Главная » Статьи » Великие педагоги |
«Қазақтың ағартушылық мұрасы» – 2 қараша – қазақтың белгілі ағартушысы, педагог, білімсаласындағы қоғам қайраткері, мектептер ашуының ұйымдастырушысы, аудармашы Ыбырай Алтынсариннің 175 жыл мерейтойы (1841-1889) кітапханалық портрет-сабағы «Наследие казахского просвещения» - 2 ноября – 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарына (1841-1889) выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ, переводчик: библиотечный урок-портрет Слайд №1 Презентация-конспект Слайд №2 Цели: раскрыть биографический портрет выдающегося казахского просветителя, педагога, переводчика, фольклориста, этнографа Ы.Алтынсарина Задачи: расширить кругозор юных читателей в области казахского литературного наследия Библиотекарь: Сегодня вы приглашены на библиотечный урок-портрет, посвященный казахскому просветителю 19 века, составителю казахского алфавита, первому создателю киргизско-казахского учебника, организатору ряда первых школ в степных аулах, переводчику с русского и арабского на казахский язык – Ыбраю Алтынсарину, в этот юбилейный год ему исполнилось 175 лет со дня рождения. «Песни Алтынсарына, его глубоко содержательные беседы и новеллы написаны на высоком художественном уровне и в истории казахской литературы явились новыми как по содержанию, так и по форме» С.Сейфуллин Слайд №3 «Вся моя жизнь состоит в просвещении для киргизов»,- утверждал Ы.Алтынсарин Биография: Слайд №4 В три года, когда его отец погиб в бою с отрядом Кенесары Касымова, стал жить с дедом – бием Балгожа Жанбурчином, в нынешней Костанайской местности. Дед самостоятельно обучал мальчика арабской и русской грамоте. В девять лет стал учеником первой школы-интерната для казахских мальчиков, открытой в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слайд №5 Брал частные уроки и пользовался обширной библиотекой известного ученого-востоковеда председателя Оренбургской Пограничной комиссии В.Григорьева, изучал русскую литературу и труды великих мыслителей Западной Европы. Слайд №6 В 1857 г. Алтынсарин в шестнадцать лет окончил на «отлично» первую в степном крае русскую школу. Около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. Правление поручило ему открыть начальную школу (1860) для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и тогда Ы.Алтынсарин начал объезжать кочевья, объясняя цели и задачи обучения, собирал средства для открытия школы. Слайд №7 В 1864 г. на средства меценатов была открыта школа. На учебу записались 16 мальчиков, для них при школе был создан интернат. Слайд №8 С 1879 по 1889 годы Алтынсарин служил инспектором народных школ Тургайской области. По его инициативе начали работать 4 двуклассных русско-казахских училища с интернатами для казахских детей и 7 начальных волостных школ в Тургае, Актюбе, Иргизе, Троицке, первые школы для девочек-казашек, казахская учительская семинария в Орске. Слайд №9 Совершенно новым и прогрессивным было создание ремесленных отделений при школах, самостоятельных ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ. В них казахская молодежь обучалась кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делу, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам, земледелию и др. Он заботился о создании библиотек при каждой школе. Слайд №10 Ыбрай Алтынсарин взялся за создание первого учебника на казахском языке, в котором соединилось занимательность с научностью: «Киргизская хрестоматия» (1879), где использовал новый казахский алфавит на основе русской графики. И книга для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку». Слайд №11 Отрывки из письма Н.И.Ильинскому, 1876г. 3 декабря -«Вчера начал свою книжку для первоначального чтения на киргизском языке… Для киргизских мальчиков, по моему мнению, более идут остроумные анекдоты, загадки, рассказы наставительного характера или о чем-нибудь таком, которое возбудило бы любопытство, например, вроде превращений шелковичных червей, бабочек. Устройства себе жилищ бобрами и тд. Песни я буду подбирать, если можно будет, из киргизских. Во второй же книжке я бы желал поместить рассказы о явлениях и силе природы, исторические, географические, одним словом, научные, но вместе занимательные… какой Ваш взгляд на мою объяснительную программу.» Отрывки из письма В.В.Катаринскому, 1879г., 27 декабря «Многоуважаемый Василий Владимирович! … тревожусь относительно последствий нашего проекта о новых школах. Поначалу дело казалось успешным, но делается у нас в Областном-то правлении что-либо к устройству этих школ;… весь успех просвещения киргизов зависит от скорого по возможности исполнения… и поторопите с устройством предположенных училищ… Наши молодые учителя в Иргизе и Тургае ведут дело недурно; я ими доволен… .» Слайд №12 Одновременно с первыми литературными опытами Ы.Алтынсарин постигал основы научного исследования. В 1870 г. Создал этнографические работы: «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «О похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства» Слайд №13 Тема просвещения, ей посвящены такие стихи: «Давайте, дети учиться!», «Строит дивные дворцы…» В них поэт высказал мысль, что истинное богатство человека – его знания. Ученье даст вам счастье. Оно озарит, как свет, Каждое ваше желанье Яркий оставит след… Ученье схоже с алмазом. Сила его растет. К грамотному человеку Булат на поклон идет. Игорь ученик 9 «А» класса читает стихотворение «Кел, балалар, оқылық!» о просвещении для молодежи. Слайд №14 Размышления о смысле жизни человека, его нравственном облике привели поэта к созданию стихотворений, в которых даны советы, наставления молодежи. Аяулым ученица 5 «В» класса читает отрывок из стихотворения – назидания молодежи о порецании взяточничества и бесчестия. Ыбрай Алтынсарин очень любил природу своего края и восхищался ею день изо дня. Слайд №15 Увидел скрытое в самых обыденных явлениях: «Лето» (преобразования природы, связанные с временами года) Всё примечает жадный слух и взгляд: Игривый бег задорных жеребят, Верблюда шаг медлительный вдали, Отары отдыхающих овец, Потоки вод в серебряной пыли… В первой строфе весенний пейзаж, автор показал картину пробуждения. Слайд №16 Во второй появляется тема детства: И, как ребенка, вставшего от сна, Обвили землю нежные цветы. Слайд №17 Эта тема приобретает конкретное воплощение в третьей строфе: Довольны дети. Бегают с утра С горы к оврагу. Облепили склон. И катится по склону детвора. Слайд №18 Четвертое шестистишие вновь объединяет природу и людей темой воздуха, дыхания. Дышит всё: В рост рвется зелень, радостно дыша, Трава и высока, и хороша. И люди, и животные к ней льнут. И, чтобы каждый славил бытие, Из рая ветры бережно несут Земле благоухание своё. Слайд №19 Творческое наследие Алтынсарына включает в себя более 115 произведений больших и малых форм, переводы басен И.А.Крылова и рассказов из «Азбуки» Л.Н.Толстого, учебно-методические труды, очерки по этнографии и письма. «Долг каждого из нас - принести посильную лепту на пользу своей родине», - писал Ыбрай Алтынсарин. Слайд №20 Семья Ы.Алтынсарина. Слайд № 21 В 1991 году в Костанае был открыт областной мемориальный музей имени Ы.Алтынсарина. Слайд № 22 Слайд №23 Гостиная. Слайд №24 Рабочее место, №25 Кабинет. Слайд № 26 Важные документы, касающиеся судьбы и назначения, ходатайства чиновников. Слайд №27, 28 Награждения Слайд № 29 в 2013 году утвержден нагрудный знак для лиц работающих в области образования, за значительные успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Слайд №30 (картинка№1) Место дум и размышлений, (картинка№2) портфель Ы.Алтынсарина. Большую роль в получении знаний, в изучении наук, в организации и открытии ряда школ разного направления сыграли эти выдающиеся и самоотверженные личности Слайд №31: он поддерживал дружеские и деловые отношения с учеными-востоковедами В.Григорьевым, Н.И.Ильминским, с учителями языковедами В.Катаринским, А.Мазохиным, уездными чиновниками Яковлевым, Карауловым и др. Слайд №32 Последователи современники образовательного и учительского дела Ы.Алтынсарина. Слайд № 33 17 июля 1889 года после изнурительной болезни его не стало, захоронен в Костанайской местности. Слайд № 34 Но память благодарных учеников и последователей не угасает. Слайд №35 Бюст Ы.Алтынсарина в г. Костанае школа-интернат им. Ы.Алтынсарина. Слайд №36, 37 В 1988 г. На месте первой казахской школы музей имени И.Алтынсарина Слайд №38 Школьная библиотека располагает следующей литературой: Слайд №39 1. Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. / Гл. Ред.: Р.Hургалиев.-1991 Т.4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура.- 688с. С.- 122 Алтынсарину памятник Слайд №40 2.Джумалиев К. Очерки по истории казахской дореволюционной литературы.- Алма-Ата: Мектеп, 1968.-С.173-182. Слайд №41 3. Караганда. Карагандинская область: Энциклопедия.- Алматы: Атамұра, 2006.- 584бет. С.- 128-129 Алтынсарин Ибрай Слайд №42 4.Алтынсарин И. Рассказы/ Пер. с каз. Н.Кальменева.- Алма-Ата: Жазушы, 1971.-60с. Ученики 6-го класса выступают с устным отзывом о прочитанном рассказе из сборника: Милана ученица 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Невежество», Влад ученик 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Ворона и червяк», Полина ученица 6 «В» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Щедрый». Слайд № 43 5. Софья ученица 5 «В» класса делиться своими впечатлениями о рассказе «Чистый родник», делает определенные выводы, чему учит данное произведение. Слайд №44 6. Стихи поэтов дореволюционной России 19- начала 20 веков.- М.: Дет литература, 1987.- С.192-... Ы.Алтынсарин. Кто это? Река. Слайд №45. 7. Повести и рассказы писателей –классиков народов дореволюционной России 19- начало 20 веков / пер. с каз. Кальменского.- М.: Дет. Лит-ра, 1984.- Биб-ка мировой детской литературы. Слайд № 46 8.Мәнерлеп оқу шеберлiгi.-Алматы Шың-Қiтап, 2006.-82б. Б. 68-74 Слайд №47 9. Тұрсынғалиева С, Берекенова Ә. Қазақ дебиеті хрестоматия.- Астана: Арман-ПВ, 2013.- 352б. Б.214-221 Слайд №48 10. Асыл У., Жумажанова Т. Қазақ дебиеті (хiх ғ).- Алматы: Мектеп, 2014.-С.78-87 Для закрепления материала библиотечного урока, предлагаю беседу в вопросах: Слайд №49 1. Что, на ваш взгляд, является важным и интересным в просветительской деятельности Ы. Алтынсарина? 2. Какие качества личности Ы.Алтынсарина кажутся вам наиболее привлекательными? 3. Какие проблемы волновали его? 4. Расскажите о «Киргизской хрестоматии». 5. Можно ли стихотворения о природе считать патриотическими, какими звуками, образами наполнены они? Спасибо всем за внимание! | |
Просмотров: 988 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|