Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2018 » Февраль » 23 » Как воспитать патриота
2:16 AM
Как воспитать патриота

Программа «Рухани жаңғыру» помогает эффективно строить воспитательную работу коллективу алматинского лицея № 134, где учатся одаренные ребята, проявляющие особые успехи в изучении точных наук.
 
Алматинский лицей № 134 – школа особенная: здесь нет начальных классов, она сформирована из учащихся старшего звена, начиная с девятиклассников, которые прежде чем попасть в лицей, проходят серьезный отбор, подтверждающий их склонность к точным наукам.
– А как же тогда строить воспитательную работу, ведь математика, в отличие от той же литературы, например, не располагает к задушевным беседам? – задаю я вопрос директору лицея Вячеславу Геор¬гиевичу Шилееву.
– Математика может быть не менее интересной и не менее эмоциональной, чем литература. Ведь когда ученик, решая какую-нибудь сложную задачу, находит правильный ответ, он испытывает огромную радость. Это своего рода страсть, стремление к поиску истины, к открытию. Это стремление мы и стараемся пробудить в наших учениках, чтобы в них жила решимость идти до конца, а если порой кажется, что дорога тупиковая, то найти в себе силу и мудрость пойти по другой. И пока в человеке есть эта искра, будут и открытия, и озарения.
Хотел бы подчеркнуть и еще одну не менее важную деталь – мы всегда говорим нашим воспитанникам: вы можете и не стать физиками или математиками, но человеком, личностью быть обязаны. Поэтому самое главное направление работы всего коллектива нашего лицея – это формирование самодостаточной личности с глубоким уважением к традициям своего народа, его истории, воспитание гражданственности и патриотизма. То, на что нацеливает нас программа «Рухани жаңғыру», которая сейчас реализуется в стране по инициативе нашего Президента.
И делается это практически на каждом уроке, ведь к нам приходят ребята из разных школ, с разным уровнем подготовки, поэтому на куратора класса сразу ложится довольно сложная задача – сформировать из этой разрозненной массы дружный, работоспособный коллектив.
Ну а чтобы они не замыкались в рамках точных дисциплин, большое внимание мы уделяем культуре, стремимся воспитать в учениках чувство прекрасного, поэтому наши воспитанники часто бывают в театрах, на выс¬тавках, музыкальных вечерах. Другими словами, мы стремимся, чтобы они росли гармонически развитыми личностями.
– Тем более что сейчас Казахстан, как и весь мир, стремительно меняется, растет «оцифрованное» поколение новой формации.
– Безусловно, и мы обязательно учитываем это и в нашей воспитательной работе. В лицее есть хорошая традиция уважительного отношения друг к другу – как учителей к ученикам, так и ребят к своим наставникам. И этот сплав знаний и человеческих качеств помогает нашим выпускникам поступать в высшие учебные заведения не только Казахстана, но и всего мира. Сегодня среди наших воспитанников есть студенты Кембриджа, Оксфорда, Московского государственного университета, вузов Сингапура, Чехии… То есть палитра огромная. Причем подавляющее число ребят получают гранты, то есть учатся бесплатно, что говорит о высоком уровне подготовки.
Расскажу одну историю. Был у нас ученик, неплохой математик, но вот историей Казахстана никак не хотел заниматься, отговариваясь тем, что потом, дескать, это ему не пригодится. Окончил школу, поступил в один из российских вузов, и проучившись год, приехал сюда на каникулы. Так во время встречи с преподавателями особенно благодарил учителей истории. Дело в том, что в университете было предложено написать семестровую работу, касающуюся вопросов взаимоотношений России и Казахстана, и, как он говорил: я вспомнил, чему вы меня учили, написал об этом, и мне автоматом поставили «отлично». Причем его работа была признана лучшей...
Это еще раз подтверждает старую добрую истину о том, что знаний лишних не бывает.
Так считает и учитель литературы Ирина Александровна Бурдина.
– В нашем лицее мы делаем все, чтобы ребята чувствовали себя взрослыми, умными, востребованными и умели потом реализоваться во взрослой жизни. Есть ученики, которые, скажем так, не хватают звезд в сфере физики или химии, но они талантливы в чем-то другом, поэтому мы стараемся воспитать личности, которые четко знают, что им в жизни нужно, зачем это нужно и как к этому прийти. Я в лицее работаю третий год, и у меня есть ученики, которые талантливы не только в точных науках, но и в литературе. Например, Ольга Петрова, которая каждый год занимает призовые места в районных и городских олимпиадах по русскому языку и литературе, хотя учится в экономическом классе, где усиленные математика и география.
Есть ребята, которые пишут стихи, и мы всячески это поощряем. В конце прошлого года моя ученица Лада Стремлина ездила в Москву на международный конкурс художественного перевода. Там им давались стихи на английском языке, и нужно было не только их перевести, но и представить перевод в стихотворной форме. Она завоевала первое место, причем девочка учится в классе, где усиленные химия и биология. Более того, насколько я знаю, Лада планирует связать свою жизнь с биологией и медициной, а отнюдь не литературой. Тем не менее, если есть желание глубже узнать литературу, мы это поддерживаем.
– При этом не надо забывать, что литература воспитывает личность, гражданственность.
– Поэтому и считается, что литература – самый трудный предмет. И вот почему. Скажем, мы выучили правила по русскому языку и их применяем, на математике выучили формулы, их тоже применяем. А по литературе познакомились, например, с духовными исканиями Базарова, а как это применить на практике? Поэтому литература по шкале трудности имеет 11 баллов, как математика, потому что мы учим одно, а применяем эти знания совсем в другой области. Но вы правы в том, что литература помогает формировать патриотов, воспитывает толерантность. Вот недавно мы проходили «Донские рассказы» Шолохова и начинали с «Родинки». Это трагическая история о том, как во время гражданской войны отец убивает своего сына. И я десятиклассникам на этом примере стараюсь показать, насколько опасны, жестоки и бесчеловечны любые религиозные и межнациональные распри, которых, к сожалению, немало в современном мире.
Наш Казахстан – многонациональное государство, у нас проживает свыше 100 этносов, очень много смешанных браков, и порой мы уже сами не понимаем, какой мы крови, поэтому очень важно всем жить в мире и согласии. Надо быть интернационалистами, уметь отличать добро от зла, уметь противостоять злу. Своих учеников мы воспитываем, как сегодня модно говорить, с открытой траекторией развития. Очень помогает в этом и программа «Громкие чтения», которую мы регулярно проводим уже не один год совместно с журналом «Открытая школа».
В последний раз в гостях у ребят побывали такие известные личности, как народный писатель Казахстана Олжас Сулейменов, российская писательница Ольга Громова, которая представляла свою книгу «Сахарный ребенок», а актриса Государственного академического театра драмы для детей и юношества имени Наталии Сац Ольга Бобрик читала ребятам рассказ «Свеча горела» российского писателя-фантас¬та Майка Гелприна. Консул же Генерального консульства Российской Федерации в Алматы Ирина Переверзева поговорила со школьниками о роли культуры в развитии общества.
– Ирина Александровна, как известно, в далекие «оттепельные» времена был очень популярен спор физиков и лириков. Но вот парадокс: из физиков получались великолепные лирики и наоборот.
– Видите ли, что касается точных наук, то это прежде всего логика, стройность и неординарность мышления. Ведь жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора. И я стараюсь научить своих учеников, чтобы они делали этот выбор осознанно. Чтобы сомневались во всем, что не проверено и подлежит проверке. А еще чтобы работали как положено, полностью отдаваясь делу. В современном стремительно меняющемся обществе будут вос¬требованы только широко образованные, интеллигентные люди.
И наша учительская задача – не просто втиснуть в ребят определенный объем знаний, а научить их самим учиться. Воспитать их как личностей. Только в таком случае и они сами, да и общество в целом, смогут позитивно развиваться и уверенно продвигаться в будущее...
АВТОР:
Елена Брусиловская
12:10 , 22 Января 2018
http://www.kazpravda.kz/fresh/view/kak-vospitat-patriota1/

Категория: Хочу все знать | Просмотров: 817 | Добавил: collegy | Теги: лицей № 134 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru