Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2011 » Сентябрь » 4 » Школьная пора
3:25 PM
Школьная пора
Почти 260 тысяч детей отправились в первые классы казахстанских школ
 
День знаний имеет важное значение для Казахстана, ведь человек и его интеллектуальный потенциал являются главным богатством страны, а образование – ключевым приоритетом.
В этом году Дню знаний было уделено особое внимание. Так, Министерство здравоохранения РК впервые провело в школах «Урок здоровья-2011», призвав школьников и родителей вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, заботиться о безопасности в быту и на дорогах. Между тем комитет дорожной полиции МВД РК объявил о начале республиканской акции «Внимание – дети!» с 1 сентября, поскольку именно сейчас резко возрастает число аварий с участием школьников. В целом для системы образования этот год знаменателен тем, что стартовала новая государственная программа развития образования. Впервые проведен Республиканский педагогический форум с участием родителей, представителей НПО, бизнес-структур. Также была проведена горячая линия с министром образования и науки, в ходе которой казахстанцы получили развернутые ответы на волновавшие их вопросы.

Первое прикосновение
Корреспондент «Литера» посетил традиционный День знаний в не совсем обычной школе
Нас встретили звонком, но не привычным, школьным, а особенным сигналом, отмечающим появление человека на территории учебного заведения. Он звенит для всех, кто проходит сквозь эти ворота – ученики, учителя, родители – многие из тех, кто гуляет по этим школьным этажам, уже привыкли жить на слух. Или на ощупь – у каждого кабинета висит табличка, где помимо привычных букв, различимых глазом, можно пальцами «прочитать», что это за помещение. А есть еще оборудование, специальные учебники, компьютеры, особенные педагоги…
Но, как и в любой другой, в алматинской специализированной школе-интернате №4 для слепых и слабовидящих детей имени Островского прежде всего воплощают в жизнь главный завет образования – встречать и учить.
– Мы не рады «первоклашкам», – отметила как-то на одном из городских мероприятий педагог этой школы, учитель истории Алма Усенбаева. – Не рады не потому, что боимся работы или нам не хочется делиться знаниями с детьми, нам чисто по-человечески больно осознавать, что большая наполняемость первых классов говорит о том, что количество незрячих и слабовидящих детей в нашей стране не уменьшается. Но учить наших ребят – удовольствие. Они умные, талантливые, схватывают все на лету и память у них прекрасная, ведь они воспринимают информацию, прежде всего, на слух и должны так много хранить в памяти, без возможности заглянуть в шпаргалку. Достаточно того факта, что ЕНТ наши воспитанники сдают на равных с обычными детьми.
После этого не попасть в спецшколу имени Островского мы не могли и буквально «вырвали» у ее директора Рахмета Нурахметова, занятого приготовлениями к началу учебного года, полчаса для экскурсии по школе и разговора об особенностях здешнего образования.
– Действительно, ЕНТ наши ребята сдают на равных условиях с выпускниками любой из городских школ, – отмечает наш собеседник. – И никаких поблажек в отношении облегчения заданий или повышения баллов нам никто не делает. Однако есть вполне обоснованная особенность сдачи ЕНТ нашими детьми – на тестировании с ними рядом сидят чтецы. Кроме того, представители вуза отмечают, что в числе абитуриентов есть люди с ограниченными возможностями. И несмотря на очевидные, казалось бы, сложности, ребята наши показывают неплохие и даже отличные результаты на тестах. Так, в этом году средний балл по ЕНТ в нашей школе составил 96,3 процента. Нашу школу в этом году покинули двенадцать выпускников и восемь из них поступили на грант. Остальные обучаются платно. Все наши дети получают высшее образование.
Однако есть другие трудности – теперь уже вузы не готовы к приему студентов с особыми потребностями. И весь материал, который дают им преподаватели, ребятам из спецшколы приходится воспринимать на слух. Поэтому после занятий наши бывшие ученики снова возвращаются в свою школу: по порыву души и с практической целью – ведь в интернате есть специальный тифло-комплекс, позволяющий незрячим на равных с обладателями здорового зрения пользоваться компьютером и перерабатывать полученную информацию. Клавиатура, оснащенная шрифтом Брайля, принтер, выпускающий тексты, непонятные непосвященному, общение и поиск материалов в Сети – сегодня все эти блага цивилизации и выход в свет доступны незрячим молодым людям пока только в своей школе. В остальном – город и область (в спецшколе обучаются дети и из Алматинской области) не готовы принять людей с проблемами зрения в свою повседневную жизнь.
Первые навыки ориентирования в школе и на улице дают незрячим и слабовидящим ребятам еще в школе на специальном предмете. Здесь детям, которые никогда не видели ни солнца, ни деревьев, ни домов, ни машин, объясняют, как выглядят и как ощущаются эти предметы.
На данный момент в школе обучается 220 детей. Сколько сядет за парты первоклассников ежегодно, решает медико-педагогическая приемная комиссия.
– По спискам, которыми мы располагаем уже сейчас, мы планируем открыть три первых класса – на казахском и русском языках и третий специализированный класс для полностью незрячих детей, которые у нас обучаются на русском языке по Брайлю, – рассказывает Рахмет Баркенович. – В обычных наших классах учатся от 8 до 12 детей. В классах незрячих – не больше шести ребят.
Нет проблем и с обеспечением ребят учебниками и дополнительными учебными материалами. В позапрошлом году с помощью спонсоров школе удалось закупить учебные и наглядные пособия на 2 млн тенге.
Образовательная программа в этой школе не отличается от любой другой городской. Разве что в обычных школах после окончания девятого класса ученики получают свидетельство о получении неполного среднего образования, учащиеся же специализированной школы для слабовидящих детей получают это свидетельство после десятого класса. Аттестат о среднем образовании – после двенадцатого. Кроме того, здешние дети оправдывают утверждение, что природа, отнимая одно, щедро награждает другим.
– У наших детей из-за отсутствия зрения очень сильно развит слух, и они у нас играют на народных инструментах, – рассказывает директор школы. – У нас есть танцевальная группа, ансамбли домбристов, баянистов, скрипачей. Много вокалистов. На фестивале «Жулдызай» наши дети взяли Гран-при. И на протяжении нескольких лет на городском фестивале для детей с ограниченными возможностями мы уверенно занимаем первые места.
Есть, правда, одна очень серьезная проблема – трудоустройство выпускников. Печальная практика такова, что как бы хорошо ни учились ребята, какими бы талантливыми они ни были, как правило, работодатели не спешат принимать на работу человека с ограниченными возможностями. А ведь путь каждого из них к школьным и вузовским успехам, каждая «пятерка» дались этим ребятам ценой тяжелейших стараний и скрывают за собой твердый характер, волю к победе. Но… такие кадры оказываются, невостребованными и практически 80 процентов выпускников спецшколы-интерната оказываются безработными. И живут с этим нерастраченным потенциалом на пособие по инвалидности.
– Мы стараемся по возможности поддержать их, – рассказывает Рахмет Баркенович. – Принимаем на работу особенно талантливых. Незрячие наши выпускники работают у нас педагогами.
Педагогический коллектив школы – сплоченный. Здесь особенный мир, свои отношения. Не менторское отношение педагога к ученикам, а скорее, родительское, заботливое. За каждого болит душа. Как сложится судьба у ребенка, как пойдет он в большой и не всегда благодушно настроенный мир. На особенном счету – специалисты для работы именно с незрячими детьми – тифлопедагоги. Эту особенную специализацию преподаватели получили еще при Советском Союзе. Потом провал в подготовке свежих кадров на долгие годы. И – надежда – возможно, в этом году эта профессия получит новую жизнь в Казахстане и отечественные абитуриенты воспримут ее с воодушевлением.

Юлия ЗЕНГ, Алматы  
http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7196&Itemid=2
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1316 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 6:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru