4:05 AM Печальная история | |
№ 15 (476) от 03.05.2010 Динара БИСИМБАЕВА, Астана Дружба дружбой, а табачок врозь! Предложение вице-министра образования Белоруссии создать единый учебник истории для стран СНГ должной поддержки так и не нашло. Зато чиновники от образования стран СНГ обещали подумать над общими учебниками по математике, химии или физике. Но даже создание таких беспристрастных с политической точки зрения книг может повлечь за собой конфликт интересов. На состоявшемся в Астане первом съезде учителей и работников образования стран СНГ очень много говорилось о том, что, несмотря на почти двадцатилетнюю независимость, общего между государствами гораздо больше, чем различий. И прежде всего история. Напомнив об этом, заместитель министра образования Белоруссии Казимир Фарино предложил создать общие учебники на пространстве СНГ. – Накопилось много проблем в системе образования, надо решить вопрос повышения качества педагогического образования, повышения квалификации учителей, создания единого учебника истории стран СНГ, – заявил он. – Я считаю, что унифицированный учебник будет объединять и наших педагогов, и наших детей. Первыми невозможность воплощения этой идеи подчеркнули россияне. – Сегодня мы должны собрать общие авторские коллективы. Я был бы рад, если бы появился общий учебник истории стран Содружества. Но я, скорее, верю в общую книгу для учителя, – прокомментировал предложение своего белорусского коллеги заместитель российского министра образования Исаак Калина. По его мнению, такой учебник «не просто можно, но и нужно сделать для того, чтобы учителя наших государств точно имели общее представление о том, как развивалась история наших стран». В свою очередь, министр образования России Андрей Фурсенко идею создания единого учебника истории для стран СНГ поддержал. – Думаю, что такая работа, которая приведёт к созданию пособий, книг для учителей, а может быть, и книг для ребят, была бы полезна, – сказал он. Самым сложным стал вопрос «начинки» общих учебников. Можно ли создать единый учебник истории стран СНГ, наследниц бывшего Советского Союза? Не превратится ли он в толстенный талмуд, в котором будут изложены 15 различных трактовок истории? Да и как можно будет обойти страны Прибалтики, которые тоже входили в состав СССР, ведь их, как и слов из песни, не выбросишь? По мнению Андрея Фурсенко в этом учебнике должны быть представлены разные точки зрения на общую историю. – Но эти точки зрения должны быть взаимоуважительны и должны охватывать всё многообразие нашей истории, все, что нас объединяло, и многостороннее описание тех сложных моментов истории СССР, наших стран после того, как возникло СНГ, – считает он. А вот начальник управления образования и науки Донецкой области Юрий Соловьев считает, что никаких «многосторонних описаний сложных моментов» не надо. – История – это в первую очередь политика, идеология. Есть исторические факты и есть их интерпретация. Если мы будем создавать общий учебник, необходимо оперировать конкретными фактами! Вот представьте, какие споры могут быть вокруг истории и хода Великой Отечественной войны! Эдак мы никогда не сможем договориться, – считает он. – Поэтому только факты! По мнению украинского эксперта, хорошую идею общих учебников может испортить политизированность. – Если бы нам меньше мешали люди, очень далёкие от системы образования, воспитания, было бы намного лучше, – говорит Юрий Соловьёв. Между тем гораздо большую поддержку нашла идея создания единых учебников по естественным наукам, которые менее привязаны к особенностям разных стран. И это на первый взгляд вполне реально. В тех же учебниках математики узбекские ребятишки будут решать задачки о продаже хлопка, а казахские – нефти, а иллюстрации тюбетейки сменятся на кокошники или папаху… Проблем нет. Только как будет перетягиваться одеяло того же издательского дела? Выпуск школьных учебников – бизнес стабильный и беспроигрышный. Куда девать авторов той же химии из Казахстана, если в Киргизии или Армении есть такие же? Что делать с армией других учебникописцев, корректоров, редакторов, иллюстраторов, печатников? Историк, доктор наук, профессор ЕНУ им. Л.Гумилёва Зиябек Кабульдинов считает, что, если в какой-то стране производятся более совершенные учебники, то не грех ими воспользоваться. – С учебниками по истории мы сами разберемся. А вот та же физика или геометрия – почему нет?Геометрия – она и в Африке геометрия, – говорит он. Но это точка зрения педагога. А как быть тем, для кого подготовка и издательство учебников – профессия и источник доходов? Идею унифицированных учебников для стран СНГ отечественный Минобр ещё не переварил. В ведомстве больше озабочены насущными проблемами вокруг действующих пособий. Постоянная критика казахстанских учебников привела к тому, что глава МОН Жансеит Туймебаев то и дело обещает, что глупых и непрофессиональных авторов больше не будут подпускать к написанию книг для школ. На этот раз министр сообщил, что учиться казахстанские школьники будут только по умным учебникам нового поколения, написанным по всем международным стандартам. Но до этого еще долгих четыре года – до введения школьной 12-летки. Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=14925 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|