7 апреля 2016, четверг, 00:00
Руслан Ескендир
Международное исследование оценки читательской компетенции PIRLS-2016 (Progress in International reading Literacy Study) проводится в 50 странах мира. Казахстан впервые принимает участие в этом проекте. Международной выборкой для участия в мероприятии из 7160 государственных средних школ РК отобрано всего 172 учебных заведения нашей страны. В этом году в исследовании принимают участие 250 тысяч школьников младших классов со всего мира. В их числе 5008 казахстанских четвероклассников.
– Проект предусматривает равные условия для всех стран – участниц проведения тестирования. Каждый участник исследования получает два текста. Это художественный, как правило, забавная история или сказка, и текст научно-популярного направления, к примеру рассказы о животных. Результаты чтения оцениваются с двух позиций – приобретение литературного читательского опыта и чтение с целью освоения и использования информации, – рассказывает национальный координатор проекта Айдана Капсылыкова.
Одновременно в анкетном опросе исследования принимают участие родители четвероклассников, классные руководители и директора школ. По словам учителя начальных классов школы-гимназии № 5 Алматы Татьяны Рыбниковой, чей класс принимает участие в проекте, это исследование поможет в значительной степени узнать уровень чтения не только учеников, но и среднестатистического казахстанца. Педагог отмечает, что, по ее наблюдениям, в обществе значительно назрела проблема того, что не только дети, но и большинство населения перестало читать книги, предпочитая в качестве источника информации и знаний Интернет или телевидение.
– Я заполняла анкеты, предназначенные для классного руководителя. Вопросы были порой сложными, над которыми следовало подумать. Согласно исследованию, мне нужно знать как классному руководителю, сколько времени ребенок тратит на чтение дома, в классе, на чтение во внеурочное время и на других предметах. Много вопросов, касающихся меня как учителя: стаж работы, методы и приемы моей работы, – сказала Татьяна Рыбникова.
По словам педагога, все же сравнивать нынешних детей с предыдущим поколениями было бы некорректно. Раньше книга была единственным источником получения знаний, а в нынешнюю эпоху глобализации – нет. Кругозор современных детей значительно шире, так как они бывают за рубежом, пользуются разнообразными передовыми гаджетами, компьютерами и технологиями.
Выполненные тестовые задания исследования будут опечатаны и опломбированы, затем их направят в Астану. Казахстанские эксперты отсканируют их для дальнейшего собственного изучения, затем весь материал будет направлен в Нидерланды.
Международное исследование проходит в Казахстане с 4 апреля и продлится до конца месяца. Результаты будут опубликованы в декабре 2017 года. Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений учащихся (IEA) – координатором исследования PIRLS – будет также представлен анализ степени влияния внешних факторов на уровень читательской грамотности школьников младших классов.
Стоит отметить, что исследование проводится один раз в пять лет. Первый проект был реализован в 2001 году с участием 35 стран мира. С тех пор на протяжении прошедших трех циклов лидирующие позиции в исследовании занимают такие страны, как Гонгконг, Российская Федерация и Сингапур.
Руслан ЕСКЕНДИР, Алматы
http://liter.kz/ru/articles/show/18835-kazahstanskih_shkolnikov_proveryayut_na_gramotnost_chteniya
|