Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2008 » Февраль » 18 » Старые мысли о главном
3:32 AM
Старые мысли о главном
Литер
 http://www.liter.kz
Вчера в Алматы прошел второй семинар по проблемам развития системы образования Казахстана
Научно-методологическое мероприятие республиканского масштаба на сей раз было посвящено состоянию и задачам педагогической науки страны. Единственным выступающим перед огромной аудиторией работников вузов, школ, ученых и соискателей был президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов. Судя по его объемному выступлению, казахстанская педагогика успехами не блещет. И не потому, что толковых исследователей нет, а скорее из-за крайне низкого финансирования педагогической науки со стороны государства.
Известно, что фундаментальные исследования являются двигателем развития той или иной сферы жизнедеятельности. В противном случае развитые страны не выделяли бы миллиарды на их научное изучение. Уровень образования в государстве – исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. А без педагогической науки создать безупречно работающую систему образования невозможно.
На сегодняшний день основным исследователем в области образования в нашей стране является Казахская академия образования им. Алтынсарина и несколько небольших институтов, входящих в ее состав. Казалось бы, задел есть. А значит, должны быть и результаты. Но если взглянуть на объемы финансирования педагогической науки, можно сделать соответствующие выводы.
В целом по Казахстану для проведения фундаментальных исследований в 2007 году государство выделило более 2,5 млрд тенге. Из них на проведение научных работ в области гуманитарных наук – чуть больше 480 млн тенге, в том числе на образовательную часть – порядка 28 млн. Это всего 1,05 процента от общего объема финансирования фундаментальных исследований, или 5,8 процента от средств, выделенных на работу с гуманитарными науками.
На прикладные исследования в области образования в ушедшем году было выделено 138 млн тенге, из которых 55 процентов ушли на содержание разных республиканских организаций.
Для сравнения, в России только Российской академии образования (РАО) правительство на научные исследования предоставило 440 млн рублей, что эквивалентно 2 млрд 200 млн тенге. Примерно такая же ситуация сложилась и в Украине. Значительно больше, чем в Казахстане, на исследования в области образования тратит и Беларусь. Иными словами, финансирование педнауки в Казахстане в 20 раз меньше, чем объем содержания двух НИИ России и в 40 (!) раз меньше, чем двух НИИ Украины.
По словам Аскарбека Кусаинова, в нашей стране по госзаказу предусмотрено выполнение 41 прикладного научно-исследовательского проекта учеными 19 академий, университетов, институтов и центров. На выполнение работ в 2007 году было выделено 62 млн тенге, то есть по 1,5 млн тенге в год на каждый проект. Месячный фонд заработной платы исполнителей госзаказа составляет 75 тысяч тенге. Без комментариев.
А самое парадоксальное, что и проводимые ныне исследования не охватывают все ступени образования. Например, по данным президента Академии педагогических наук, не ведется ни одного проекта по изучению проблем профессионально-технического образования и образования в колледжах. Дошкольному образованию посвящено всего одно исследование, и два проекта охватывают послевузовское образование.
– Давно известно, что по этим ступеням образования накопилось очень много проблем, и жаль, что они практически не исследуются, – говорит Аскарбек Кусаинов.
Молодые ученые под руководством научных руководителей тоже занимаются своего рода исследованиями, которые затем защищаются в виде кандидатских и докторских диссертаций. За последние 22 года в Казахстане получили ученые степени 189 докторов и 907 кандидатов наук. И здесь есть «белые пятна» – проблемам начального и среднего профессионального образования посвящено только 2 процента всех защищенных работ. Непаханое поле для потенциальных исследователей, что называется.
А с другой стороны, отмеченные пробелы означают, что педагогическая наука Казахстана работает в отрыве от педагогики практической. Следовательно, учителя школ и преподаватели вузов не имеют под рукой научно обоснованных механизмов усовершенствования своей работы. Поэтому и топчемся все время на месте – о наболевших проблемах знаем прекрасно, а как их решить – к сожалению, нет.
По мнению ученого, объем средств, выделяемых на проведение научно-исследовательских работ в области образования, нужно увеличить в текущем году до 400–500 млн тенге, а в 2009 году довести этот показатель до 800–900 млн. Целесообразно также создать при Министерстве образования и науки координационный совет для определения актуальных направлений фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, способствующих повышению эффективности проводимых реформ в области образования, разработки механизма внедрения результатов исследований в педагогическую практику. Только так можно довести качество казахстанского образования до мировых стандартов.

P.S. В ближайших номерах «Литера» читайте полный анализ состояния и перспектив казахстанской педагогической науки.

Александра Алехова,Фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Алматы
 08.02.2008    
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1232 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 5:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru