4:18 PM Поздравляем с юбилеем Маргариту Ивановну Шестакову! | |
Век живи – век учи 11 из 36 первых выпускников Маргариты Ивановны Шестаковой – учительницы алматинской школы № 56 – получили золотые и серебряные медали. А в институты поступили все Наталья Вержбицкая Тел.279-64-76 На уроках литературы, классных часах Маргарита Ивановна учила детей думать, анализировать, отстаивать свои позиции и, самое главное, подавала пример жизненного оптимизма. Недавно эта хрупкая женщина с огромной душой отметила свой юбилей. Любимого педагога пришли поздравить многие, кому она дала путевку в жизнь. Звонили отовсюду, в том числе и из дальнего зарубежья. – Какое все-таки счастье – дожить до восьмидесяти и сохранить вкус к жизни, любовь к людям! – уверена она. Маргарита Ивановна для многих из своих учеников стала второй мамой. На юбилей Учителя ее выпускники устроили настоящий праздник. Этот день был полон шуток и смеха, нашлось место и стихам, и песням. На войне как на войне Детство Риты пришлось на лихие военные годы. – Тяжело было и в тылу, – вспоминает Маргарита Ивановна. – Женщины и подростки шили форму для отцов, братьев. К каждому празднику готовили посылки для фронта, отправляли бойцам любовно приготовленные кисеты с надписями "Берегите себя, защищайте Родину!". Маленькая Рита после войны осталась круглой сиротой и ее воспитанием занялась тетя, муж которой погиб в первые же дни Великой Отечественной. Семье, где подрастали еще трое ребятишек, приходилось туго. Маргарита решила, что она не имеет морального права быть на иждивении у родственников. Выход подсказала сама жизнь – как-то девочка прочла объявление, что одно из проф¬техучилищ набирает на учебу подростков с бесплатным обучением, общежитием, питанием и обмундированием. Так она поступила учиться на телеграфистку. Среди товарищей Рита оказалась самой бойкой. Она была инициатором веселых вечеров, активной участницей кружков выразительного чтения и секции акробатики. Так как училище Маргарита окончила на "отлично", ей, единственной, разрешили продолжить учебу. Девушка с детства мечтала быть похожей на свою маму, учительницу литературы. И она без экзаменов поступила в Чимкентский педагогический техникум. Окончив его с отличием, подала документы в Алма-Атинский пединститут имени Абая. Наконец, долгожданная новость: "Вы, как отличница, без экзаменов приняты в институт. И еще обеспечиваетесь общежитием и стипендией!". В то время в пединституте преподавали замечательные педагоги из вузов Ленинграда. Рита с большим интересом слушала лекции, дотошно готовилась к экзаменам. С не меньшим рвением отдавалась общественной работе. Талантов у девушки оказалось немало. Она посещала кружок выразительного чтения, который тогда вела заслуженная артистка, а в будущем – министр культуры Казахстана Ахметова. А еще Рита полюбила драмкружок. Ко всему учитель физкультуры обратила внимание на спортивные успехи девушки, посоветовала ей заняться гимнастикой и волейболом. Через два года у Риты уже был второй разряд по гимнастике. Ну а по вечерам в те годы было очень модно ходить на каток на стадионе "Динамо". Маргарита тоже мечтала вместе с подружками рассекать сверкающий лед. Она даже смастерила муфту, связала шапочку с пушистым помпончиком. Но вот досада – у девушки не было коньков! Радости Риты не было предела, когда, узнав о заветной мечте девушки, друзья подарили ей коньки. Электрическая часть речи И вот молоденькую выпускницу направляют в Чимкент – теперь на работу в родной педагогический техникум. Но одна из ее подружек, уехавшая туда к мужу, предложила девушке поменяться местами. Так Рита оказалась в далеком Бостандыкском районе Чимкентской области, что на границе с Узбекистаном. Легкомысленные кудряшки, веселое лицо, задорный характер – Рита мало походила на классический образ учительницы. Для создания серьезного и взрослого вида родственники даже купили ей косу и сшили темное платье с белым отложным воротничком. – Как сейчас помню свой первый урок в десятом классе, – улыбается Маргарита Ивановна. – Стояла такая тишина, что я слышала громкое биение своего сердца. С учениками у меня быстро наладились хорошие отношения. Вместе ходили в театры Ташкента. А еще я вела драмкружок, организовывала выступления в клубах близлежащих поселков. К каждому празднику вместе с детьми мы писали сценарии и на квартире у кого-то из ребят устраивали настоящие спектакли, веселые розыгрыши. На первую зарплату я приобрела большое зеркало. Вечерами читала институтские конспекты, методическую литературу, учебники. Потом составляла свой конспект и перед зеркалом репетировала будущий урок. Затем Шестакову направили на работу в вечернюю школу для железнодорожников. Как тут не вспомнишь киношедевр тех лет – "Весну на Заречной улице"! Кочегаров, помощников машинистов, кондукторов Маргарита Ивановна усердно обучала морфологии и синтаксису. Во время занятий возникало немало забавных моментов. Одного из учащихся преподаватель попросила найти пример существительного в помещении класса. Он долго думал, почесывая затылок. Маргарита Ивановна подсказала ему: "Лампочка" – какая часть речи?" И он совершенно серьезно ответил: "Электрическая". Программисты и лирики – Когда в 1960 году я приехала в Алма-Ату, поняла, что проживу здесь всю свою жизнь, – рассказывает Маргарита Шестакова. – Я почувствовала, что это мой родной город. В Алматы вышла замуж, родила дочку Алену. Вся моя жизнь неразрывно связана со школой № 56. В 1964 году мне доверили классное руководство 9 "А". Это был один из первых в городе классов со специализацией "программирование". Туда были приглашены круглые отличники из разных школ. Но не все складывалось гладко. Ученики были недовольны тем, что их клас¬сный руководитель не математик, а литератор. Случались и конфликты, и слезы. Но увлекательные уроки, как теперь говорят, с элементами интерактивного общения, драмкружок, выпуск творческих стенгазет и бюллетеней, поездки в Москву, посещение театра – все это объединило класс вокруг Шестаковой. – В этом учебном заведении работали высококвалифицированные и талантливые учителя, – вспоминает Маргарита Ивановна. – И чтобы, как говорится, не ударить в грязь лицом, мне приходилось очень серьезно готовиться к урокам. Благо муж-геолог в это время часто бывал в командировках в Москве и привозил новые методические разработки. Педагогический коллектив был у нас очень дружный. Часто ходили друг к другу на занятия. Я, к примеру, частенько посещала уроки английского языка, математики…. – Судьба раскидала нас по ближнему и дальнему зарубежью, но как только кто-либо приезжает в Алматы, стремимся в гостеприимную семью Шестаковых, – говорит одна из выпускниц – правозащитник-социолог, кандидат философских наук Елена Садовская. – Здесь всегда выслушают, порадуются за наши успехи или посочувствуют не¬удачам. Именно Маргарита Ивановна научила нас быть благодарными и отзывчивыми на чужую боль. Ну а со своими горестями она всегда старалась справиться сама. Но когда у Шестаковой возникли серьезные проблемы со здоровьем, и ей пришлось лечиться в Москве, своего любимого педагога окружили заботой ее бывшие ученики, обучавшиеся в московских вузах. За свою работу Маргарита Ивановна неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства образования Казахстана. Ей присвоено звание "Отличник народного просвещения". Она и по сей день принимает участие в общественной жизни города, выполняя различные поручения совета ветеранов. Но главное ее звание, которое надо заслужить всей своей жизнью, – Учитель. Фото Максима ЗОЛОТУХИНА http://www.vecher.kz/?S=6-201002040520 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|