Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » Больше рабочих рук
3:09 AM
Больше рабочих рук

    Айгуль Жилкишина
Согласно статистике, ежегодно 70 процентов выпускников нашей страны поступают в вузы. В соседних России и Китае 90 и 30 процентов абитуриентов получают высшее образование. Рецессия в российской экономике тому причина или нечто другое, но в январе этого года в РФ утверждена концепция развития образования на 2016 - 2020 годы, главной идей которой стало сокращение количества вузов. К примеру, к 2020 году планируют закрыть до 40 процентов вузов и 80 процентов их филиалов. Отразится ли замедление темпов экономического роста на казахстанском высшем образовании или все останется в прежнем режиме?

Возможно, оптимизация вузов в России и будет проведена, но не в таком радикальном масштабе, хотя бы потому, что без работы может остаться огромное число преподавателей, полагает проректор КазНУ имени аль-Фараби Дархан Ахмед-Заки. Даже в сложные 90-е годы у нас вузы не закрывались в массовом порядке. Однако то, чего так долго добивались некоторые наши вузы, а именно возможности самостоятельно зарабатывать научной деятельностью, теперь, скорее всего, станет легче осуществить. Тем более что в новых экономических реалиях потребуется реорганизация сферы высшего образования. 
Как известно, высшее образование условно разделяется на элитное и массовое. Причем ниша первого на казахстанском рынке образовательных услуг занята в основном частными университетами. Именно они специализируются на преподавании в таких профильных специальностях, как менеджмент, экономика, финансы и другие. А государственные вузы занимаются массовым образованием. Они должны быть организованы по принципу исследовательского университета - их характеризует так называемый science out coming, или научный выплеск. В экономическом смысле это значит, что все реализуемые научные проекты в идеале должны позволить таким вузам не только самоокупаться, но и приносить прибыль. 
Под западным элитным образованием подразумеваются не столько результативность научных исследований и качество образования, сколько другой уровень финансирования. Кембридж и Гарвард - это не только бренд, но и прежде всего элитная плата за обучение. Например, если на Западе в среднем оплата за обучение составляет около 20 тысяч долларов США, то в двух вышеназванных университетах ее размер от 40 тысяч. Возвращаясь к нам, напоминаем, что около 100 тысяч юных казахстанцев ежегодно становятся первокурсниками. Наша молодежь учится не только на родине, но и за рубежом. Так, с 1994 по 2004 год по программе “Болашак” за границей обучились 785 человек, а с 2005 года ежегодно более 3000 молодых казахстанцев выезжают за рубеж для получения высшего образования. 
При этом до 30 процентов из числа наших абитуриентов, уезжающих за рубеж, поступают в российские вузы. А около 50 процентов казахстанских выпускников, выбравших иностранные вузы, едут на учебу в университеты Европы и Северной Америки - в США, Великобританию, Германию, Францию, Канаду и Чехию, а также в Турцию. С недавнего времени популярными среди наших студентов стали вузы Китая, Кореи, Японии и Малайзии.
Почему в странах постсоветского пространства число учащихся в колледжах и техникумах сокращается год от года, а выпускников вузов растет? Вы слышали о таком предприятии, на котором инженеров было бы больше, чем рабочих? Для предприятий реального сектора экономики нужно большее количество “синих воротничков”, мастеров и квалифицированных рабочих, нежели “белых воротничков” - управленцев. 
Наши рекрутинговые и кадровые агентства говорят о дефиците квалифицированных кадров со среднеспециальным образованием. Зато система казахстанского высшего образования выпускает конвейерным методом бакалавров и магистров, которые после окончания вуза к работе на производстве попросту не готовы. 
Насколько кризис отразится на готовности казахстанских родителей платить за обучение своих детей в университетах? Этого пока точно никто сказать не может. Но, возможно, кто-то скоро пересмотрит приоритеты и захочет получить сначала специальность, которая станет гарантией стабильного заработка? Квалифицированные кадры по рабочим специальностям всегда востребованы на рынке труда, как и парикмахеры или технические специалисты. Одним словом, не диплом вуза залог высокого заработка, а практические профессиональные навыки. 

А как у них?
В Европе удачная карьера означает не столько диплом престижного вуза, сколько то рабочее место, которое приносит доход. В разных европейских странах, по статистике, доля студентов в возрастной группе от 18 до 25 лет становится все меньше. Например, в Германии в 2006 году 51 процент молодых людей обучались в вузах, а в 2013-м - уже 48. В Великобритании доля студентов за этот же период сократилась с 64 до 59 процентов, а во Франции - с 62 до 56. Этим индустриальным странам нужны не только умные головы, но и золотые руки. При этом там никто не считает, что отсутствие диплома - это какой-то недостаток или упущение. Более того, в развитых странах профессиональное обучение находится сейчас в центре образовательной системы. 

Германия
По результатам оценок начальной школы ученики делятся на три категории. Те, кто получил низкие баллы, отправляются в Hauptschule (главную школу) на пять лет. По ее окончании они получают профессиональное образование и работают на тех должностях, где будет достаточно низкой квалификации.
Большая часть учеников поступает в Realschule (реальную школу). За шесть лет обучения они получают профессиональную подготовку в таких сферах, как промышленное производство, сельское хозяйство, торговля, обслуживание, государственная служба. Наконец, отличники продолжают учебу в Gymnasium (гимназия). В последнем классе школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur), которые дают им право поступать в университеты.

Франция
Дети от 6 до 10 лет учатся в начальной школе. Далее идет среднее образование, которое они получают в два этапа. Сначала четыре года обучения в колледже, затем школьники переходят в лицей, дающий профессиональную подготовку. Учеба в лицеях делится на три типа: общий, технологический и профессиональный. На первых двух обучаются три года, и потом студенты сдают экзамен на степень бакалавра, дающую право на поступление в вуз. В профессиональном лицее учатся два года без права на дальнейшее обучение.
В университеты принимают всех абитуриентов, имеющих диплом бакалавра (“бак”). Как правило, после первого курса около половины студентов отчисляются за неуспеваемость. Самыми престижными вузами во Франции считаются Высшие школы (Les Grandes Ecoles). В них готовят профессионалов в административной, социальной и технологической сферах. Поступить в Высшую школу весьма трудно - для этого надо выдержать специальные вступительные экзамены. Однако у выпускников Les Grandes Ecoles складывается, как правило, очень успешная карьера.

США
По окончании 12-го класса High school (высшей школы) абитуриенты поступают в колледжи, дающие профессиональную подготовку. В США около 1,5 тысячи колледжей с 2-летним сроком обучения (до 21 года) и более двух тысяч колледжей с 4-летним сроком обучения (до 23 лет). К ним относятся и некоторые университетские факультеты, дающие профессиональную подготовку.
После 4-летнего обучения в колледжах или университетах студенты получают степень бакалавра. Однако высшее образование начинается с уровня магистратуры (степени магистра и доктора философии). В США всего 160 университетов, из них наиболее престижными считаются восемь университетов “Лиги плюща”, расположенных в северо-восточных штатах.
http://np.kz/obrazov/18350-bolshe-rabochih-ruk.html

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 674 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 5:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru