Аркадий Галкин Минута жизни... Много это или мало? Мгновение, скажете вы. Этим летом я узнал емкость времени, в частности всего одной минуты. Вместе с ребятами из Алматы, Астаны и других городов республики я принял участие в семинаре One Minutеs Jr. Мы должны были снять одноминутный фильм на темы о загрязнении окружающей среды, о вредных привычках и о смертельных болезнях. Каждый участник проекта делал собственный минутный фильм. Семинар и съемки проходили в Астане
С нами работали тренеры - Крис Шепп (Германия), Давид Джинджихачвили (Нидерланды), Гор Багдарасян (Армения) и Светлана Галиева (Алматы). Крис Шепп спросил: “Как вы думаете, одна минута - это мало?” Мы ответили: “Конечно, мало!” Тогда наш тренер предложил: “Закройте глаза, а я засеку минуту”. Мы закрыли глаза и начали ждать. Ждали, ждали, и мне это порядком надоело! Тут Крис сказал: “Открывайте глаза! Ну что, минута - это мало?” Я понял, что одна минута нашей жизни - это вовсе не мгновение. После этого фокуса мы начали просматривать одноминутные фильмы, которые сняли другие дети на таких же семинарах, состоявшихся в разных странах. В этих видеороликах было много интересного. Мы просмотрели кучу одноминутных фильмов, обсудили их, и после этого нам дали задание - написать сценарий. Придумали каждый по сценарию, а некоторые - по три-четыре. Учитывая, что на работу нам дали меньше часа, это было не так просто. После написания сценария каждый участник приносил свой опус тренерам и обсуждал его с ними. Наши консультанты помогали довести сценарий до блеска. Когда работы всех участников были просмотрены и обсуждены, мы перешли к следующему шагу создания фильма - к раскадровке. Нарисовав раскадровку своих фильмов, мы по той же системе показали ее тренерам. Работа кипела, и мы не заметили, как наступил вечер. На второй день был следующий этап создания фильма - собственно съемка! Нам понадобились некоторые вещи, обозначенные в сценариях, а также нужно было выбрать определенные места для съемок.
Слева направо: тренер семинара Гор Багдарасян и участники One Minutеs Jr. из Алматы - Аркадий Галкин, Настя Моргуль и Лера Мамонова
...
Читать дальше »
|
Исследования
Ирина Гайкалова Собрать ребенка в школу - головная боль родителей. Конец августа наполнен поиском школьной формы, выбором рюкзаков и канцтоваров. С каждым годом удовольствие пойти и получить бесплатное среднее образование стоит все дороже и дороже
Несколько лет назад в Казахстане была введена единая школьная форма. Риторика о нужности или ненужности этого принципа уже не ведется. Принято, и хорошо: сняты с повестки дня социальные различия в положении учеников и “выпендрежи” старшеклассников, мешающие учебному процессу, кроме того, утверждается, что форма дисциплинирует. Мы также не хотим вступать в дискуссии, нас интересует, что называется, цена вопроса. Начнем с того, что вид, цвет и составляющие формы могут слегка варьироваться в зависимости от того, что решат местные власти, но, по большому счету, форма остается единой, как того требуют рекомендации Министерства образования. В школы направлены специальные советы и рисунки, изображающие школьников - мальчиков и девочек, - в требуемой форме. Главный цвет - синий. Составляющие костюма для мальчиков классические: тройка или двойка, как получится. У девочек костюм состоит из пиджака, юбки, белой блузки, жилетки. Введение единой формы не облегчило бремя родительских кошельков. За нее тоже нужно платить, причем немало. Рынок предлагает разные варианты: киргизского, китайского, турецкого производства, а также местных производителей. Мы попытались выяснить, сколько же стоит сегодня собрать ребенка в первый класс. Необходимые вещи: костюм, канцтовары, рюкзак, спортивная форма, обувь (не только повседневная, но и кроссовки на физкультуру). По примерным подсчетам, все это обойдется родителям от 23 до 27 тысяч. Можно, конечно, заплатить как меньше, так и больше в зависимости от того, где отовариваться. Минимальный расклад для мальчика составляет более 18 тысяч тенге, для девочки - 23 тысячи тенге. Итак, из чего складываются эти суммы? Костюм-”четверку” для девочки на рынке можно приобрести за 11 тысяч тенге. Это будет пошив местного производства из ткани украинского производства - если полагаться на ответ продавца. В принципе, выглядит одежда неплохо, а что случит
...
