Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2010 » Январь » 11 » ГДЕ И КОГДА «РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА»
5:31 AM
ГДЕ И КОГДА «РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА»
«В лесу родилась ёлочка…» - детская песенка, которую знают все - от мала до велика - и поют вот уже более ста лет. Слова «Ёлочки…» написала в 1903 году поэтесса Раиса Адамовна Кудашева, а музыку в 1905 - композитор Леонид Карлович Бекман. Все, конечно, помнят и строки песенки: И вот она, нарядная, На праздник к нам пришла, И много-много радости Детишкам принесла.
Как же произошло, что из дерева, мифологический смысл которого древние зачастую связывали с темой смерти, ёлка превратилась в символ рождественских праздников и радостного новогоднего торжества? О символике новогодней ёлки, такой привычной для нынешних поколений, написано множество книг. Самая любопытная и полная из них – книга Е.В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература». Наряду с легендами о древе жизни, древе познания добра и зла, «чудесном» или золотом дереве, на ветвях которого пели на разные голоса механические птицы, существовала возникшая в Х веке легенда о «крестном» древе. «Согласно этой легенде, - пишет исследователь, - Моисей на пути в Египет посадил чудесное дерево, сплетя воедино три растения: ель, кедр и кипарис, в результате чего вода в текущем поблизости источнике стала сладкой. И тогда ангел возвестил, что посаженное Моисеем дерево станет спасением и «жизнью мира», потому что на нем распнут Христа… Впоследствии именно из него были сделаны кресты, установленные на Голгофе для распятия Христа и разбойников».
Таким образом, ель связывается с христианской символикой практически с самого начала развития христианства. Кстати, язычники тоже выделяли ее среди других пород деревьев. По наблюдению автора книги, ель как культовое дерево использовали уже древние народы Кавказа: «У кавказских народов ель и береза, стоявшие вместе, рассматривались как средоточие жизненных сил, воплощение символики оплодотворения - как соединение мужского и женского начал».
Е.В. Душечкина размышляет также о загадке древа познания добра и зла, плоды которого вкусили обитатели рая Адам и Ева: какой породы было райское древо? «Одни называли яблоню, другие - апельсиновое дерево, третьи - виноградный куст. В Германии же считалось, что это была ель, которая со временем и превратилась для германцев в символ древа жизни. <…> После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum. С этих пор в Сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами».
Многие народы, подобно германцам, почитали деревья как священные, украшали их, зажигали на них огни. Эти обычаи и послужили основой для возникновения культа рождественской ёлки. Существует несколько легенд, объясняющих, почему именно ель стала рождественским деревом. Е.В. Душечкина приводит самые известные из них:
«В рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалеку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы, буки, березы, клены, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая ёлочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали все возможное для того, чтобы скрыть ее от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звезд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой ёлочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.
В другой легенде о происхождении рождественского дерева рассказывается о том, как ангелы пошли в лес, чтобы выбрать для мира дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могучий дуб. Однако один из ангелов не согласился с этим: «Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил». Ангелы отправились дальше и подошли к буку. И тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву». Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: «Берёза тоже не подходит для наших целей, поскольку ее ветки обычно используются в качестве бичей для наказания провинившихся». Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, это дерево не может быть символом радости, оттого что большую часть времени оно плачет. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за ее вечнозеленого покрова, стройной, симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали ее деревом Рождества. Таким образом, в результате сделанного ангелами выбора ель и стала мировым рождественским деревом».
Когда же ель стала почитаться в мире как дерево, связанное с Рождеством? Ответить на этот вопрос непросто. Чаще всего, говоря о присвоении ёлке статуса рождественского дерева, вспоминают Мартина Лютера, жившего в пятнадцатом веке. Нет точных свидетельств о том, что именно немецкий реформатор впервые установил в доме на Рождество это вечнозеленое растение, однако точно известно, что именно Лютер действительно утвердил и одобрил празднование Рождества как мирского праздника.
На Руси ель многие столетия была скорее мрачным, нежели праздничным деревом. У славянских народов самым почитаемым деревом была берёза, и, следовательно, в России правильнее было бы сегодня украшать жилища не ёлками, а праздничными берёзовыми вениками. «В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального ее восприятия. Внешние свойства ели и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), - отмечает Е.В. Душечкина. - Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека...»
Не пользовалась особой любовью ель и у русских поэтов и писателей. Так, В.А. Жуковский связывал образ ели с темой «гробового входа»: «...И дремлют ели гробовые», а Л.Н. Толстой упрекал ёлки за то, что те «всегда одинакие». Однако не все в русской литературе применительно к ёлке столь пессимистично: у Н.А. Некрасова, например, хвойные деревья символизируют бессмертие, достигнутое на земле: «Счастливы сосны и ели, // Вечно они зеленеют…», а поэт серебряного века Н. Клюев прямо признается елям в любви: «О ели, родимые ели, // Раздумий и ран колыбели, // Пир брачный и памятник мой…». Так что ёлки бывают разные.
В России обычай устанавливать празднично украшенные новогодние ёлки берет свое начало в петровскую эпоху: указом государя повелевалось в день Нового года (то есть первого января) пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу еловыми, сосновыми и можжевеловыми деревьями и ветвями. Е.В. Душечкина напоминает, что «петровский указ от 20 декабря 1699 года является едва ли не единственным документом по истории елки в России XVIII века». При этом «после смерти Петра… его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки... В результате кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными».
И все же с середины XIX века в сознании русских людей ель окончательно превратилась в положительный символ рождественского дерева. Ель как новогоднее дерево, украшающее уже не улицы, а интерьеры домов, постепенно, с упразднением многих традиционных обрядов, стала единственным символом Нового года. «Еловое дерево, украшенное свечами, конфетами, блестящими игрушками, серебряными нитями, хлопушками, яблоками и мандаринами, становится своего рода райским древом жизни, - пишет культуролог М.Н. Эпштейн. - Хоровод, который водят вокруг ёлки, — знак почитания в ней вечного древа жизни, озаряющего мир своим светом, оделяющего людей своими плодами, вечно зеленеющего. Ёлка посреди комнаты — как неопалимая купина, куст горящий и не сгорающий. Граница между двумя временами, отмечающая новогодье, — это как бы способ задержаться вне времени, впустить вечное в свою повседневную жизнь. В этом сущность праздника — прерывается ход времени, воцаряется вечность, "здесь и сейчас"». Это, так казать, исторические и философские обоснования появления новогоднего и рождественского символа.
И все же почему же именно ель, а не какое-либо другое растение, оказалась связанной с Новым годом и Рождеством? По мнению той же Е.В. Душечкиной, книгу которой мы не раз цитировали в статье, «в Северном полушарии рождественские праздники приходятся на зиму, когда лиственные деревья стоят обнаженными и, конечно, не могут использоваться в качестве символа и важнейшего атрибута зимнего праздника. Поэтому естественно, что таким символом стало вечнозеленое хвойное дерево… Еловое дерево, в отличие от соснового, обладает совершенной пирамидальной формой; его устремленный кверху прямой ствол, а также симметричное расположение ветвей придает ему очертания католических и лютеранских храмов. Очевидно, именно благодаря своей форме ель и затмила другие хвойные деревья».
Недаром, значит, поется в детской песенке:
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
С. Белокурова
по материалам www.gramma.ru

Категория: Хочу все знать | Просмотров: 1347 | Добавил: collegy | Теги: ёлочка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-02-26, 8:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru