На проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена «Педагогической ассамблее» накануне, 21 января, был представлен проект «Профессионального кодекса учителя». В проекте кодекса объемом 4 страницы рассматриваются источники и принципы этики учителя, дана развернутая характеристика личности учителя. В частности, учитель не должен «заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью», «терять чувства меры и самообладания». Также педагог «соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз», сообщает Газета.Ru.
Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.
Работники образования «не должны унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям», обязаны «справедливо и объективно оценивать работу» и требовать знаний «позитивно и обоснованно». Учителю также предписывается «хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях». Особо подчеркивается, что «отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей».
Помимо этого «учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни». Администрация школы, в свою очередь, «не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей». По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос «рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией».
Подобные документы есть и в других странах, в том числе, в Великобритании, где кодекс постоянно обновляется. Последние нововведения, в частности, запрет на распитие алкоголя в выходные, минувшей осенью вызвали бурные протесты со стороны британских учителей. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тысяч учителей. По их мнению, положения, указанные в проекте, «являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко». Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании. Согласно документу, учителя должны стать для детей образцом для подражания как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению «высокие стандарты общественного поведения».
http://www.5ballov.ru/news/newsline/2010/01/22/63878
|