Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2010 » Июнь » 9 » Двенадцать лет без права на ошибку
5:42 AM
Двенадцать лет без права на ошибку
№ 20 (481) от 07.06.2010
Субъектив
Тамара АЛИНА
Не правда ли, звучит как загадка: у наших родителей их было десять. У нас – одиннадцать. Нашим детям грозит двенадцать. Речь о школьных годах. Тех самых, что «с книжкою, с дружбою, с песнею». Ответ прост, но основная задачка для респондентов НК крылась в другом.
Нужно ли вводить в республике двенадцатилетнее школьное образование, решал каждый из опрошенных на этот раз.
Редко какому вопросу Народного контроля удавалось найти такое единодушие среди сограждан – только в Акмолинской области положительных ответов было больше, чем отрицательных. В остальных пятнадцати регионах жесткое «НЕТ» звучало гораздо чаще:
•    «Чтобы наши дети в школах бороды отращивали?!» (Астана)
•    «Детей жалко». (ВКО)
•    «Пожалейте детей! Скоро им придется учиться до самой пенсии». (Мангыстауская область)
•    «Нужно вводить мозги в головы чиновников». (Костанайская область)
•    «Единственное, чего мы этим добьемся, – это увеличения числа беременных школьниц». (Павлодарская область)
•    «Это всё блажь Минобра, которая обойдется государству в копеечку». (ЮКО)
Несмотря на присутствовавшую местами осторожно-рассудительную позицию «Там не дураки сидят – раз вводят двенадцатилетку, значит, какие-то плюсы всё же есть», подавляющее большинство опрошенных таковых плюсов не замечало. Напротив, многие склонялись к мнению, что «В образовании, как и в медицине, чиновники проводят сомнительные реформы, не приносящие никакого эффекта».
Вообще, если бы сторонний наблюдатель, какой-нибудь, скажем, марсианин, изучил отклики читателей по темам НК, боюсь, наша власть представилась бы ему этаким младенцем, благостно пускающим пузыри и совершающим умилительно неосмысленные движения ручками и ножками.
Но мы не марсиане и прекрасно понимаем, что движения отечественных чиновников, как минимум, осмысленны. Вот и в планах правительства по добавочному школьному году отдельные респонденты пытались усмотреть какое-нибудь разумное начало:
•    «Чем платить в вуз, лучше пусть учится в школе – экономия для семейного бюджета». (Акмолинская область)
•    «Может, уровень образования повысится». (Актюбинская область)
•    «Это немного разгрузит наших детей». (Кызылординская область)
•    «Если это повысит качество образования, почему бы нет?» (СКО)
Впрочем, именно качество образования, а точнее, его отсутствие, было одним из основных аргументов отрицательных ответов. Зачем к одиннадцати годам такого обучения добавлять двенадцатый, недоумевали респонденты:
•    «Вместо пустых разговоров про двенадцатилетку лучше бы качество преподавания и обучения улучшили». (Акмолинская область)
•    «Пусть вводят хоть 15-летнее образование – толку не будет, потому что уровень знаний достигается в первую очередь высоким качеством учебного процесса». (Атырауская область)
•    «Не двенадцатилетку вводить надо, а в вузах готовить нормальных специалистов педагогического профиля!» (педагог с 38-летним стажем из Кызылординской области)
•    «И так учебники ни к черту, а тут новые выпускать будут — и снова кучу ляпов наделают». (ЮКО)
Возразить здесь трудно. С качеством одного школьного учебника истории я и сама имела счастье ознакомиться совсем недавно. Когда готовила материал, посвященный юбилею Победы («Мегаполис» № 11 от 5 апреля). Если остальные учебники написаны так же, то действительно нужно не увеличивать, а спешно сокращать сроки контакта с ними.
Ну и, конечно, в каждом регионе, в каждом населенном пункте опрашиваемые поминали добрым словом классическое советское образование. Отчасти, может быть, потому, что большинство респондентов учились писать и читать еще в СССР («в составе Советов», как это неуклюже, но обличительно сформулировано в современном учебнике истории).
Допускаю, что советское образование не было идеальным, но десяти школьных лет хватило всем нынешним министрам (включая министра образования), парламентариям и прочим нашим государственным деятелям. Это что же получается: теперь нужно либо их признать недоучками и отправить на пару недостающих лет за школьные парты, либо подрастающее поколение обвинить в тупости и неспособности уложиться в прежние сроки?
Кстати, само подрастающее поколение весьма прохладно отнеслось к «добавке». Ответов «ДА» от лиц школьного возраста мы не зафиксировали. В основном юные склонялись к точке зрения одного атырауского школьника: «Учусь в десятом классе и только и думаю, как побыстрее выбраться отсюда».
Ну а я по сегодняшней теме полностью солидарна с большинством, и моё «НЕТ» можно выразить словами афористичного ответа из ЮКО: «Дураку и 12 лет не помогут поумнеть».
 
Нужно ли вводить в РК двенадцатилетнее школьное образование?
Виктор КИЯНСКИЙ, депутат мажилиса:
– В этом вопросе есть два момента: это европейская практика и это выбор будущего. Если мы хотим, чтобы наша система образования гармонировала с международными стандартами, то надо вступать в этот процесс. Для этого необходимо произвести внутреннюю перестройку среднего образования. Тем более, что в рамках усложнения информационных современных процессов это особенно актуально. Конечно, в прежней системе есть много положительного, но наш путь лежит к диалектике развития. Это проблематично, но надо преодолевать стереотипы. Сегодня, к сожалению, педагогическая структура в Казахстане еще не готова к переходу на двенадцатилетнее обучение. Это должен быть двусторонний процесс: с одной стороны, готовность педагогов, а с другой стороны – государства. Нужно определить самое главное – чему учить и кто будет учить. Педагоги должны быть готовы к дополнительному времени, ведь его надо не просто заполнить, а заполнить чем-то важным и нужным.
Евгений ЦАЙ, заместитель председателя Ассамблеи родительской общественности города Астаны:
– Двенадцатилетнее образование не нужно! Большинство родителей и вместе с ними педагогов придерживаются аналогичного мнения. Скорее всего, это выгодно нашим властям для улучшения отношений с европейским сообществом. Но известно, что в странах Европы, например, в той же Германии, стараются уменьшить количество лет обучения в школе. Более того, наши чиновники хотят ввести двенадцатилетку не с 2015 года, а с 2012 года. Это опять будет, извините за тавтологию, галопом по Европе. До этого в Министерстве образования уверяли, что сделают обязательным десятилетнее обучение, а двенадцатилетнее – по желанию. Мол, будет что-то вроде высшей школы. Теперь передумали. Для того чтобы к этому переходить, нужна основательная реформа в образовании. У нас же чиновники говорят: вот переход к ЕНТ – это и есть реформа. Это не изменение в образовании, это реформа оценок. Кроме того существующая система, к сожалению, ориентирована предметно, а должна присутствовать личностная ориентированность. Сегодня в министерстве пытаются усовершенствовать советскую систему. Это ошибочный подход! Главное – не в количестве лет, а в качестве обучения, поэтому необходимо думать об изменении качества, а не об изменении количества.
Иран АМИРОВ, депутат сената:
– В оценках социально значимых событий стараюсь быть солидарным с мнением своих избирателей. Однако в обществе и в частности среди учителей пока единого мнения нет. Хотя в последнее время все чаще слышу, что двенадцатилетнее образование, наверное, стоит вводить. Сказать, насколько это важно, с моей точки зрения, не могу, потому что учился в советское время. В то время учеба была немного другой, не такой, как сейчас. Тогда были другие приоритеты, учились десять лет, а потом поступали в университеты, обучение было бесплатное, сейчас же другие схемы…
Саулеш МУКАНОВА, вице-президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина:
– С 2001 года занимаюсь программой внедрения двенадцатилетнего образования. На моих глазах происходят спады и повышение интереса к этому вопросу. Сейчас в этом направлении опять возобновили работу. Переходить на двенадцатилетнее обучение нужно! Раз мы постоянно говорим, что у нас богатое государство, то, значит, оно способно обеспечивать своих граждан более продолжительным бесплатным образованием. Кроме того увеличение сроков обучения в рамках гарантированного образования говорит о социальной направленности политики. Да, эта идея своего рода социально-политическая. Такая система образования существует в зарубежных странах. Не зря же они это делают... Сегодня часто задают вопросы: чему учить и кто у нас будет учить, как это реализуем?! Двенадцатилетнее обучение – это не просто один год прибавить. Сейчас ясно, что одиннадцатилетку надо менять: содержание, обучающие процессы. К тому же любой инновацией нужно управлять, здесь все зависит от способности того же Министерства образования управлять этим процессом.
Нурлан УТЕШЕВ, исполнительный секретарь молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан»:
– Полностью поддерживаю тех, кто выступает «за» введение двенадцатилетки. Мне эта идея кажется правильной, так как дает возможность в плане образования синхронизироваться со всем миром. Во всяком случае еще тогда, когда прописывалось двенадцатилетнее обучение, говорили, что десятилетка будет обязательной, а в 11 и 12 классах будут обучать с уклоном на специальности. Такая практика была уже в советское время, и она по сей день есть во многих капиталистических странах. Это дает в жизни человеку уверенность, опыт и определенность.
Записала Оксана СКИБАН, Астана
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=15267

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1086 | Добавил: collegy | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru