4:07 AM Педагогическая трагедия | |
№ 15 (476) от 03.05.2010 Нурлан ЕРИМБЕТОВ, политолог В Казахстане, к огромному сожалению, нет культа знаний. И это причина многих наших бед. Те, кто помнит о том, что образование – это главный капитал, – готовы учиться и учить своих детей даже на последние деньги. А государство должно помнить о том, что образование – это вопрос национальной безопасности. Если сегодня не вкладывать в образование, то завтра придется тратить те же деньги на содержание пенитенциарной системы. – Чтобы понять, в каком состоянии находится отечественная система образования, многого не надо. Посмотрите, что делают наши учителя после работы. Они обходят дворы и проводят перепись населения, выходят на субботники, работают на политических выборах… Успевают торчать на базаре, чтобы подзаработать. Меня недавно подвёз доктор химических наук, который, чтобы прокормить семью, таксует после работы. В любой другой стране это нонсенс! А мы уже привыкли, к сожалению… Мы стремимся быть лидерами, попасть в двадцатку-тридцатку развитых стран и напрочь забываем о фундаментальном. Учитель не должен быть бедным. Не должен переживать о том, чем он завтра накормит своих детей. Не должен плохо выглядеть и разговаривать с богатыми, униженно пригнувшись. Презенты учителям должны делать не родители, а государство. Мол, возьмите наши деньги и учите наших детей. В противном случае эти деньги завтра уйдут на содержание заключенных, которые не получили образования, остались без внимания. Образование должно быть доступным и качественным не только в школе, но и в колледже, вузе. Нынешняя стоимость обучения абсолютно не отвечает его качеству. Поэтому нужно расширять горизонты для талантливых детей. Вот сейчас идут бурные разговоры о возможной альтернативе программе «Болашак» – новом университете имени президента Нурсултана Назарбаева. Предполагается, что туда будут приглашаться известные учёные из других стран и делиться своими знаниями с нашими студентами. Но боюсь, что на работу в иностранные вузы развивающихся стран, как Казахстан, приезжают не самые лучшие педагоги. Приезжают те, кто остался без работы, кто не востребован на своей родине. Да, у него может быть хороший диплом, но он не первый человек в своём вузе. Ни один известный вуз мира, будь то Кембридж, Сорбонна, Гарвард или тот же МГУ не отпустит своих профессоров и докторов только потому, что это нужно нам. В первую очередь они будут думать о себе. В конце концов, у каждого из таких учёных есть свои аудитории, ученики и последователи, авторитет и уважение… Поэтому надеяться только на силу наших денег было бы неправильным. Другое дело, когда казахстанские студенты выезжают учиться за рубеж. Да, это дорогое удовольствие. Но его нельзя получить здесь, на родине. Зарубежное образование – это не только аудитория и лектор за кафедрой. И дорого не столько само обучение, сколько та мощная культурная среда, в которую погружаются наши студенты. Они посещают театры, музеи, концерты, ходят в знаменитые библиотеки, общаются с людьми из разных стран. И на родину они приезжают совершенно другими. В этом и есть уникальность и важность программы «Болашак». Мы ни в коем случае не должны комплексовать или тем более задирать нос, если дело касается образования. Если мы в чём-то уступаем, надо обратиться к тем, кто преуспевает. Мы же заимствуем передовой опыт в экономике у Малайзии, учимся развивать туризм у Греции. Почему же тогда не поучиться и в сфере науки у той же России? Я считаю, что очень важно вернуться к профориентации школьников. Подзабытый советский термин. Сегодня работа по профессиональной ориентации заброшена – большинство выпускников идут учиться дальше, совершенно не зная о том, какие специальности нужны стране. Причины из разряда «институт рядом с домом», или «это дешёво», или «мы стали врачами, и ты будешь» в дальнейшем оборачиваются неудовлетворенностью и личной трагедией. Теперь представьте масштабы всего этого. Врач, который не хочет лечить, или учитель, который не хочет учить… Ситуация в образовании – это показатель нашей конкуренции. Когда завтра мы увидим, что проигрываем в экономике, политике, то поймем, что все это началось со школьной парты. Там не преподали, тут недосказали. Пока можно удержать ситуацию административными методами, а что делать, когда завтра пойдет наплыв профессионалов? Тот же частный бизнес начнёт приглашать к себе иностранцев: англичан, афроамериканцев, китайцев или японцев. Что будем делать мы? Мир открыт. Никто не сможет мне запретить взять на работу, скажем, китайцев. Не потому, что я сам китаец или не люблю казахов. Просто китайцы окажутся образованнее, умнее. И тогда уже будет поздно. Вопрос образования – вопрос национальной безопасности. Это в госучреждения можно брать только по паспорту, прописке или блату. А бизнес проголосует за ум, интеллект, профессиональные качества. Он будет завтра завозить россиян, которые будут нам строить дороги, будет приглашать украинцев, которые будут работать на заводах, звать белорусов, которые соберут нам трактора. А мы потеряем страну, только потому что сами не учили ни инженеров, ни строителей, ни дорожников… Зато у нас юрист на юристе, маркетолог на маркетологе, дипломат на дипломате. Можно сколь угодно долго говорить о моде и престижности какой-либо профессии или вуза. Но для меня важнее востребованность выпускников. То, что на выходе. Мне не важно, сколько квадратных метров приходится на одного студента, мне не важно количество книг в библиотеке или число мест в столовой. Думаю, первую строку при определении рейтинга вуза должна занимать цифра по трудоустройству. Если мне скажут, что из 500 выпускников 350 устроились на работу по специальности, то я соглашусь, что этот вуз создан не зря. А если выпускники продолжают обивать пороги работодателей, значит, они не получили хороших знаний и поэтому не востребованы. И именно потому, что востребованность казахстанских выпускников, к сожалению, падает, многие едут учиться в соседнюю Россию. Что ни говори, а образование в России на порядок выше нашего. Более того, Москва становится трамплином для дальнейшей успешной карьеры. Найти работу с казахстанским дипломом за границей – невозможно. А сегодня люди не хотят работать только в своей стране. Они хотят увидеть мир. Почему китайцы или японцы работают во всем мире, там, где они хотят? Почему так же поступают арабы? И почему казахстанцы должны только сидеть у себя дома? Но для того, чтобы достойно представлять свою страну за рубежом, отечественного образования мало. И наши чиновники должны помнить о том, что сегодня миром правит конкуренция. А чтобы ее выдержать, необходимо качество. http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=14926 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|