Читать дальше »
|
Взгляд Сергея Козлова
Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить Дискуссия о нашем школьном образовании обостряется каждый год в сентябре, с началом очередного учебного года. Не стал исключением и год нынешний. В конце лета хлопоты многих родителей по поводу смены места обучения их детей активизировались, и ситуация с нашей школой вновь проявила свои некрасивые, острые формы. К нам обратилась мама одного одаренного ребенка с просьбой - сказать правду о частных школах. Куда можно устроить мальчика, чтобы дать ему реальное образование и при этом не разориться? После нашего рассказа о частных школах и гимназиях, о деньгах, которые платят в них родители, мама сказала, что это для нее нереально. - А почему Вы не хотите отдать мальчика в обычную, государственную школу? - спросили мы. - Потому что она деградировала, и там никакого образования ребенок не получит, только к наркотикам приучится, - последовал ответ. Насчет наркотиков не знаем, и вообще мама выразилась резковато, но в сути своей оценки она, к сожалению, права. Социально ориентированного государства у нас не получилось. И, скорее всего, уже не получится. А социальное расслоение идет все глубже и стремительнее и отражается прежде всего на уровне медицинского обслуживания, образования, жилищных условий. В статье 30-й нашей Конституции, день которой мы отмечали неделю тому назад, сказано: “Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях”. А получение платного образования в частных учебных заведениях, гласит Конституция, осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Но каким законом? В Законе страны “Об образовании” о порядке получения образования в частных школах не сказано ничего. Там есть лишь слова о договоре, который заключают между собой “организация образования” и воспитанник. И о типовой форме этого договора. Однако все, кто отдал своих детей в частные школы, знают, что никакого типового договора в природе нет, а есть те условия, которые установит частное учебное заведение. И государство на эти условия никакого влияния не оказывает. Так же, как и на цену, которую частная школа устанавливает. А она
...
Читать дальше »
|
№ 35 (400) от 08.09.2008 Динара БИСИМБАЕВА, Астана
В ближайшие три года для казахстанских школьников будут созданы бесплатные образовательные порталы, виртуальные он-лайн классы для подготовки к экзаменам, школьные форумы, научно-исследовательские и другие программы для саморазвития учеников. Соответствующий меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности в области электронного образования подписали Министерство образования и науки, Агентство по информатизации и связи, АО «Казахтелеком» и корейская компания EPN.
Информационные технологии пронизали все сферы жизнедеятельности человека. В настоящее время в Казахстане наряду с внедрением электронного правительства реализуется Программа снижения информационного неравенства на 2007-2009 годы. И с кого, как не со школьников, начинать «уравниловку»?
– Как вы знаете, технические знания человечества удваиваются каждые четыре месяца. Сегодня любой ученик через Интернет может получить огромное количество необходимой информации, поэтому информационные технологии становятся главным фактором развития образования, – говорит министр образования и науки Жансеит Туймебаев.
По данным главы МОН, информатизация казахстанского образования идет полным ходом. Эта работа по поручению президента Нурсултана Назарбаева ведется с 90-х годов. Сегодня 96% казахстанских школ подключены к сети Интернет, 60% школьных предметов переведены на цифровой формат, за последние три года приобретено более двух тысяч лингафонных и мультимедийных кабинетов, в которых ученики изучают государственный, русский и иностранные языки.
И, несмотря на то, что в среднем по стране на 1 компьютер приходится 21 ученик – фактически целый класс, планы по дальнейшему введению электронного образования громадные. Благодаря внедрению системы e-learning у школьников появятся условия для качественного обучения дома и в школе, снизится себестоимость учебных программ и курсов, а
...
Читать дальше »
|
№ 35 (400) от 08.09.2008 Алина ПАК, Актобе
Актюбинские бизнесмены нелегально используют труд школьников. На одной из автомоек прокуроры наткнулись на школьника, которого взяли на работу незаконно. Впрочем, в прокуратуре признают, что дети в городе неофициально работают повсюду, и сделать с этим ничего нельзя. На это их толкают сами родители.
Старшеклассник Нурлан большую часть летних каникул гнул спину на автомойке. Парнишке платили по таксе: 35% от количества вымытых автомобилей. Сколько часов в сутки он трудился, никто не знает, ведь подросток работал нелегально.
– С ним никто не заключал трудовой договор, как это положено по закону. Кроме того, его приняли на работу без медосмотра и письменного согласия родителей, – говорит помощник прокурора города Актобе Абай Иманиязов.
За это в отношении администратора автомойки «Жастар» возбуждено административное дело.
Впрочем, сам подросток к своим работодателям претензий не имеет. Прокурорам он рассказал, что в день имел от полутора до трёх тысяч тенге.
По большому счёту, нелегально работающие дети далеко не редкость. «Почти круглый год на стихийных автомойках возле рынков несовершеннолетними моются автомашины, на оптовом рынке дети торгуют и зарабатывают в качестве грузчиков. Однако доказать факт нарушения закона – задача не из лёгких: в защиту выступают сами родители, убеждая, что их дети просто помогают», – говорит Абай Иманиязов.
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=10182
|
№ 35 (400) от 08.09.2008
На футбольном поле от удара мячом в грудь скончался старшеклассник карагандинской средней школы. Как выяснилось, несчастный случай, связанный со спортивными занятиями, не единственный: подросток Жамбылской области насмерть измотал себя нагрузками в тренажерном зале.
Как пояснили в пресс-службе областного департамента внутренних дел Карагандинской области, у парня произошла остановка сердца от удара мячом в грудь. По информации полиции Жамбылской области случай гибели второго подростка произошел из-за того, что он занимался в тренажерном зале, несмотря на слабое физическое здоровье.
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=10152
|
№ 35 (400) от 08.09.2008
В Казахстане в День знаний в регионах открылись новые учебные заведения.
Новая школа-лицей на 1200 мест открылась в Астане, в Алматы открылась первая в СНГ партнерская британская школа «Хэйлибэри», в Карагандинской области в этом году будет открыто шесть школ. Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем выступлении перед учителями и школьниками сообщил, что в ближайшие годы будут построены еще 245 новых школ.
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=10150
|
Поступление в лицей и гимназии Астаны равносильно поступлению в вуз
№ 35 (400) от 08.09.2008 Динара БИСИМБАЕВА, Астана
В этом году в Астане родители будущих первоклашек испытали настоящий шок. Оказалось, что поступить в школу совсем непростое дело. Семилетние несмышленыши должны были выдержать серьезный конкурс. Дошколятам выставлялись самые недетские требования. Они должны были быстро читать, аккуратно писать, умело складывать и вычитать, а также владеть счетом до 100. Поэтому для многих поступление в лицей или в гимназию напомнило поступление в вуз.
Однако те, кто показал хорошие знания во время тестирования, не мог стать учеником элитного заведения, потому что не проходил второй этап экзамена – отборочный конкурс.
– Мы посещали Малышкину школу 9-го лицея больше года. И все это не бесплатно. А потом нам сказали, что предпочтение будут отдавать детям из их микрорайона, – говорит одна из родительниц.
Другая мама не прошедшего по конкурсу чада в этом же лицее возмутилась тем, что в школу зачислили девочку, которой исполнилось только шесть лет. Это навевает нехорошие мысли.
– Я так и не поняла, 9-й лицей – это чья-то частная школа или государственная? Такое ощущение, что всем здесь заправляет директор. Куда смотрит департамент образования и министерство?! Завуч лицея на тестировании заявила, что посещение Малышкиной школы не означает, что ребенок поступит в их школу. Но тогда почему бы не отсеивать детей уже после первых нескольких месяцев? – высказалась она.
За комментарием и разъяснением ситуации мы обратились к гл
...
Читать дальше »
|
Рена БАЛЫКОВА, президент общественной организации «Детство без границ»: – Наш телефон доверия работает уже 7 лет, и, нужно сказать, очень много тревожных звонков связано со школой. Судя по проблемам, с которыми к нам обращаются подростки, существует три основных опасных для учеников ситуации. Первая – смена школы; зачастую для ребенка это большой стресс, тут имеет место боязнь быть не принятым новым коллективом, отсюда начинаются комплексы и появляются признаки асоциального поведения. Вторая – это смена учителя, когда ребенок становится «нелюбимым учеником» нового педагога. И третье – вернувшись в школу после летних каникул, ребенок замечает, что его друзья приобретают новую компанию, возможно, криминальную. Самое страшное, что одноклассники начинают втягивать его в нездоровую среду, тут возможны и частые вечеринки с алкоголем, и употребление наркотиков. Бакыт СЫЗДЫКОВА, педагог, депутат мажилиса: – Что меня лично беспокоит как гражданина, как бывшего председателя комитета по правам детей – это опасность потери здоровья в школе. Конечно, сейчас правительство много делает для того, чтобы оснастить школы качественным оборудованием. Но, к сожалению, в стране еще остались учебные заведения, в которых элементарным санитарно-эпидемиологическим нормам не соответствуют даже парты или освещение классов, пагубно влияющее на детское зрение. По своим племянникам, которые учатся еще в начальной школе, я вижу, насколько они загружены, причем, на мой взгляд, лишними предметами, многие из которых можно сделать факультативными. Существует такое понятие, как возрастная педагогика, и, согласно ее критериям, нашу школьную программу необходимо немного разгрузить. Конечно, современные дети получают много разнообразных знаний, но какие они приходят домой после занятий? Казбек Тулебаев, директор нац. центра проблем формирования здорового образа жизни: – К сожалению, до сих пор в наших школах питание оставляет желать лучшего и где-то даже несет угрозу здоровью учеников. На сегодняшний день только в Алматы благодаря субсидиям акимата дети получают бесплатную горячую еду. Но и тут еще не все проблемы решены: денег на это выделяется немного, школы, естественно, стараясь сэкономить, заключают договоры с теми поварами, которые меньше берут, а они в свою очередь покупают дешевые продукты. Сейчас мы пытаемся добиться того, чтобы исполнительные власти по всему Казахстану взяли заботу о здоровом питании, хотя бы младших классов, на себя. Еще одна опасность – транспортная, по дороге в школы дети попадают в аварии. Зачастую родители не могут дать своим чадам хороший пример поведения на дороге. Очень часто правила дорожного движения нарушаются водителями. В этой сфере нужно тоже предпринять какие-то активные шаги. А как считаете вы?
...
Читать дальше »
|
Аксакал продал свой скот и отремонтировал сельскую школу
Житель аула Акжол Жамбылской области копил деньги несколько лет и на них отремонтировал единственную в поселке школу. Кстати, здание не ремонтировалось ни разу за сорок лет своего существования. Ежегодно продавая по сто баранов и несколько лошадей, аксакал Жахан Абжапаров скопил пять миллионов тенге. На эти средства он не только привел в порядок школу, но и установил перед входом памятник своему предку Жаугашу батыру, чье имя носит поселковое учебное заведение. Теперь «храм знаний» выглядит вполне современно, на зависть многим другим: пластиковые окна, автономное отопление и многое другое. Сельский меценат даже подарил детям из малоимущих семей портфели с учебными принадлежностями. – Я очень хотел оставить после себя хорошую память, – говорит Жахан Абжапаров, – чтобы меня помнили детишки моего аула.
В Жамбылской области, в ауле Акжол, что в глубинке Меркенского района, жители отмечают двойной праздник – День знаний и второе новоселье единственной средней школы. Здесь будут учиться 120 школьников. Это здание построили 40 лет назад. И с тех пор ни разу не делали основательного ремонта. Такой необычный подарок детям на первое сентября приготовил местный житель – 81-летний Жахан Абжапаров. На капитальный ремонт госучреждения он истратил свои кровные – без малого пять миллионов тенге. Сельчанин копил деньги несколько лет, продавая ежегодно по 100 баранов и десятку лошадей. Надеяться на помощь местных властей старец не стал. Школа носит имя его предка, поэтому смотреть, как здание превращается в аварийное, он не мог. К тому же когда-то в этом учебном заведении директорами работали его два покойных сына. – Я очень хотел оставить после себя хорошую память, – говорит Жахан Абжапаров. – Чтобы меня помнили детишки моего аула. Да и памятник нашему предку, Жаугашу батыру, уже давно нужно было поставить... Теперь в школе все по-другому. Пластиковые окна, автономное отопление. Даже медицинский кабинет открыли. В общем, к ремонту аксакал подошел основательно. И памятник Жаугашу батыру, чье имя носит сельская школа, красуется у входа. Кстати, еще один сюрприз ожидал школьников на торжественной линейке. Жахан Абжапаров подарил детям из малоимущих семей портфели с учебными принадлежностями. Местные жители в шутку называют новое школьное здание дворцом. Такой школы нет даже в самом Мерке, говорят они. Аул находится в часе езды от райцентра. Здесь проживает почти 500 человек. Половина из них – дети. Теперь бы детский сад кто построил, подумывают жители Акжола. Хотя, помимо дошкольного учреждения, сельчане мечтают о клубе, где дети могли бы заниматься художественной с
...
Читать дальше »
| |