Мира Мустафина Тревожный звонок о том, что Государственной детской библиотеке имени С. Бегалина грозит закрытие, поступил в редакцию газеты “Новое поколение”. О закрытии библиотеки ее директор София Раева узнала из письма, присланного из акимата Алматы. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, корреспондент “НП” отправился в Государственную детскую библиотеку, которая пользуется большим авторитетом в библиотечном сообществе СНГ и считается главным научно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в Казахстане
Итак, в этом письме говорится, что ассоциация Совета ректоров вузов Алматинского региона обратилась к акиму Алматы Ахметжану Есимову с просьбой о передаче на баланс Казахского национального педагогического университета имени Абая Государственной детской библиотеки с целью создания межвузовской библиотеки южной столицы. “После объединения студенческой и детской библиотек качество и профиль работы учреждения культуры не будет потеряно”, - пишется в этом письме. Слияние двух библиотек в одну, безусловно, даст экономию денежных средств. Для городского бюджета это существенная сумма. Впрочем, директор ГДБ имени С. Бегалина София Раева оптимизма ассоциации Совета ректоров вузов Алматинского региона и акимата южной столицы по будущему библиотеки не разделяет и считает, что городу Алматы своя детская библиотека обязательно нужна. На взгляд сотрудников ГДБ, если вопрос о слиянии библиотек будет решен администрацией города не в пользу их учреждения, то этот факт можно считать открытым вредительством по отношению к подрастающему поколению. “Я думаю, все дело в нашем здании. Нам не впервой, когда различные организации и частные структуры претендуют на здание нашей библиотеки, не считаясь с интересами юных граждан! Мы без конца пишем письма в вышестоящие инстанции, ищем у них защиты, - говорит София Раева. - Несколько лет назад прежнее руководство Казахского национального педагогического университета уже поднимало вопрос о передаче библиотеки под их юрисдикцию, не скрывая, что их интересует только само здание. В данном случае, думаем, преследуется эта же цель. Здание, в котором с 1971 года располагается детская библиотека, уникально и является историко-архитектурным памятником второй половины XIX века”. Постоянных читателей, кстати, слияние двух библиотек также не устраивает. “Я 25 лет пользуюсь услугами библиотеки и не могу представить, что она закроется, - с горечью говорит пенсионерка Мария Сверчкова. - Я ведь не за себя беспокоюсь, за детей! Куда им податься? Вот не будут ходить дети в библиотеку - станут задерживаться на улице, а там столько неблаговидных соблазнов!”
Сейчас библиотека на ремонте. Сотрудники надеются отстоять помещение Разочарованиям пенсионерки вторят родители и дети, принесшие в библиотеку более 40 подписей в поддержку. Родители обслуживающихся здесь детей направили свое обращение акиму Алматы и министру культуры и информации с просьбой обратить внимание на проблемы библиотеки. А бабушка 10-летнего Ильи Андреева призналась, что готова часть пенсии отдать, лишь бы сохранить детскую библиотеку. “Мой внук - инвалид детства и только здесь, в библиотеке, Илья чувствует себя полноценным ребенком! - говорит Мария Михайловна Андреева. - Это миф, что современные дети вообще не читают или читают только “Гарри Поттера”. Они читают, но, естественно, предпочтения юных читателей сильно изменились. Я сужу по своему внуку”. Однако в городском департаменте культуры не склонны излишне драматизировать ситуацию. Напомним чиновникам: детские библиотеки, созданные в 30-е годы прошлого столетия в Казахстане, всегда играли огромную просветительскую роль. - Мы теряем детские библиотеки, уникальную вещь, - говорит директор ГДБ имени С.Бегалина София Раева. - Ведь их нет в других странах. Они есть только в СНГ. Библиотека обслуживает все школы Алматы. В формулярах записаны более 14 тысяч юных читателей, самым младшим по три годика. Для дошколят здесь уже пять лет работает “Клуб веселых почемучек”, но главные посетители - школьники. По мнению сотрудников, библиотека выполняет важную профилактическую функцию среди подростков: отвлечь ребенка от уличных компаний - очень важная задача. Алматинские дети просматривают в ГДБ любимый журнал “Родничок”, где публикуются их творения, с любопытством заглядывают в “Волшебную шкатулку” (клуб музыкального отдела для 1-3 классов), веселятся и одновременно учатся, поднимаясь по “Ступеням” (это программа семейного чтения от рождения ребенка до школьных лет), проникают в тайны “Несекретных материалов” (это специальное мальчишеское чтение). Очень нужен и конкурс для детей-инвалидов “Я могу все”. Популярен среди детворы класс ИНТЕРНЕТ. С 2001 года в библиотеке осуществляется программа обеспечения детей правовой информацией. Возможно, по словам сотрудников ГДБ, отсутствие информации о реальном состоянии детского чтения и породило мифы, что детская библиотека, в общем, ни к чему. За последнее десятилетие в нашей стране не было проведено ни одного республиканского исследования чтения детей. Так, например, Россия дважды участвовала в международных исследованиях PISA (Международное исследование качества образования). Результаты неутешительные: россияне оказались на 27-29-м местах из 32. В официальной лексике многих стран есть понятие “политика в области детского чтения”. Во Франции это направление стало приоритетной задачей Министерства культуры. Правительство Великобритании в конце 90-х годов приняло широкомасштабную национальную стратегию в области грамотности. Ну а мы... Подобные социологические исследования проводятся в основном по инициативе ГДБ имени С. Бегалина. Так, например, в канун летних каникул библиотекари проводят среди своих читателей любопытное социологическое исследование. В анкетах, адресованных подросткам 11-15 лет, детей спросили, что они любят читать и почему, от кого они узнают о книгах, где берут их, какие авторы им интересны. - Мы старались не просто определить любимых авторов. Нам хотелось узнать, какие нравственные ценности и эстетические ориентиры у школьников средних классов - они ведь уже читатели с определенным стажем, - говорит Надежда Филатова, заместитель директора ГБД имени С. Бегалина. - И в этом году результаты исследования получились интересными. Две тысячи подростков назвали 375 имен отечественных и зарубежных авторов. Чаще всего упоминали Александра Пушкина и... Эдуарда Успенского. Учитывая данные социологического исследования, составляется в ГДБ имени С.Бегалина программа летнего чтения, которая традиционно стартует в начале лета. Программа летнего чтения в ГДБ стала доброй библиотечной традицией. Суть его в том, чтобы дети, которые не уезжают на летние каникулы в лагерь или на дачу, проводили свободное время интересно и полезно. - Если нас объединят, то нарушится право ребенка на получение информации, - говорит директор ГДБ имени С. Бегалина София Раева, - на приобщение к мировой и национальной культуре. Детское чтение может быть названо задачей государственного масштаба, когда четко обозначены меры правительственной поддержки библиотек. Такие, например, как создание республиканского центра изучения чтения, чтобы координировать исследования в области чтения, организовывать конкурсы и другие формы поддержки и стимулирования авторов социально значимых книг для детей и юношества. Безусловно, на изменение модели детского чтения влияет появление огромного количества новых каналов коммуникации и получения информации: телевидение, радио, компьютеры, Интернет. Под давлением визуальной культуры детское чтение становится очень похожим на чтение взрослых: с одной стороны, более деловым, с другой - более развлекательным. Как и в других европейских странах, в Казахстане перестали читать большие романы. Сотрудники ГДБ озабочены существующей диспропорцией в изданиях для детей. Больше всего книг издается для дошкольников и младших школьников. А для подростков литературы крайне мало. Почему так популярен “Гарри Поттер”? С одной стороны, это, безусловно, модный бренд, но с другой - у нас большой дефицит книг, предназначенных для детей 10-12 лет. - Новых авторов, пишущих для подростков, не более двух десятков по всему Казахстану. Если ситуация не изменится, то хорошей подростковой литературы мы так и не получим, - заключила директор ГДБ София Раева. Самая неблагополучная ситуация с детскими библиотеками сложилась в провинции. На вопрос: “Где вы обычно берете книги?” - 40 процентов сельских детей ответили, что покупают, 42 процента обращаются к друзьям, но 61 процент идет в школьную библиотеку и 71 - в сельскую. Поэтому одним из главных направлений в ГДБ имени С. Бегалина считается работа с сельскими детьми. Для этого здесь создана библиотека на колесах и абонемент, обслуживающий детей сельской местности. Когда детские библиотеки закрываются, фонды переводят во взрослые. В данном случае - студенческую многопрофильную: для педагогических, технических, финансовых, медицинских и прочих учебных заведений. Исследования социологов показывают, что дети не любят ходить во взрослые библиотеки. На Западе нет самостоятельных детских библиотек, но там замечательные просторные помещения, где достаточно места, чтобы маленькие читатели чувствовали себя комфортно. - В зарубежных библиотеках, - говорит Надежда Филатова, - игрушки положено менять каждые полгода. У нас игрушкам по 15-20 лет. Я уж не говорю об аудио- и видеоматериалах! Это наши маленькие проблемы. Студенческая библиотека предполагает наличие читальных залов для работы, а наше здание не имеет достаточных посадочных мест даже для своих читателей из-за тесноты. Как могут в таком тесном помещении поместиться дети и студенты со всего города? Напомним: библиотеки пережили немалое количество стремительных и непродуманных реформ в начале 90-х годов. Тогда было 900 детских библиотек, а сейчас их всего 265 по всей республике. И это в стране, где 1/3 населения - дети. Так что, может, лучше начинать с глубокого понимания и изучения сути дела? Кстати: “За всю историю существования независимого государства ни один министр культуры и информации не посещал и даже не интересовался делами детской библиотеки. Ни один аким Алматы и даже аким Медеуского района, на территории которого мы находимся, ни разу не спросили: “Как ваши дела, библиотекари? Выходит, что к нам относятся как к пасынкам чужого дяди? “ - спросила нас директор Государственной детской библиотеки имени С. Бегалина София Раева.
P.S. “НП” отразило точку зрения сотрудников ГДБ имени С. Бегалина. Теперь ждем комментариев ассоциации Совета ректоров вузов Алматинского региона, департамента культуры г. Алматы и Министерства культуры и информации РК. http://www.np.kz/index.php?newsid=3856
|