Урок обществоведения в 9 классе. Тема: Диалог цивилизаций. Цели: - сформировать представление о необходимости взаимовлияния цивилизации современного мира; о роли человеческого фактора в развитии человечества; - показать разнообразие цивилизаций в мире, их роль в развитии Всемирной истории; - воспитывать сознание важности взаимного обогащения цивилизаций, определить роль взаимовлияния и взаимообогащения культур древних цивилизаций. Оборудование к уроку: высказывания и афоризмы, книга «В потоке истории» Н.А.Назарбаева, схемы, концептуальная таблица, образцы устного народного творчества казахского народа, слайды, маршрутные листы каждому учащемуся (все этапы урока фиксируются в них). Тип урока: закрепление изученного материала. Вид урока: урок- тренинг, интерактивная сессия. Методы: Элементы дискуссии и диалога, дебаты, технология сотрудничества, когнитивный подход. Ход урока. Организационный момент. Тренинг. Учащиеся встают в «круг радости». Упражнение «Зеркало». Учитель: - Давайте, дети, встанем в круг. Сомкнем ладони и оглянемся мы вокруг: С тобою рядом оказался друг. Сожми сильней ладонь его и Поделись теплом своим и в этот миг Пошли ему улыбку, сделай добрый жест! Поверь, ему приятно будет для тебя все это повторить! Упражнение 1. «Стратегия». Каждому учащемуся дана концептуальная таблица, где ими заполняются графы Знаю. Узнал новое. Хочу узнать. Упражнение 2. «Ассоциации». Учитель: - Сегодня на уроке мы будем говорить о цивилизациях и попробуем создать цивилизацию будущего , но для этого вы должны будете мне помочь кое в чем, а именно, вам предстоит пройти небольшой экзамен на знание ранее изученного материала. Итак, ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите цивилизованный человек? (на доске изображение глобуса и учащиеся свои ассоциации записывают на импровизированных капельках и вывешивают на доску). Вывод: Подлинная цивилизация начинается с установлением личности правил человеческой жизни и человеческого поведения. Все люди- живые капельки океана Всемирной истории. В то же время каждый человек является плодом одного из ветвей древа культуры своего народа. Упражнение 3. Диктант. Задание: В маршрутном листе имеется таблица. Учителем читается характеристика понятия под определенной цифрой, необходимо проставить цифры возле соответствующей графы с понятием. 1. Цивилизации, которые обладают высокой структурной устойчивостью и в которых социально- культурное регулирование основано на традициях и обрядах (традиционное общество). 2. Понятие. Характеризующее уровень развития производственных технологий, отражающее особенности современных развитых обществ (индустриальное общество). 3. С точки зрения современной науки, роль этой цивилизации в мировой истории еще до конца не выяснена. Внимание исследователя, изучающего систему идей и духовных ценностей данного общества, сразу приковывает обилие по- настоящему гуманистических положений. Жизнедеятельность, социальные отношения, духовный мир характеризуются такими нравственными чертами, как доброта, милосердие, сострадание (кочевая цивилизация). 4. Здесь сформировались своя денежная система, рынок и основная форма политической организации- полисы. Здесь проявились главные элементы науки, философии, развивались различные направления культуры. В период существования данной цивилизации были заложены основы современного права, которые устанавливались в течение нескольких столетий (западная цивилизация). 5. В период до начала нового времени здесь совершалось подавляющее большинство открытий науки и техники. Четыре великих открытия, обусловивших возникновение индустриальной цивилизации и быстрое развитие науки и техники,- бумага, компас, порох и гелиоцентрическая система мира- впервые появились здесь. Здесь, также, был открыт первый в мире университет (восточная цивилизация). 6. Качественные особенности духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе исторического развития (цивилизация). Упражнение 4. «Знаешь ли ты»? (1 минута на подготовку) Работа с индивидуальными заданиями на карточках. №1. Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества? №2. В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций? №3. Какие связи существовали между древними цивилизациями? №4. Знаниями из каких областей человеческой деятельности должен был обладать чиновник в древности непременно? Ответить на вопросы, привлекая следующие данные. «Древнеегипетский писец Хори задавал своему коллеге вопросы, желая уличить того в невежестве: «Каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?» №5. Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и торговли из сопоставления следующих фактов? В Вавилонии во втором тысячелетии до нашей эры зерно в расчетах играло такую же роль, как серебро. Зерном выплачивалось вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, платили за наем повозок, волов, ослов. №6. Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и торговли из сопоставления следующих фактов? Римское название денег «пекуниа» происходит от «пекус»- скот. До четвертого века до нашей эры мерилом стоимости товара служил скот (быки и бараны). Например, 10 баранов стоили столько же, сколько один бык. №7. На стене одного из домов в Помпеях- городе, засыпанном пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г.,- обнаружены записи расходов семьи из 3-х человек. Записи охватывают 8 дней. В них повторяются одни и те же продукты: хлеб, лук, оливковое масло, сыр, вино… Обычно траты семьи в эти дни были невелики. В перечень вписаны также траты на содержание рабов. Покупка хлеба для рабов обходилась в 2- 4 раза дешевле. Сделайте все возможные выводы из приведенных данных. №8. Обладание властью в средневековье обязательно сочеталось с обладанием собственностью. Какова причина этого? №9. В одной из легенд крестьянин, пытающийся после смерти проникнуть в царство небесное, встречает противодействие святых, заявляющих, что мужикам не место в раю. Идеологию какого сословия отражает легенда? №10. Бенджамин Франклин (1706- 1790гг), которого называли изобретателем громоотвода, республики и «газетной утки», был видным просветителем и политическим деятелем США. Прочитайте его афоризмы и сравните почитаемые им добродетели. «Где кухня жирная, там завещание тощее». «Лучше спать не ужинавши, чем встать в долгах». «Кто покупает ненужное, скоро продаст необходимое». «Помните, что время- это деньги!» Упражнение 5. Слайд- шоу. - слайдовый показ изображений, относящихся к определенной цивилизации, заполнение учащимися таблицы в листе ответов. Упражнение 6. Цивилизация будущего (защита проекта). Задание: построить модель цивилизации будущего. Заданы элементы. Определите, что бы вы взяли с собой из современной жизни и что бы вы открыли новое. - защита проектов - анализ Учитель:- Итак, ребята, вы определили особенности мировоззрений человека разных цивилизаций. Выражая глубокое различие между Восточной и Западной цивилизациями, известный английский писатель Р. Киплинг говорил: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда им не сойтись». Как вы думаете, есть ли в этих словах истина? По правую сторону встаньте те, кто согласен с этим высказыванием, по левую встаньте те, кто не согласен. Свою точку зрения аргументируйте и докажите, используя как можно больше доводов и убеждений. Вывод: В этих словах нет истины. Без диалога Востока и Запада у человечества нет будущего. Цивилизации и культуры взаимодействуют, воспринимая через контакты, которые неизбежны («никто не остров в этом мире»), новое знание, новые модели миропонимания. Встреча и сближение цивилизаций друг с другом, открытость для конструктивного диалога зависят от их социокультурной динамики. Мы можем уверенно говорить, что процессы интеграции положили начало открытию границ разных миров через их встречу и сближение на основе принципов общественной организации, общих для всех. Сегодня в Казахстане созданы для налаживания диалога все необходимые условия. Особенностью казахской государственности является то, что в историческом прошлом она относилась по своим сущностным характеристикам к казахской цивилизации. «Казахи,- отмечает Президент Н.А. Назарбаев в своей книге « В потоке истории,- наследники великих цивилизаций сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропостями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить». Завершить хочу урок словами: Много есть на свете, кроме Казахстана, хороших государств и земель, но одна у человека родня мать- одна у него и Родина. Ребенок, что отчей землею рожден, Пока не созрел для борьбы и невзгод, Пока не постиг, что священен народ, Пока не узнал, что священна земля И реки ее, и холмы, и поля, Он воздухом Родины должен дышать, Где в муках земных родила его мать.
|