Главная » Статьи » Великие педагоги |
Организация предметно - развивающей среды раннего развития В педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. Следует отметить идею значимости средового компонента, общую для целостных воспитательных систем прошлого и настоящего. Примерами могут служить вальдорфская педагогика, система Марии Монтессори). Ведущие идеи вальдорфской педагогики - идти за ребенком, его индивидуальными особенностями, темпами, возможностями, благоговеть перед развертывающейся в физических проявлениях духовностью и ни в коем случае не интеллектуализировать и не опережать ее спонтанного развития - проявляются, прежде всего, в организации условий, в которых должны пребывать дети. Это мягкие (пастельные) и приятные цветовые тона помещений, отсутствие ярко-красной краски во всем; округлые, сглаженные, обязательно без острых углов, формы в архитектуре и предметах; простые, но изящные вещи из натуральных материалов; недетализированные в своем оформлении игрушки (например, самодельные куклы); хорошо озелененные, с множеством цветущих растений и уютных пространств для уединения и разнообразных игр территории возле здания детского сада или школы. Педагогика Марии Монтессори в некотором отношении противоположна вальдорфской: направлена на раннее интеллектуальное развитие ребенка. Главным фактором в этом процессе является тщательно разработанный автором Монтессори-материал: система уникальных пособий, правильное в методическом отношении, использование которого позволяет эффективно развивать сенсорно-интеллектуальную сферу детей сообразно их индивидуальным возможностям. Наличие такого материала в хорошем исполнении, пространственная организация использования его детьми, продуманность хранения - та предметная среда, которая определяет успех этой системы.[1, 82] С позиции психологической науки, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: - гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; - непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов; - вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения; - интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур; - открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия; - установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.[2, 37] В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач: - создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; - предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; - ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; - активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; - ориентироваться на активные методы воздействия на личность.[3, 17] Психолого-педагогическая концепция развивающей среды разработана С.Л. Новоселовой. В основу этой концепции положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. С.Л. Новоселова также отмечает, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам: - принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры; - принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития; - принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле. Пространственная развивающая среда, по мнению С.Л. Новоселовой, включает себя совокупность подпространств: - интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра; - физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей; - игрового развития; - экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм.[4,89] Предметно-развивающая среда в группах детей раннего возраста должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей. С точки зрения полноценного образования и воспитания развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: - познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов); - эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами); - оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); - формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам); - формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями. Окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности. Предметно-развивающая среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы, овладевает действиями с предметами, усваивает их названия. Окружающая среда эмоционально воздействует на ребенка раннего возраста, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически. Список использованной литературы 1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - N5. – С.32-34. 2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - N4. – С.37-42. 3. Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста / Е.Ю. Башлай // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов / авт.-сост. В. Сотникова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - С. 17-19. 4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с. | |
Просмотров: 2142 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|