1:36 PM За электронными учебниками - будущее? | |
Представляете, ученик, скажем, 5-го класса идет в школу не с тяжелым ранцем, заполненным учебниками, задачниками, тетрадями и так далее, а с изящной сумочкой, в которой одна плоская книжка - учебник по всем предметам. Электронными книгами сегодня продвинутых, да и не слишком продвинутых пользователей, не удивишь. Я уже давно читаю книжки по своему карманному компьютеру. Очень удобно. Можно поставить любимый шрифт, есть подсветка, и практически любую нужную книгу реально скачать из Интернета. Бесплатно или за небольшие деньги. Удобно такое чтение еще и потому, что книги не надо покупать в магазине - не потому что денег жалко, а потому, что квартира наша снизу доверху забита книгами и периодически встает вопрос: а куда все это девать, начиная с полного собрания сочинений Владимира Ильича. Впрочем, Ильича на помойку я выносить и не собираюсь - интересно все же сегодня, с новых позиций разобраться, о чем он писал и насколько был прав. У электронных учебников в той телевизионной передаче были сторонники и противники. "Ученик и бумажный учебник входят между собой в некую родственную связь, - сказала известная писательница, - между электронным учебником и ребенком такого не случится". Еще аргумент против: начнется воровство дорогих электронных учебников, да и откуда (родителям или государству) взять на них деньги? А откуда государство берет деньги на печатание каждый год огромного количества сегодняшних учебников, при этом безжалостно вырубая деревья? На вопрос о безопасности электронных учебников уже ответили энтузиасты, ратующие за них в той телевизионной передаче. Уже есть электронные книги, которые имеют защитные экраны и читать их так же безвредно, как и обычные. Что, кстати, насчет обычных книг я не скажу. Многие из них читать уже трудно из-за мелкого бледного шрифта. Но вот что интересно, люди на экране, рассуждая об электронных учебниках для школьников, представляли их все же в виде аналогов бумажных учебников, а, на мой взгляд, это должно быть нечто иное. Например, учебник по биологии может содержать не только текст, но и ролики, показывающие все разнообразие растительного и животного мира. Можно туда включить даже фильмы. И главное - огромное количество интерактивных упражнений-тестов, по которым в конце урока учитель сразу может проверить полученные знания. В принципе, подобные компьютерные программы уже существуют и продвинутые учителя ими пользуются, но, так сказать, на личном энтузиазме. Я зашла на сайт gramota.ru и с удовольствием проверила свои знания по русскому языку с помощью тестов, составленными учителями русского языка и учениками старших классов московской школы № 1199 ("Лига Школ"). В идеале (простите, совсем замечталась) учебник можно подключать к Интернету и оттуда выкачивать интересные программы. В общем, в нашем электронном учебнике все, как говорится, в одном флаконе. Кстати, здесь же, в учебнике, может быть и дневник ученика, который любую минуту могут посмотреть мама и папа. И здесь могут быть не только пятерки-четверки-тройки-двойки, но и более серьезный анализ знаний, как говорят учителя, мониторинг. И вот тут встает вопрос об… учителе. Нужен ли он будет в таком случае? Без сомнения, нужен. Учитель будет объяснять урок, контролировать знания учеников, внимательно выслушивать их ответы у доски - отвечая на тесты и занимаясь только с компьютерным учебником говорить не научишься. И самое главное, это должен быть учитель новой формации, в совершенстве владеющий компьютерными технологиями. - А как же первоклассники? - спросила у меня мама, бывший преподаватель обществоведения, ветеран войны, когда я ей попыталась изложить эту теорию. Думаю, у малышей тоже должен быть такой учебник, только, конечно, более простой, чем у старшеклассников. С мультиками, веселыми картинками: Конечно, сейчас трудно описать все детали, трудно предвидеть, куда повернет компьютерный прогресс. Возможно, учебник-компьютер будет для ученика один все годы учебы и в начале каждого года учитель просто будет подгружать в него программу своего предмета и своего класса. Уже появляются новые трехмерные технологии. Представляете - весь класс внезапно оказывается в Антарктиде или где-нибудь в средних веках: - Ну это уж ты что-то совсем загнула! - скажет какой-нибудь скептик. - Сказочки! Когда-то это будет? Думаю, это случится даже не в следующем столетии, а гораздо быстрее. Я прекрасно помню 1995 год (как это недавно было!), когда ко мне в гости пришла моя однокурсница Таня, программист, и, с недоумением посмотрев на мою пишущую машинку, спросила: "Как, ты еще не перешла на компьютер?". Пришлось срочно исправляться. Помню 1971 год, когда я оканчивала механико-математический факультет университета и в программисты идти не торопилась: мне не нравились громоздкие ЭВМ, занимающие несколько комнат, гораздо больше грела профессия учителя математики, а потом журналиста. Уже сейчас интерактивными досками редко какую школу удивишь. То ли еще будет? Конечно, я понимаю, что через несколько лет все мои мысли могут показаться наивными по сравнению с тем, какими темпами шагнет в будущее наше образование. Но думаю, уже пора об этом задуматься: А возможно, какой-то программист уже сегодня решится составить такой учебник. (Хотя не ручаюсь, что где-то в Токио все давно придумано и я открываю Америку.) Впрочем, может, у кого-то есть и другие мнения на этот счет? Людмила Мананникова, редактор казахстанского интернет-журнала "Коллеги". http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=308717 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|