Ольга Любимова Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36 01/09/2015
Мария Зверева / АиФ-Казань
Драматург Рузаль Мухаметшин о правильных конфликтах и детских секретах
Пьесы, сочинённые подростками, впервые поставили казанские театры. Под руководством известных драматургов их написали обычные ребята — не отличники и не победители олимпиад. Так, в течение недели появился спектакль-альманах на русском, татарском языках. 29 августа его показали в театре Камала и ТЮЗе.
Какие вопросы волнуют сегодня подростков, почему они самые лучшие люди на земле, и появится ли в Татарстане новый Туфан Миннуллин — об этом и многом другом в интервью «АиФ-Казань» рассказал один из наставников лаборатории, поэт, драматург Рузаль Мухаметшин.
Внук шахтёра
— «Классная драма» в Татарстане прошла впервые. Что вам дал этот проект?
Фото: АиФ-Казань/ Фото из личного архива.
— В театральной лаборатории участвовали 17 ребят. У меня было три подопечных — они писали пьесы на татарском языке. Я удивлён, насколько неординарно, глубоко мыслят дети. Получил очень хорошую энергию от них, понял, что нашим ребятам стоит верить.— Ваш коллега по проекту драматург Юрий Клавдиев говорит, что подростки — самые лучшие люди на земле.
— Я поражён ими! Мне как поэту и как работнику редакции часто приходится бывать в школах, встречаться с детьми, выступать перед ними. В большинстве случаев ухожу с грустью. Дети какие-то загнанные, напуганные, без искры в глазах. Я думал, что здесь будет приблизительно то же самое. Что ребятам ничего не интересно, кроме Интернета. Ведь собрались совершенно разные люди, разного статуса… Но как они тут объединились! И работали вместе, и развлекались. Очень радостно было наблюдать за ними.
Досье
Рузаль Мухаметшин родился в 1989 году в Кукморском районе РТ. Окончил Татарский гуманитарно-педагогический университет. Работает в редакции журнала «Безнен мирас». Лауреат премии имени Мусы Джалиля за книгу стихов «Каралама» («Черновик»). Автор либретто оперы «Ак буре».
Они пока настоящие. В жизни этих ребят есть то, что им нравится, и то, что не нравится. У них эти грани чёткие. К сожалению, со временем эти чувства теряются. Может быть, мы, взрослые, уже не понимаем, что такое хорошо и что такое плохо. А они пока не хотят мириться с ложью, с тем, чего не приемлют…
— Какие темы ваши ребята выбрали для своих пьес?
— Очень серьёзные. Разиль Самигуллин, например, написал пьесу про то, как мальчик — внук шахтёра-татарина, в 30-е годы уехавшего в Донецк, перебирается после событий на Украине, с мамой в Татарстан. Он полон радости, мечтаний, потому что наслышан от дедушки, очень скучавшего по родине, что есть такой прекрасный край. И вот парень возвращается, но его уже не принимают здесь. Считают фашистом, бандеровцем… На этом строится конфликт пьесы. Мне она представилась огромной трагедией. Вспомнилась «Зенгер шэл» (« Голубая шаль») Карима Тинчурина. Её герой Булат тоже шахтёр. Неужели его внука ждала такая судьба?
Другой мой автор Танзиля пишет про то, как девушка, повзрослев, узнаёт, что она приёмный ребёнок. Хочет найти свою маму, узнать, почему она отказалась от неё. Оказывается, что в тот день рожали три женщины с одинаковой фамилией. Она старается узнать, кто из них её мама. И, в конце концов, встречается с ней… Пьеса Гулюсы о крупном бизнесмене, которому неожиданно ставят страшный диагноз. Он узнает, что через месяц умрёт. Хочет провести это время в тишине наедине с молодой женой. Но жена к этому не готова, она сбегает от него. И бизнесмен перед лицом смерти подводит итоги: что он сделал в жизни, зачем… У него, казалось бы, есть всё. Но это всё некому оставить. Он вспоминает, что в молодости у него была краткосрочная женитьба. После рождения ребёнка они с женой расстались. Бизнесмен решает найти этого сына.
Стихи без рифмы
— Какова степень вашего участия в создании этих пьес?
— Я корректировал тексты, чтобы ребята верно строили конфликт, чтобы пьесы были правильными с точки зрения структуры. А что произойдёт по ходу пьесы, решают сами дети. Мы вместе придумали синопсис — то, с чего начинается пьеса, что там происходит и чем она приблизительно закончится. На основе этого они работают.
— Есть надежда, что у нас появится новый Туфан Миннуллин?
— Очень надеюсь на это. Конечно, не все 17 человек станут драматургами. Но хотелось бы, чтобы среди них обязательно были те, кем мы в ближайшем будущем могли бы восхищаться. Плюс к своим способностям они получили на этом проекте бесценный опыт. Я им просто завидую. В 13 — 15 лет прочувствовали весь процесс создания пьесы.
— Кем вы считаете себя — драматургом, поэтом?
— Для меня выше всего слово «поэт». Поэт — это и драматург, и прозаик, и публицист. Шекспир, Лопе де Вега, Карло Гоцци писали свои пьесы в стихах. У поэта Тукая прекрасная публицистика, замечательные прозаические произведения. Пушкина мы считаем прежде всего поэтом, хотя его проза, на мой взгляд, ничуть не хуже его поэзии.
Среди моих ребят нет таких, кто хотел бы писать в стихах. Наверное, это и не столь необходимо сейчас. Но поэзия не уходит — она просто при¬обретает другую форму. Я с удовольствием знакомлюсь с творчеством Киры Малининой, с которой мы вместе работали в проекте. Я бы не сказал, что её драматургия — не стихи. Да, в них нет рифмы. Но ритм, образность остались.
Без посредников
— О чём бы написали пьесу вы?
— Сейчас в Татарстане популярно совершать хаджи. Это уже превратилось в моду. Я написал пьесу об этом, она сейчас находится на рассмотрении в театре Камала. Чтобы стать хаджи, необязательно совершать хадж, и наоборот, если ты совершил хадж, это ещё не означает, что ты стал хаджи.
Я рос с дедушкой и бабушкой, которые были потомками мулл, помнили досоветские времена, читали намаз, держали пост. Я, конечно, перенял у них какие-то обычаи, но сам пока не стал религиозным человеком. И не хотел бы, чтобы церковь и мечеть выполняли роль министерства пропаганды. Лично меня это отталкивает. Считаю, для того чтобы верить в бога, необязательны посредники. Есть бог, есть я и есть путь, который я совершаю к нему, стараясь не нарушать те заповеди, о которых он говорит в каждой святой книге.
Прямая речь
Разиль Самигуллин, участник проекта «Классная драма», ученик гимназии № 17 Казани:
— Когда пишешь пьесы, начинаешь на каждую мелочь обращать внимание. Вот сегодня хорошая погода, на небе всего одна тучка. Кому-то это всё равно. А ты можешь на основе такой маленькой детали написать пьесу…
Своей драмой, которую я сочинил на проекте, я хочу сказать: совсем неважно, кто ты по национальности: русский или татарин, чуваш или украинец. Мир делится только на два типа людей: на добрых и злых.
http://www.kazan.aif.ru/culture/person/klassnaya_drama
|