Мира Мустафина Тревожный звонок о том, что Государственной детской библиотеке имени С. Бегалина грозит закрытие, поступил в редакцию газеты “Новое поколение”. О закрытии библиотеки ее директор София Раева узнала из письма, присланного из акимата Алматы. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, корреспондент “НП” отправился в Государственную детскую библиотеку, которая пользуется большим авторитетом в библиотечном сообществе СНГ и считается главным научно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в Казахстане
Итак, в этом письме говорится, что ассоциация Совета ректоров вузов Алматинского региона обратилась к акиму Алматы Ахметжану Есимову с просьбой о передаче на баланс Казахского национального педагогического университета имени Абая Государственной детской библиотеки с целью создания межвузовской библиотеки южной столицы. “После объединения студенческой и детской библиотек качество и профиль работы учреждения культуры не будет потеряно”, - пишется в этом письме. Слияние двух библиотек в одну, безусловно, даст экономию денежных средств. Для городского бюджета это существенная сумма. Впрочем, директор ГДБ имени С. Бегалина София Раева оптимизма ассоциации Совета ректоров вузов Алматинского региона и акимата южной столицы по будущему библиотеки не разделяет и считает, что городу Алматы своя детская библиотека обязательно нужна. На взгляд сотрудников ГДБ, если вопрос о слиянии библиотек будет решен администрацией города не в пользу их учреждения, то этот факт можно считать открытым вредительством по отношению к подрастающему поколению. “Я думаю, все дело в нашем здании. Нам не впервой, когда различные организации и частные структуры претендуют на здание нашей библиотеки, не считаясь с интересами юных граждан! Мы без конца пишем письма в вышестоящие инстанции, ищем у них защиты, - говорит София Раева. - Несколько лет назад прежнее руководство Казахского национального педагогического университета уже поднимало вопрос о передаче библиотеки под их юрисдикцию, не скрывая, что их интересует только само здание. В данном случае, думаем, преследуется эта же цель. Здание, в котором с 1971 года располагается детская библиотека, уникально и является историко-архитектурным памятником второй половины XIX века”. Постоянных читателей, кстати, слияние двух библиотек также не устраивает. “Я 25 лет пользуюсь услугами библиотеки и не могу представить, что она закроется, - с горечью говорит пенсионерка Мария Сверчкова. - Я ведь не за себя беспокоюсь, за детей! Куда им податься? Вот не будут ходить дети в библиотеку - станут задерживаться на улице, а там столько неблаговидных соблазнов!”
Сейчас библиотека на ремонте. Сотрудники надеются отстоять помещение Разочарованиям пенсионерки вторят родители и дети, принесшие в библиотеку более 40 подписей в поддержку. Родители обслуживающихся здесь детей направили свое обращение акиму Алматы и министру культуры и информации с просьбой обратить в
...
Читать дальше »
|
Ирина Гайкалова Летние каникулы - это не только радость, но и головная боль для родителей. Что делать, если летние лагеря даже на одну неделю пребывания становятся роскошью? Чем занять ребенка на три месяца? Это уже далеко не праздные вопросы, учитывая растущую преступность среди детей. Альтернатива - детские дворовые клубы. Но и на них, как всегда, требуются большие затраты и людские ресурсы. Однако, как показывает практика, все можно преодолеть, если подойти к делу с душой и фантазией
Вот уже шестой год в Алматы работают дворовые клубы под открытым небом. Оригинальная концепция позволяет жить и дарить детям радость без особенных затрат. Пока это всего пять клубов, но у них уже есть своя история и свой неповторимый жизненный опыт. Возможно, это именно тот подход к детскому досугу, который нужен всему Казахстану. Инициатор создания таких клубов - центр “Родник”. Нина Балабаева, руководитель центра, привезла идею из Германии, где она когда-то побывала в командировке. Простое и в то же время оригинальное решение впечатлило Нину Николаевну и она стала настойчиво идти к цели - создать нечто подобное в Алматы. Бостандыкский район стал той площадкой, где воплотилась в жизнь эта мечта. Впервые в 2004 году заработал первый клуб. - В этом году 1 июня также состоялось открытие наших летних клубов. “Старт в лето” - так называлась программа, которая прошла в этот день. Конечно, мы приурочили это событие ко Дню защиты детей, - рассказывает Нина Балабаева. - Каждый клуб приглашал в свой “родной” двор не только детей из дворовых клубов, но и жителей близлежащих домов. И в каждом выступлении была своя “изюминка”. В конце веселые старты привлекали всех участников выступлений. В итоге все дворовые клубы получили призы как для клуба, так и для участников мероприятия от наших спонсоров. Надо сказать, у дворовых клубов есть свои постоянные спонсоры, которые помогают проводить мероприятия, делают подарки детям. Это компании “Dream Technology KZ”, аппарат акима Бостандыкского района, департамент по защите прав ребенка, авиакомпании “Эйр Астана” и “Альфатех”.
Чем живут клубы? Что позволяет удерживать внимание детей и быть центром притяжения все эти годы? Конечно же, важен уровень подготовки воспитателей, творческий подход к мероприятиям. Выпуск дворовой газеты, конкурсы, соревнования, игры - вот основа всей работы. Республиканские праздники также не остаются без внимания. Назгуль Кикимова, сотрудница центра “Родник”, рассказывает о 19 июня, который был посвящен празднику дружбы и солидарности народов Казахстана. “В этот день на площадке дворового клуба “Новое поколение”, что в микрорайоне “Алмагуль”, детвора проявила творчество в подготовке концертной программы. Каждый клуб
...
Читать дальше »
|
Алла Иванилова О том, что поборы в школах запрещены, неоднократно говорил министр образования. Однако, несмотря на табу, учителя продолжают “вымогать” деньги Недавняя прокурорская проверка в Алматы доказала - незаконные поборы имеют место. Хотя еще в апреле управление образования издало приказ, где черным по белому прописало, что сбор денежных средств в организациях образования запрещен. Но, видимо, этот запрет касается не всех. По сведениям департамента по защите прав детей, в течение прошлого года и за истекший период текущего на телефон горячей линии в Алматы поступило 441 сообщение о незаконных сборах денег в школах. Из них лишь 8 впоследствии поступили в письменной форме с указанием всех реквизитов заявителя. В департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г.Алматы за этот же период поступило 37 жалоб на действия работников образования. Финансовыми полицейскими возбуждено 11 уголовных дел, из них по факту хищения с использованием служебного положения и получения взятки - 5, посредничество во взяточничестве - 1, подделка документов - 1. Направлено в суд 4 дела, осуждено 2 работника образования. Из сотни педагогов, занимающихся не чем иным, как рэкетом, лишь единицы лишаются своих “насиженных” мест. Так, за два последних учебных года в Алматы освобождены от занимаемой должности директора пяти среднеобразовательных школ и заведующие двух дошкольных учреждений, объявлено дисциплинарное взыскание восьми директорам. Большинство сообщений о школьных поборах носит анонимный характер. Оно и понятно, родители боятся, что если они донесут на учителя-вымогателя, то их ребенок будет подвергаться морально-психологическому давлению и получать незаслуженные оценки. Поэтому многие руководствуются принципом - дешевле заплатить, чем найти другую школу. Если раньше многие родители (особенно отличников и хорошистов) как на праздник шли на школьные собрания, то теперь находят сотни отговорок, чтобы не участвовать в данном действе. Повестка заранее известна. Первое - разнос двоечников, второе - сбор денег на нужды школы. Прийти на родительское собрание без кошелька - значит просто поставить себя и ребенка в неловкое положение. Чаще всего решение о сборе денег продавливается через родительский комитет класса. Надежно и безопасно. Никто и никогда никаких отчетов по бумагам о потраченных деньгах не потребует. Да и кто потребует, когда речь идет о благополучии чада. В Казахстане борются с денежными поборами давно. Однако побороть никак не могут. Чиновники поняли, что одними указами и постановлениями проблему не искоренить. К этому делу подключили родителей и общественность. В школах создали некие родительские комитеты, которые теперь не собирают, а сообщают о тех, кто собирает. На сегодняшний день поборы в школах - это не только нарушение прав несовершеннолетних на бесплатное получение основного общего образования, но и коррупционное деяние. Различные социологические исследования доказывают, что самый высоки
...
Читать дальше »
|
№ 416 (16803) от 08.08.2009 Илья ГУК, Астана Министерство образования и науки хочет научить детей религиозной толерантности. С 1 сентября в школах будет введен новый факультативный курс, в рамках которого юные казахстанцы будут получать информацию как о традиционных культах, так и об опасных сектах. Вчера официальный представитель Министерства образования и науки Серик Ирсалиев объявил о том, что в новом учебном году казахстанских школьников ожидает ряд реформ. - В этом году становится факультативным курс "Религиоведение", - сообщил он. - Если раньше он преподавался по выбору, по желанию учащегося, то в нынешнем году становится обязательным для изучения всеми школьниками нашей страны. Мы полагаем, что основы религиозной толерантности должны закладываться еще в детском возрасте. Необходимость этого нововведения, по словам Серика Ирсалиева, очевидна. Он считает, что грамотно преподаваемое "Религиоведение" поможет избежать различных конфликтов в обществе на конфессиональной почве. - Преподавать предмет будут обычные учителя, которые прошли курсы переподготовки, - уточнил он, чтобы не было сомнений в том, что детей собираются превращать в фанатиков. - Это историки, преподаватели этики, эстетики, те, кто вел курсы гуманитарных дисциплин. Журналисты, в частности, интересовались у Серика Ирсалиева: не против ли такой реформы родители? - Ну а вы, как родитель, разве были бы против? - изумлялся он. - Я целиком "за"! Кроме того, по словам официального представителя Минобразования, в рамках курса дети смогут получить и информацию о современных сектах, которых, понятно, следует сторониться. Также Серик Ирсалиев сообщил, что вскоре в школах начнут обучать вождению автомобиля учащихся 10-11 классов. - Для этого сейчас создаются все необходимые условия, - добавил он. Есть и еще одна новость. Младшим классам с нынешнего года придется изучать основы финансовой грамотности, а старшим - получать основы финансовых знаний. - Это нормальная практика ведущих стран мира, - сообщил официальный представитель Минобразования. - Там по окончании школы дети могут не только формировать и планировать свой бюджет, но и вести элементарные банковские операции. Это требование сегодняшнего дня. Напоследок Серик Ирсалиев прокомментировал слухи о том, что из-за угрозы свиного гриппа может быть отложено начало учебного года. По его словам, Министерство образования и науки, конечно же, в случае необходимости подчинится Минздраву, но пока ситуация с распространением болезни не настолько серьезна. Поэтому учебный год, скорее всего, по традиции начнется 1 сентября. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=32146
|
Статья из номера:АИФ №32от 05 августа 09 В эти дни абитуриенты с надеждой ищут себя в списках поступивших в российские вузы. Лето-2009 стало переломным как в жизни среднего и высшего образования, так и в судьбе сотен тысяч семей Участники процесса поступления (абитуриенты, их родители, члены приёмных комиссий, руководство учебных заведений) оценивают сложившуюся ситуацию одним словом - «дурдом!!!». Оказалось, что система образования не готова к тому, что сдавший ЕГЭ может рассылать результаты экзаменов сразу в несколько высших учебных заведений. В итоге лучшие институты и университеты оказались буквально «затоварены» этими документами. Ещё больший казус вышел со льготниками. Количество инвалидов, победителей олимпиад и других претендентов на бюджетные места в вузах побило все рекорды. Особенно из южных регионов. Руководители причастных к процессу ведомств усыпляют народ обещаниями, что все справки об инвалидности и стобалльные результаты ЕГЭ будут проверены на липовость. А попавшиеся будут отчислены даже после того, как поступят. Но ведь все понимают, что попадутся единицы, а места умных, старательно учившихся, хорошо сдавших ЕГЭ ребят займут тысячи блатников. Возникает вопрос: а для чего всё это затевалось? Систему образования СССР, одну из лучших в мире, сломали под лозунгом «Даёшь справедливое поступление в вузы талантов из глубинки!». Без взяток и без дискриминации… Но получилось-то только хуже! Справки об инвалидности покупаются, результаты ЕГЭ - тоже. Второй лозунг касался необходимости сделать дипломы российских вузов котирующимися в Европе. При этом умалчивалось, что и со старыми наши мозги как утекали, так и продолжают утекать за рубеж. И вообще, с какой стати мы должны помогать западному рынку труда переманивать этой осенью наши молодые таланты?! По-хорошему нужно было бы обсудить итоги эксперимента ЕГЭ, признать его неудавшимся и отстроить систему образования на том, что уже хорошо себя зарекомендовало. Правда, возникает другой вопрос: кто компенсирует детям и их родителям нервные срывы, поломанные судьбы и утрату веры в справедливость? Ведь когда юноши и девушки (далеко не самые глупые) смотрят на бесконечные списки тех, кому отказали в поступлении, они получают первый урок цинизма. И что толку потом высшим чинам делать удивлённые глаза: отчего же такое ни во что не верящее поколение у нас растёт?.. Что касается способов борьбы с коррупцией в сфере образования, то в одной из Скандинавских стран (где, кстати, уровень взяток очень низкий) все серьёзные экзамены пишутся на спецбумаге - сразу в трёх экземплярах (с помощью эффекта копирования). По одному экземпляру отдают в три независимые комиссии. Для сдачи устных экзаменов у нас есть свой собственный опыт - видеонаблюдение (даже в школах применяется). Всё это помогает добиваться справедливого решения. Способы для этого мир придумал давно, и их немало. Так стоило ли городить ЕГЭ? Читайте так же: Как ЕГЭ сам себя «завалил»
...
Читать дальше »
| |