Айгуль Жилкишина
Согласно статистике, ежегодно 70 процентов выпускников нашей страны поступают в вузы. В соседних России и Китае 90 и 30 процентов абитуриентов получают высшее образование. Рецессия в российской экономике тому причина или нечто другое, но в январе этого года в РФ утверждена концепция развития образования на 2016 - 2020 годы, главной идей которой стало сокращение количества вузов. К примеру, к 2020 году планируют закрыть до 40 процентов вузов и 80 процентов их филиалов. Отразится ли замедление темпов экономического роста на казахстанском высшем образовании или все останется в прежнем режиме?
Возможно, оптимизация вузов в России и будет проведена, но не в таком радикальном масштабе, хотя бы потому, что без работы может остаться огромное число преподавателей, полагает проректор КазНУ имени аль-Фараби Дархан Ахмед-Заки. Даже в сложные 90-е годы у нас вузы не закрывались в массовом порядке. Однако то, чего так долго добивались некоторые наши вузы, а именно возможности самостоятельно зарабатывать научной деятельностью, теперь, скорее всего, станет легче осуществить. Тем более что в новых экономических реалиях потребуется реорганизация сферы высшего образования.
Как известно, высшее образование условно разделяется на элитное и массовое. Причем ниша первого на казахстанском рынке образовательных услуг занята в основном частными университетами. Именно они специализируются на преподавании в таких профильных специальностях, как менеджмент, экономика, финансы и другие. А государственные вузы занимаются массовым образованием. Они должны быть организованы по принципу исследовательского университета - их характеризует так называемый science out coming, или научный выплеск. В экономическом смысле это значит, что все реализуемые научные проекты в идеале должны позволить таким вузам не только самоокупаться, но и приносить прибыль.
Под западным элитным образованием подразумеваются не столько результативность научных исследований и качество образования, сколько другой уровень финансирования. Кембридж и Гарвард - это не только бренд, но и прежде всего элитная плата за обучение. Например, если на Западе в среднем оплата за обучение составляет около 20 тысяч долларов США, то в двух вышеназванных университетах ее размер от 40 тысяч. Возвращаясь к нам, напоминаем, что около 100 тысяч юных казахстанцев ежегодно становятся первокурсниками. Наша молодежь учится не только на родине, но и за рубежом. Так, с 1994 по 2004 год по программе “Болашак” за границей обучились 785 человек, а с 2005 года ежегодно более 3000 молодых казахстанцев выезжают за рубеж для получения высшего образования.
При этом до 30 процентов из числа наших абитуриентов, уезжающих за рубеж, поступают в российские вузы. А около 50 процентов казахстанских выпускников, выбравших иностранные вузы, едут на учебу в университеты Европы и Северной Америки - в США, Великобританию, Германию, Францию, Канаду и Чехию, а также в Турцию. С недавнего времени популярными среди наших студентов стали вузы Китая, Кореи, Японии и Малайзии.
Почему в странах постсоветского пространства число учащихся в колледжах и техникумах сокращается год от года, а выпускников вузов растет? Вы слышали о таком предприятии, на котором инженеров было бы больше, чем рабочих? Для предприятий реального сектора экономики нужно большее количество “синих воротничков”, мастеров и квалифицированных рабочих, нежели “белых воротничков” - управленцев.
Наши рекрутинговые и кадровые агентства говорят о дефиците квалифицированных кадров со среднеспециальным образованием. Зато система казахстанского высшего образования выпускает конвейерным методом бакалавров и магистров, которые после окончания вуза к работе на производстве попросту не готовы.
Насколько кризис отразится на готовности казахстанских родителей платить за обучение своих детей в университетах? Этого пока точно никто сказать не может. Но, возможно, кто-то скоро пересмотрит приоритеты и захочет получить сначала специальность, которая станет гарантией стабильного заработка? Квалифицированные кадры по рабочим специальностям всегда востребованы на рынке труда, как и парикмахеры или технические специалисты. Одним словом, не диплом вуза залог высокого заработка, а практические профессиональные навыки.
А как у них?
В Европе удачная карьера означает не столько диплом престижного вуза, сколько то рабочее место, которое приносит доход. В разных европейских странах, по статистике, доля студентов в возрастной группе от 18 до 25 лет становится все меньше. Например, в Германии в 2006 году 51 процент молодых людей обучались в вузах, а в 2013-м - уже 48. В Великобритании доля студентов за этот же период сократилась с 64 до 59 процентов, а во Франции - с 62 до 56. Этим индустриальным странам нужны не только умные головы, но и золотые руки. При этом там никто не считает, что отсутствие диплома - это какой-то недостаток или упущение. Более того, в развитых странах профессиональное обучение находится сейчас в центре образовательной системы.
Германия
По результатам оценок начальной школы ученики делятся на три категории. Те, кто получил низкие баллы, отправляются в Hauptschule (главную школу) на пять лет. По ее окончании они получают профессиональное образование и работают на тех должностях, где будет достаточно низкой квалификации.
Большая часть учеников поступает в Realschule (реальную школу). За шесть лет обучения они получают профессиональную подготовку в таких сферах, как промышленное производство, сельское хозяйство, торговля, обслуживание, государственная служба. Наконец, отличники продолжают учебу в Gymnasium (гимназия). В последнем классе школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur), которые дают им право поступать в университеты.
Франция
Дети от 6 до 10 лет учатся в начальной школе. Далее идет среднее образование, которое они получают в два этапа. Сначала четыре года обучения в колледже, затем школьники переходят в лицей, дающий профессиональную подготовку. Учеба в лицеях делится на три типа: общий, технологический и профессиональный. На первых двух обучаются три года, и потом студенты сдают экзамен на степень бакалавра, дающую право на поступление в вуз. В профессиональном лицее учатся два года без права на дальнейшее обучение.
В университеты принимают всех абитуриентов, имеющих диплом бакалавра (“бак”). Как правило, после первого курса около половины студентов отчисляются за неуспеваемость. Самыми престижными вузами во Франции считаются Высшие школы (Les Grandes Ecoles). В них готовят профессионалов в административной, социальной и технологической сферах. Поступить в Высшую школу весьма трудно - для этого надо выдержать специальные вступительные экзамены. Однако у выпускников Les Grandes Ecoles складывается, как правило, очень успешная карьера.
США
По окончании 12-го класса High school (высшей школы) абитуриенты поступают в колледжи, дающие профессиональную подготовку. В США около 1,5 тысячи колледжей с 2-летним сроком обучения (до 21 года) и более двух тысяч колледжей с 4-летним сроком обучения (до 23 лет). К ним относятся и некоторые университетские факультеты, дающие профессиональную подготовку.
После 4-летнего обучения в колледжах или университетах студенты получают степень бакалавра. Однако высшее образование начинается с уровня магистратуры (степени магистра и доктора философии). В США всего 160 университетов, из них наиболее престижными считаются восемь университетов “Лиги плюща”, расположенных в северо-восточных штатах.
http://np.kz/obrazov/18350-bolshe-rabochih-ruk.html
|