тому, что даже ценные находки и накопленный опыт, характерные для опробованных учебников, проходят незамеченными и, как следствие, теряются вместе с естественной сменой авторов при их разработке. А там пора готовить новые учебники… Сегодняшние «модерновые» издания порождают серьезную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения – массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим народному избраннику хотелось бы знать, какие меры принимает министерство по усилению контроля за порядком разработки, организацией экспертизы и издания учебников, учебно-методических комплексов и пособий? А также кто понес ответственность за появление некачественной учебной литературы и нанесение тем самым непоправимого вреда тысячам учащихся нашей страны?.. http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=11668 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|