Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2010 » Июнь » 7 » За электронными учебниками - будущее?
1:36 PM
За электронными учебниками - будущее?
Представляете, ученик, скажем, 5-го класса идет в школу не с тяжелым ранцем, заполненным учебниками, задачниками, тетрадями и так далее, а с изящной сумочкой, в которой одна плоская книжка - учебник по всем предметам.
Электронными книгами сегодня продвинутых, да и не слишком продвинутых пользователей, не удивишь. Я уже давно читаю книжки по своему карманному компьютеру. Очень удобно. Можно поставить любимый шрифт, есть подсветка, и практически любую нужную книгу реально скачать из Интернета. Бесплатно или за небольшие деньги. Удобно такое чтение еще и потому, что книги не надо покупать в магазине - не потому что денег жалко, а потому, что квартира наша снизу доверху забита книгами и периодически встает вопрос: а куда все это девать, начиная с полного собрания сочинений Владимира Ильича. Впрочем, Ильича на помойку я выносить и не собираюсь - интересно все же сегодня, с новых позиций разобраться, о чем он писал и насколько был прав.
У электронных учебников в той телевизионной передаче были сторонники и противники. "Ученик и бумажный учебник входят между собой в некую родственную связь, - сказала известная писательница, - между электронным учебником и ребенком такого не случится". Еще аргумент против: начнется воровство дорогих электронных учебников, да и откуда (родителям или государству) взять на них деньги? А откуда государство берет деньги на печатание каждый год огромного количества сегодняшних учебников, при этом безжалостно вырубая деревья?
На вопрос о безопасности электронных учебников уже ответили энтузиасты, ратующие за них в той телевизионной передаче. Уже есть электронные книги, которые имеют защитные экраны и читать их так же безвредно, как и обычные. Что, кстати, насчет обычных книг я не скажу. Многие из них читать уже трудно из-за мелкого бледного шрифта.
Но вот что интересно, люди на экране, рассуждая об электронных учебниках для школьников, представляли их все же в виде аналогов бумажных учебников, а, на мой взгляд, это должно быть нечто иное.
Например, учебник по биологии может содержать не только текст, но и ролики, показывающие все разнообразие растительного и животного мира.
Можно туда включить даже фильмы. И главное - огромное количество интерактивных упражнений-тестов, по которым в конце урока учитель сразу может проверить полученные знания. В принципе, подобные компьютерные программы уже существуют и продвинутые учителя ими пользуются, но, так сказать, на личном энтузиазме. Я зашла на сайт gramota.ru и с удовольствием проверила свои знания по русскому языку с помощью тестов, составленными учителями русского языка и учениками старших классов московской школы № 1199 ("Лига Школ").
В идеале (простите, совсем замечталась) учебник можно подключать к Интернету и оттуда выкачивать интересные программы.
В общем, в нашем электронном учебнике все, как говорится, в одном флаконе. Кстати, здесь же, в учебнике, может быть и дневник ученика, который любую минуту могут посмотреть мама и папа. И здесь могут быть не только пятерки-четверки-тройки-двойки, но и более серьезный анализ знаний, как говорят учителя, мониторинг. И вот тут встает вопрос об… учителе. Нужен ли он будет в таком случае?
Без сомнения, нужен. Учитель будет объяснять урок, контролировать знания учеников, внимательно выслушивать их ответы у доски - отвечая на тесты и занимаясь только с компьютерным учебником говорить не научишься.
И самое главное, это должен быть учитель новой формации, в совершенстве владеющий компьютерными технологиями.
- А как же первоклассники? - спросила у меня мама, бывший преподаватель обществоведения, ветеран войны, когда я ей попыталась изложить эту теорию.
Думаю, у малышей тоже должен быть такой учебник, только, конечно, более простой, чем у старшеклассников. С мультиками, веселыми картинками:
Конечно, сейчас трудно описать все детали, трудно предвидеть, куда повернет компьютерный прогресс. Возможно, учебник-компьютер будет для ученика один все годы учебы и в начале каждого года учитель просто будет подгружать в него программу своего предмета и своего класса. Уже появляются новые трехмерные технологии. Представляете - весь класс внезапно оказывается в Антарктиде или где-нибудь в средних веках:
- Ну это уж ты что-то совсем загнула! - скажет какой-нибудь скептик. - Сказочки! Когда-то это будет?
Думаю, это случится даже не в следующем столетии, а гораздо быстрее.
Я прекрасно помню 1995 год (как это недавно было!), когда ко мне в гости пришла моя однокурсница Таня, программист, и, с недоумением посмотрев на мою пишущую машинку, спросила: "Как, ты еще не перешла на компьютер?". Пришлось срочно исправляться.
Помню 1971 год, когда я оканчивала механико-математический факультет университета и в программисты идти не торопилась: мне не нравились громоздкие ЭВМ, занимающие несколько комнат, гораздо больше грела профессия учителя математики, а потом журналиста.
Уже сейчас интерактивными досками редко какую школу удивишь. То ли еще будет?
Конечно, я понимаю, что через несколько лет все мои мысли могут показаться наивными по сравнению с тем, какими темпами шагнет в будущее наше образование. Но думаю, уже пора об этом задуматься: А возможно, какой-то программист уже сегодня решится составить такой учебник. (Хотя не ручаюсь, что где-то в Токио все давно придумано и я открываю Америку.)
Впрочем, может, у кого-то есть и другие мнения на этот счет?
Людмила Мананникова, редактор казахстанского интернет-журнала "Коллеги".

http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=308717
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1659 | Добавил: collegy | Теги: Людмила Мананникова | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru