Главная » Статьи » Великие педагоги |
Все самое важное для ученика совершается на уроке. Урок — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. В Плане нации «100 конкретных шагов» предусмотрены шаги, направленные на обновление содержания образования. Они включают такие вопросы, как поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования, развитие математической грамотности. Данные нововведения продиктованы самой жизнью, требованиями нашего времени и служат развитию мыслительных навыков детей. В условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности педагога предъявляются качественно новые требования. Современный учитель стал ключевой фигурой осуществления изменений. От уровня понимания им основных идей происходящих инновационных процессов, от его готовности осуществлять эти изменения зависит эффективность обновления казахстанской школы. В данной ситуации возрастает мера ответственности самого педагога и системы повышения квалификации. За последние пять лет в Казахстане проведен целый ряд институциональных реформ по повышению статуса педагога, по поддержке учителя в его постоянном профессиональном развитии. К вновь созданным инструментам развития относятся уровневая подготовка учителей, курсы переподготовки по обновлению содержания образования, курсы по критериальному оцениванию, модернизированная курсовая переподготовка учителей. Программу данных курсов успешно осуществляет Институт повышения квалификации по Акмолинской области под руководством директора Е.Исимбаева. В Атбасарском районе работает 144 сертифицированных педагогов и 18 учителей, прошедших модернизированные курсы (ЭО, ЛУПС, ЛУШ). Сегодня каждый учитель через сайт школы, сайт сетевого сообщества, Интернет-ресурсы имеет возможность получить информационный, методический и научный ресурс. Важным элементом эффективного обновления содержания образования рассматривается реализация уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников по программам, разработанным АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Программы данных курсов основаны на современных достижениях педагогики, психологии и теории управления, согласованы с ключевыми принципами рекомендаций ЮНЕСКО по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Основная цель программ – поэтапное формирование учителя с качественно иной профессиональной практикой. Основные принципы обучения: применение новых стратегий работы с учениками, развитие их мыслительных навыков, умения рассуждать и определять цели и задачи урока. И сегодня в современной школе мы видим активную деятельности учителя как качественно новой формы профессионального развития педагога. 8 ноября были посещены уроки учителей разных уровневых программ Средней школы №1 в соответствии с тематическим планированием: Урок математики в 6 классе- учитель 1 уровня О.В.Кравченко Урок физики в 10 классе-учитель 2 уровня Е.А.Якубович Урок познание мира во 2 классе- учитель 3 уровня Т.Р.Альбрехт Урок познание мира во 2 классе –учитель 3 уровня О.Н.Батченко С уверенностью можем сказать, что распространение концептуальных идей уровневых программ в целом положительно принято учителями, руководителями общеобразовательных школ, родителями и, самое главное, обучающимися. На уроках приоритет отдан практическому блоку, видно изучение сквозных тем. Деятельность сертифицированных учителей направлена на внедрение новых подходов в преподавание и обучение в школе. В целях реализации идей 7-ми модулей Программы, обеспечивающих достижение желаемого результата в профессиональной деятельности педагогов и успехов в учебе, все сертифицированные учителя осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: - проектирование собственной системы работы по самообразованию; - внедрение современных образовательных технологий; - деятельность по реализации Государственного общеобразовательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования; - научно-методическая и опытно-экспериментальная деятельность учителей; - совместная проектно-исследовательская деятельность педагогов с учащимися; - деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов; - совместная деятельность с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам различного уровня. Усилия учителей направлены на реализацию следующих ключевых идей: активизация критического мышления учащихся, развитие у обучающихся навыков групповой работы, развитие коммуникативных навыков через обсуждение в группах. Групповая и парная работа способствовали развитию лидерских качеств учащихся, а написание небольших эссе и составление синквейнов – развитию их творческих способностей. Применение ИКТ позволяет учителям рационально использовать время урока и активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать мотивацию к изучению предмета. При проведении мероприятий отслеживалась эффективность использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении. При наблюдении за практической деятельностью учителей в учебном процессе мы видим, что учитель выступает в роли координатора, помощника и друга. Анализ посещенных уроков показал, что учителя используют в практике работы элементы таких образовательных технологий, как: технология модульного обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология разноуровневой дифференциации; игровые технологии обучения; технология развивающего обучения; технология проектного обучения; технология проблемного обучения; интерактивные технологии; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В процесс обучения вовлечены учащиеся с различной степенью подготовленности, что позволяет им создать среду, в которой они взаимообучают друг друга. Работать в паре сильного ученика со слабым помогает пополнить багаж знаний слабого ученика и самому раскрыть свои возможности при подборе и составлении пословиц, соотнесении иллюстрации с частью текста, пересказе. На уроках учителя используют разноуровневые задания. Роль помощника учителя или консультанта на уроках, работа в паре со слабым учеником, индивидуальные задания — карточки повышенной сложности, опережающее домашнее задание — это является одной из форм содействию развития лидерства. На своих уроках учителя используют взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводятся по эталонам и критериям. Работа в группах не оставляет никого равнодушным: есть рабочий шумок, свобода действий, возможность самовыражения. Используя разные формы оценивания, учителя прослеживают каждого ученика. В рамках послекурсового взаимодействия сертифицированных учителей принимают участие в конкурсах, семинарах, организуются методические десанты, осуществляется обмен опытом в рамках сетевых сообществ, публикуются статьи и методические разработки. Так, учителя Кравченко О.В., Якубович Е.А., Токтарова Г.К., Балекбаева А.А., Исина Г.Р. провели методический десант в Покровскую СШ, Тельманскую СШ, Полтавскую СШ. Учителя уровневых программ Е.Герасимова, К.Закусилова, А.Даржанова, Л.Левчук, Н.Голубова, И.Хаустова провели методические семинары, коуч-занятия с выездом в сельские школы, ознакомили коллег с новыми подходами в обучении. Сертифицированные педагоги А.Карымсакова, З.Кисанова, И.Хаустова приняли активное участие в проведении методического десанта в Ново-Мариновскую ОШ и Сепеевскую СШ. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к мастерству, т. к. необходим обмен знаниями. Необходимую посткурсовую поддержку и методическую помощь оказывают преподаватели и тренеры института повышения квалификации по Акмолинской области. При содействии заместителя директора Акишевой Айсулу Кенесовны, руководителя академического отдела Есжановой Гульнар Даутовны, куратора района Алии Нагметовны Имановой педагоги Атбасарского района получают научно-методическую помощь при подготовке учебного и методического материала для пополнения методического материала, в формировании нужной информации, ее обновлении, научно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений по проблемам Интернет-образования. Отрадно, что в области имеется свой «Учительский журнал», где публикуют статьи, краткие сообщения, комментарии, эссе, обзоры по актуальным вопросам. В рамках областного обмена передового педагогического опыта в 2016 году учитель математики Средней школы №1 Якубович Елена Анатольевна представила свой опыт работы по теме «Использование информационных технологий на уроке математики и физики как средство повышения его эффективности». Учитель математики средней школы №1 Ольга Владимировна Кравченко пердставила опыт работы по образовательному проекту «Инклюзивное обучение одаренных детей через внеклассную работу». Обобщили опыт работы сертифицированные учителя: Сатемирова Б.К.- учитель биологии Ново-Самарской сш, Смагулова Р.Г.- учитель русского языка и литературы СШ №2, Коспаева А.Ж.-учитель начальных классов СШ №2 села Бастау, Сағидолда Сағадат- учитель начальных классов Мариновской КСШ . В этом учебном году обобщают свой педагогический опыт на уровне района и области следующие учителя уровневых программ: Альбрехт Тамара Радионовна – учитель начальных классов сш №1 Макажанова Кайнеш Галымжановна – учитель начальных классов сш №1 Батченко Ольга Николаевна – учитель начальных классов сш №1 Герасимова Елена Валерьевна – учитель информатики сш №1 Даржанова Алтынай Отузбаевна– учитель географии сш №1 Позднякова Татьяна Викторовна– учитель начальных классов сш №1 Бакирова Амина Пазулжановна – учитель историисш №2 Хаустова Ирина Евгеньевна – учитель химии сш №2 Крагель Людмила Николаевна – учитель начальных классов сш №3 Кощегулова Майра Каримбековна – учитель каз. Языка и лит. Сш№4 Осипова Наталья Васильевна– учитель начальных классов сш №6 Халел Марзия – учитель начальных классов сш №7 Есенгулова Лида Аскаровна – учитель казахского языка и литературы сш№7 Искакова Бағила Нұрбековна – учитель математики сш №7 Тойшубекова Бахытжамал –учитель начальных классов сш №2 Бастау Хурамхоз Жимсбэк – учитель истории сш №2 Бастау Новые подходы в обучении, дифференцированный подход, ИКТ, разные формы работы с учениками- все это совершает Учитель. «Применение активных методов в условиях обновленного содержания обучения»- по такой теме 13 декабря 2017 года прошел районный семинар учителей математики в Садовой основной школе. Участники семинара, 15 педагогов района, получили возможность окунуться в мир математики, посетить уроки В.В.Лукина и О.В.Лукиной. Ольга Витальевна Лукина, учитель математики третьего базового уровня, продемонстрировала урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел». Урок подготовлен по обновленной программе и при поддержке учителей уровневых программ СШ №1 с организацией исследования урока с применением подхода Lesson study. Планирование урока математики было оговорено при первой встрече с учителями СШ №1 О.В.Кравченко, Г.К.Токтаровой и Е.А.Якубович. Каждый этап урока был обсужден, в результате были продуманы все детали. На последующих обсуждениях каждый учитель внес свои, на его взгляд, эффективные приемы и средства для проведения данного урока. Были подготовлены листы наблюдений, назначены сроки. Особая ценность такого урока заключается в том, что ответственность за урок несут все участники группы. При планировании учителя имели свои предложения. Вся подготовительная работа позволила участникам группы перебороть свои барьеры, объединить знания, практику для получения результативности в проведении урока. А это, несомненно, ведет к профессиональному росту коллег, обогащению их опыта в общении и планировании, и самое главное, ведет к осознанию успешности учителя. На уроке учителя средней школы №1 работали наблюдателями за саморегуляцией учебного процесса, за использованием продуктивных методов и вели наблюдение за мотивированным учеником, за учеником средней мотивации и за учеником, требующим особого подхода. Ученики положительно приняли урок, работали с интересом, не замечая присутствующих коллег на уроке. Целью данной работы было увидеть развитие учителя и насколько планирование урока эффективно. Процесс по исследованию урока с использованием подхода Lesson Study имеет положительные аспекты: сформулированы четкие цели, чувствуется тесное сотрудничество педагогов, после урока ведется обсуждение собранной информации, и весь ракурс урока направлен на ученика, на его работоспособность. В ходе данной работы был использован лист наблюдений с критериями и дескрипторами по оценке деятельности учащихся на уроке. Это был один их видов работы, когда результат был виден в короткий промежуток времени, кроме того, это способствовало развитию профессиональных качеств учителя. Ожидаемым результатом этого подхода должно быть не только повышение мастерства учителя и эффективность планирования урока, но и повышение культуры учебного учреждения. Наблюдатели урока подчеркнули проявление лидерских качеств учеников, присутствие саморегуляции, умение адаптироваться в социуме, проявление инициативы со стороны слабомотивированных детей. Каждый ученик смог проявить свои способности, раскрыть скрытый потенциал, познать себя. Наблюдение на уроке велось за тремя «исследуемыми» учениками. Учителя-наблюдатели вели наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. Урок спланирован и выдержан по времени, целесообразно распределены виды деятельности детей, учтены индивидуальные особенности детей в классе, успешно сочетаются разные формы работы. На уроке происходила смена различных видов деятельности, что давало возможность поддерживать внимание учащихся и активизировать познавательную деятельность у учащихся. Во время урока был установлен контакт со всеми детьми в классе, хорошая обратная связь. Дети активно работали с предлагавшимися заданиями, проявляли самостоятельность мышления. Анализ ответов детей и записей в тетради показывает, что материал урока усвоен, осмыслен и может активно использоваться в новых ситуациях. Уходя с урока, ученики смогли ответить на вопросы-Что ты сейчас можешь из того что не мог делать прежде? Какая часть урока была для тебя наиболее познавательна и полезна? Что тебе больше всего понравилось на уроке? Участники семинара подчеркнули, что Lesson stydu поможет учителям улучшить процесс преподавания и обучения, метод используется для повышения познавательной активности учащихся, для улучшения саморазвития, самореализации учащихся и эффективного достижения целей обучения. В рамках семинара учитель В.В.Лукин провел внеклассное мероприятие по теме «Великолепная пятерка» среди учащихся 7-8 классов. Ученики смогли показать свои знания в области математики, выполняли различные задания познавательного характера. Учитель второго уровня средней школы №1 Елена Анатольевна Якубович провела коучинг «Lesson stydu как продуктивный подход к усовершенствованию школьной практики преподавания, направленной на обучение учащихся». В ходе коучинга участники семинара были ознакомлены с особенностями Lesson stydu, процессом улучшения качества урока, включающий планирование урока, обсуждение плана урока, исследование проведенного урока, обсуждение, проводимое после урока Исследование урока-это наблюдение урока в рамках Lesson Study. Обсуждение после урока-это обсуждение с целью обмена результатами наблюдения между наблюдателями или выработки новых идей по улучшению урока. Семинар прошел в форме рассуждения, обмена опытом и расширение взглядов на обновление содержания образования. Согласно плана работы отдела образования Атбасарского района 29 ноября 2017 года на базе Казахской средней школы №7 прошел районный семинар учителей математики и информатики по теме «Организация и применение активных методов обучения». На семинаре провели открытые уроки учителя уровневых программ А.А.Тулегенов, Н.С.Тулегенова, Б.Н.Искакова, А.Т.Бекишев. Учитель математики, магистр, педагог продвинутого первого уровня Асылбек Арыстанович Тулегенов провел урок математики в 11 классе по теме «Нақты көрсеткішті дәрежілік функцияның туындысы мен интегралы». Урок подготовлен с применением новых подходов в обучении, использованы различные методы: «мозговой штурм», «метод Джигсо», «исследования в группе» и др. Ученики свободно используют в работе изученные формулы, умеют находить рациональные и оптимальные методы решения задач, хорошо отработан прием устного счета. «Изюминкой» в практике учителя является работа по развитию математической грамотности, развитие математической речи учащихся. Ученики свободно могут выразить свое мнение, доказать, привести аргументы, вступить в спор друг с другом по нахождению верного, правильного ответа. Урок в 8 классе по теме «Квадрат теңдеу тұбірлерінің формуласы. Дискриминант» провела учитель Назира Сериковна Тулегенова. Урок практической направленности, на котором ученики сами могут сформулировать для себя цели и задачи, основываясь на наводящие вопросы учителя. На уроке ученики выполнили разноуровневые задания, провели работу в группах. Учитель, используя интерактивные методы работы, сумела заинтересовать учащихся не только темой, но интерес к предмету. Участники семинара подчеркнули новизну изложения материала, активность учащихся на уроке. Искакова Багила Нурбековна провела урок математики в 7 классе по теме «Теңбүйірлі үшбұрыш». Она успешно и эффективно применяет в учебном процессе новейшие педагогические технологии, умело использует в учебной деятельности творческую работу, активно содействует развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного потенциалов личности каждого учащегося. На ее уроке все продумано до мелочей, одно задание сменяется другим, и каждое требует от детей не просто механического выполнения, а заставляет думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. В классе царил благоприятный психологический климат. С самых первых минут учитель воспитывает в своих учениках уважение к труду, честность и человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение и желание самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Она приучает их самостоятельно искать и находить решения. Современные образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют ей развивать интерес к предмету и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная компетенция. Урок информатики в 10 классе провел учитель Адиль Трарханович Бекишев. Педагог умело использовал элементы преподавания предмета на английском языке. На уроке применены новые подходы и приемы в обучении. Между учителем и учениками прослеживается атмосфера взаимосотрудничества. Учитель выполняет роль наставника, помощника и руководителя. Прослеживается системность в работе учеников, которые научены трудиться в группе, приобрели навыки работы в микрогруппах, умеют анализировать, аргументировать и хорошо усвоили теоритеческий матерал по предмету. Участники семинара стали свидетелями нового внеклассного мероприятия «Математикалық шайқас». Интелектуалные конкурсы всегда вызывают восхищение, и когда видишь игры разума школьников, то понимаешь, что за всем этим стоит Учитель. И действительно, учителя СШ №7 показали красивую игру мысли, логики, смекалки. Ученики 11 класса доказали, что могут решать задачи на развитие математической смекалки. Они не только выполнили сложные задания, требующие чувство логики, но показали работу в команде, а также умение выбирать верную стратегию. В течение нескольких раундов ребята сражались за каждую задачу, за каждый балл. Игра получилась азартной и познавательной. Ребятам достойно прошли все испытания, и по итогам игры лучший игрок был отмечен грамотой. А победила команда "Арыс». Учителя Мариновской КСШ, СШ №2 села Бастау, Сергеевской СШ, СШ№8, СШ №6 подчеркнули профессионализм, компетентность, высокий уровень общей культуры учителей СШ №7. Деятельность учителей математики и информатики позволяют создавать условия для активной жизнедеятельности детей, их развития, формирования каждого школьника как личности. Учителя проводят большую работу по привитию интереса к учению, используя для этого различные методы, привлекая к этому различный дидактический материал, технические средства обучения. Учителя широко используют на уроках новые педагогические технологии. На уроках присутствует атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому ученику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствуют высокой мотивации деятельности обучающихся. 27 ноября 2017 года на базе Средней школы №6 города Атбасар сертифицированные педагоги провели районный семинар по теме «Использование приемов критического мышления на уроках как фактор активизации познавательной деятельности учащихся». На семинаре приняло участие 25 учителей учебных заведений Атбасарского района. Сертифицированные учителя уровневых программ провели открытые урока с использованием различных стратегий критического мышления. Учитель начальных классов Нургуль Дулатаевна Шахарова продемонстрировала урок математики во 2 классе по теме «Есептер шығару». На уроке учитель применила новые подходы в преподавании в начальном звене, стратегии критического мышления при устном счете. Ученики за урок выполнили различные виды заданий, провели взаимооценивание и оценивание. Учитель начальных классов Наталья Васильевна Осипова провела урок естествознания по теме «Как человек взрослеет?». Урок имел практическую направленность. Ученики были активны, четко выполняли задания, проявили интерес к теме. Подходы, применяемые учителем на уроке, имели четкую связь с ожидаемыми результатами. Все ресурсы урока были эффективными. Активное участие учеников на уроке создавало позитивную образовательную среду обучения. Урок по обучению грамоте в 1 классе по теме «Менің отбасым. Ұ дыбысы мен әрпі» провела учитель начальных классов Роза Тасыбаевна Сатыбаева с использованием элементов трех языков. Все этапы урока взаимосвязаны, задания вызывали интерес учащихся, некоторые задания были сконцетрированы на семье каждого ученика. И поэтому ученики проявили смекалку, заинтересованность. Дети хорошо усвоили звуковую характеристику слов, умеют различать гласные и согласные. Задания на уроке способствовали достижению цели и критериям оценивания. Учитель математики Макишева Маржан Камитовна провела урок в 9 классе по теме «Арифметикалық прогрессия. Арифметикалық прогрессияның формуласы». Учитель умело использовала приемы критического мышления. Ученики могут четко поставить цели – что хочу узнать, что могу выполнить. Задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию математической грамотности. Урок истории в 10 классе по теме «Ұлы Жібек жолы» провел учитель третьего уровня Канат Кажимуханович Дюсембеков. Учитель умело использовал возможности интерактивного оборудования, видеоматериал по теме, стратегии критического мышления. Ученики проявили интерес к предмету, четко могут формулировать свои мысли, размышлять, доказывать. Терешкина Яна Викторовна провела урок биологии в 6 классе по теме «Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда». Учитель организовала работу учащихся в микрогруппах, где ученики приобретали новые знания, повторяли пройденное, познавали с учителем секреты ботаники, заполняли кластеры, решали ребусы, активно высказывали свое мнение. Учитель был на уроке наставником, помощником и советником. Сертифицированные учителя Алия Абеновна Шаншарова и Мария Алексеевна Балгина провели практический коучинг «Использование приемов критического мышления на уроках как фактор активизации познавательной деятельности учащихся». Все участники семинара, работая в группах, смогли сами провести синтез, анализ и оценку по данной теме, получили возможность рассмотреть такую стратегию как «чтение с остановками». В ходе коучинга убедились в том, что существует много различных стратегий для того, чтобы заинтересовать любого ученика к предмету. Семинар прошел в форме обмена опытом, обмена мнений и подходов в обновлении всей системы образования. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Урок — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. В Плане нации «100 конкретных шагов» предусмотрены шаги, направленные на обновление содержания образования. Они включают такие вопросы, как поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования, развитие математической грамотности. Данные нововведения продиктованы самой жизнью, требованиями нашего времени и служат развитию мыслительных навыков детей. В условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности педагога предъявляются качественно новые требования. Современный учитель стал ключевой фигурой осуществления изменений. От уровня понимания им основных идей происходящих инновационных процессов, от его готовности осуществлять эти изменения зависит эффективность обновления казахстанской школы. В данной ситуации возрастает мера ответственности самого педагога и системы повышения квалификации. За последние пять лет в Казахстане проведен целый ряд институциональных реформ по повышению статуса педагога, по поддержке учителя в его постоянном профессиональном развитии. К вновь созданным инструментам развития относятся уровневая подготовка учителей, курсы переподготовки по обновлению содержания образования, курсы по критериальному оцениванию, модернизированная курсовая переподготовка учителей. Программу данных курсов успешно осуществляет Институт повышения квалификации по Акмолинской области под руководством директора Е.Исимбаева. В Атбасарском районе работает 144 сертифицированных педагогов и 18 учителей, прошедших модернизированные курсы (ЭО, ЛУПС, ЛУШ). Сегодня каждый учитель через сайт школы, сайт сетевого сообщества, Интернет-ресурсы имеет возможность получить информационный, методический и научный ресурс. Важным элементом эффективного обновления содержания образования рассматривается реализация уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников по программам, разработанным АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Программы данных курсов основаны на современных достижениях педагогики, психологии и теории управления, согласованы с ключевыми принципами рекомендаций ЮНЕСКО по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Основная цель программ – поэтапное формирование учителя с качественно иной профессиональной практикой. Основные принципы обучения: применение новых стратегий работы с учениками, развитие их мыслительных навыков, умения рассуждать и определять цели и задачи урока. И сегодня в современной школе мы видим активную деятельности учителя как качественно новой формы профессионального развития педагога. 8 ноября были посещены уроки учителей разных уровневых программ Средней школы №1 в соответствии с тематическим планированием: Урок математики в 6 классе- учитель 1 уровня О.В.Кравченко Урок физики в 10 классе-учитель 2 уровня Е.А.Якубович Урок познание мира во 2 классе- учитель 3 уровня Т.Р.Альбрехт Урок познание мира во 2 классе –учитель 3 уровня О.Н.Батченко С уверенностью можем сказать, что распространение концептуальных идей уровневых программ в целом положительно принято учителями, руководителями общеобразовательных школ, родителями и, самое главное, обучающимися. На уроках приоритет отдан практическому блоку, видно изучение сквозных тем. Деятельность сертифицированных учителей направлена на внедрение новых подходов в преподавание и обучение в школе. В целях реализации идей 7-ми модулей Программы, обеспечивающих достижение желаемого результата в профессиональной деятельности педагогов и успехов в учебе, все сертифицированные учителя осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: - проектирование собственной системы работы по самообразованию; - внедрение современных образовательных технологий; - деятельность по реализации Государственного общеобразовательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования; - научно-методическая и опытно-экспериментальная деятельность учителей; - совместная проектно-исследовательская деятельность педагогов с учащимися; - деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов; - совместная деятельность с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам различного уровня. Усилия учителей направлены на реализацию следующих ключевых идей: активизация критического мышления учащихся, развитие у обучающихся навыков групповой работы, развитие коммуникативных навыков через обсуждение в группах. Групповая и парная работа способствовали развитию лидерских качеств учащихся, а написание небольших эссе и составление синквейнов – развитию их творческих способностей. Применение ИКТ позволяет учителям рационально использовать время урока и активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать мотивацию к изучению предмета. При проведении мероприятий отслеживалась эффективность использования семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении. При наблюдении за практической деятельностью учителей в учебном процессе мы видим, что учитель выступает в роли координатора, помощника и друга. Анализ посещенных уроков показал, что учителя используют в практике работы элементы таких образовательных технологий, как: технология модульного обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология разноуровневой дифференциации; игровые технологии обучения; технология развивающего обучения; технология проектного обучения; технология проблемного обучения; интерактивные технологии; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. В процесс обучения вовлечены учащиеся с различной степенью подготовленности, что позволяет им создать среду, в которой они взаимообучают друг друга. Работать в паре сильного ученика со слабым помогает пополнить багаж знаний слабого ученика и самому раскрыть свои возможности при подборе и составлении пословиц, соотнесении иллюстрации с частью текста, пересказе. На уроках учителя используют разноуровневые задания. Роль помощника учителя или консультанта на уроках, работа в паре со слабым учеником, индивидуальные задания — карточки повышенной сложности, опережающее домашнее задание — это является одной из форм содействию развития лидерства. На своих уроках учителя используют взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводятся по эталонам и критериям. Работа в группах не оставляет никого равнодушным: есть рабочий шумок, свобода действий, возможность самовыражения. Используя разные формы оценивания, учителя прослеживают каждого ученика. В рамках послекурсового взаимодействия сертифицированных учителей принимают участие в конкурсах, семинарах, организуются методические десанты, осуществляется обмен опытом в рамках сетевых сообществ, публикуются статьи и методические разработки. Так, учителя Кравченко О.В., Якубович Е.А., Токтарова Г.К., Балекбаева А.А., Исина Г.Р. провели методический десант в Покровскую СШ, Тельманскую СШ, Полтавскую СШ. Учителя уровневых программ Е.Герасимова, К.Закусилова, А.Даржанова, Л.Левчук, Н.Голубова, И.Хаустова провели методические семинары, коуч-занятия с выездом в сельские школы, ознакомили коллег с новыми подходами в обучении. Сертифицированные педагоги А.Карымсакова, З.Кисанова, И.Хаустова приняли активное участие в проведении методического десанта в Ново-Мариновскую ОШ и Сепеевскую СШ. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к мастерству, т. к. необходим обмен знаниями. Необходимую посткурсовую поддержку и методическую помощь оказывают преподаватели и тренеры института повышения квалификации по Акмолинской области. При содействии заместителя директора Акишевой Айсулу Кенесовны, руководителя академического отдела Есжановой Гульнар Даутовны, куратора района Алии Нагметовны Имановой педагоги Атбасарского района получают научно-методическую помощь при подготовке учебного и методического материала для пополнения методического материала, в формировании нужной информации, ее обновлении, научно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений по проблемам Интернет-образования. Отрадно, что в области имеется свой «Учительский журнал», где публикуют статьи, краткие сообщения, комментарии, эссе, обзоры по актуальным вопросам. В рамках областного обмена передового педагогического опыта в 2016 году учитель математики Средней школы №1 Якубович Елена Анатольевна представила свой опыт работы по теме «Использование информационных технологий на уроке математики и физики как средство повышения его эффективности». Учитель математики средней школы №1 Ольга Владимировна Кравченко пердставила опыт работы по образовательному проекту «Инклюзивное обучение одаренных детей через внеклассную работу». Обобщили опыт работы сертифицированные учителя: Сатемирова Б.К.- учитель биологии Ново-Самарской сш, Смагулова Р.Г.- учитель русского языка и литературы СШ №2, Коспаева А.Ж.-учитель начальных классов СШ №2 села Бастау, Сағидолда Сағадат- учитель начальных классов Мариновской КСШ . В этом учебном году обобщают свой педагогический опыт на уровне района и области следующие учителя уровневых программ: Альбрехт Тамара Радионовна – учитель начальных классов сш №1 Макажанова Кайнеш Галымжановна – учитель начальных классов сш №1 Батченко Ольга Николаевна – учитель начальных классов сш №1 Герасимова Елена Валерьевна – учитель информатики сш №1 Даржанова Алтынай Отузбаевна– учитель географии сш №1 Позднякова Татьяна Викторовна– учитель начальных классов сш №1 Бакирова Амина Пазулжановна – учитель историисш №2 Хаустова Ирина Евгеньевна – учитель химии сш №2 Крагель Людмила Николаевна – учитель начальных классов сш №3 Кощегулова Майра Каримбековна – учитель каз. Языка и лит. Сш№4 Осипова Наталья Васильевна– учитель начальных классов сш №6 Халел Марзия – учитель начальных классов сш №7 Есенгулова Лида Аскаровна – учитель казахского языка и литературы сш№7 Искакова Бағила Нұрбековна – учитель математики сш №7 Тойшубекова Бахытжамал –учитель начальных классов сш №2 Бастау Хурамхоз Жимсбэк – учитель истории сш №2 Бастау Новые подходы в обучении, дифференцированный подход, ИКТ, разные формы работы с учениками- все это совершает Учитель. «Применение активных методов в условиях обновленного содержания обучения»- по такой теме 13 декабря 2017 года прошел районный семинар учителей математики в Садовой основной школе. Участники семинара, 15 педагогов района, получили возможность окунуться в мир математики, посетить уроки В.В.Лукина и О.В.Лукиной. Ольга Витальевна Лукина, учитель математики третьего базового уровня, продемонстрировала урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел». Урок подготовлен по обновленной программе и при поддержке учителей уровневых программ СШ №1 с организацией исследования урока с применением подхода Lesson study. Планирование урока математики было оговорено при первой встрече с учителями СШ №1 О.В.Кравченко, Г.К.Токтаровой и Е.А.Якубович. Каждый этап урока был обсужден, в результате были продуманы все детали. На последующих обсуждениях каждый учитель внес свои, на его взгляд, эффективные приемы и средства для проведения данного урока. Были подготовлены листы наблюдений, назначены сроки. Особая ценность такого урока заключается в том, что ответственность за урок несут все участники группы. При планировании учителя имели свои предложения. Вся подготовительная работа позволила участникам группы перебороть свои барьеры, объединить знания, практику для получения результативности в проведении урока. А это, несомненно, ведет к профессиональному росту коллег, обогащению их опыта в общении и планировании, и самое главное, ведет к осознанию успешности учителя. На уроке учителя средней школы №1 работали наблюдателями за саморегуляцией учебного процесса, за использованием продуктивных методов и вели наблюдение за мотивированным учеником, за учеником средней мотивации и за учеником, требующим особого подхода. Ученики положительно приняли урок, работали с интересом, не замечая присутствующих коллег на уроке. Целью данной работы было увидеть развитие учителя и насколько планирование урока эффективно. Процесс по исследованию урока с использованием подхода Lesson Study имеет положительные аспекты: сформулированы четкие цели, чувствуется тесное сотрудничество педагогов, после урока ведется обсуждение собранной информации, и весь ракурс урока направлен на ученика, на его работоспособность. В ходе данной работы был использован лист наблюдений с критериями и дескрипторами по оценке деятельности учащихся на уроке. Это был один их видов работы, когда результат был виден в короткий промежуток времени, кроме того, это способствовало развитию профессиональных качеств учителя. Ожидаемым результатом этого подхода должно быть не только повышение мастерства учителя и эффективность планирования урока, но и повышение культуры учебного учреждения. Наблюдатели урока подчеркнули проявление лидерских качеств учеников, присутствие саморегуляции, умение адаптироваться в социуме, проявление инициативы со стороны слабомотивированных детей. Каждый ученик смог проявить свои способности, раскрыть скрытый потенциал, познать себя. Наблюдение на уроке велось за тремя «исследуемыми» учениками. Учителя-наблюдатели вели наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. Урок спланирован и выдержан по времени, целесообразно распределены виды деятельности детей, учтены индивидуальные особенности детей в классе, успешно сочетаются разные формы работы. На уроке происходила смена различных видов деятельности, что давало возможность поддерживать внимание учащихся и активизировать познавательную деятельность у учащихся. Во время урока был установлен контакт со всеми детьми в классе, хорошая обратная связь. Дети активно работали с предлагавшимися заданиями, проявляли самостоятельность мышления. Анализ ответов детей и записей в тетради показывает, что материал урока усвоен, осмыслен и может активно использоваться в новых ситуациях. Уходя с урока, ученики смогли ответить на вопросы-Что ты сейчас можешь из того что не мог делать прежде? Какая часть урока была для тебя наиболее познавательна и полезна? Что тебе больше всего понравилось на уроке? Участники семинара подчеркнули, что Lesson stydu поможет учителям улучшить процесс преподавания и обучения, метод используется для повышения познавательной активности учащихся, для улучшения саморазвития, самореализации учащихся и эффективного достижения целей обучения. В рамках семинара учитель В.В.Лукин провел внеклассное мероприятие по теме «Великолепная пятерка» среди учащихся 7-8 классов. Ученики смогли показать свои знания в области математики, выполняли различные задания познавательного характера. Учитель второго уровня средней школы №1 Елена Анатольевна Якубович провела коучинг «Lesson stydu как продуктивный подход к усовершенствованию школьной практики преподавания, направленной на обучение учащихся». В ходе коучинга участники семинара были ознакомлены с особенностями Lesson stydu, процессом улучшения качества урока, включающий планирование урока, обсуждение плана урока, исследование проведенного урока, обсуждение, проводимое после урока Исследование урока-это наблюдение урока в рамках Lesson Study. Обсуждение после урока-это обсуждение с целью обмена результатами наблюдения между наблюдателями или выработки новых идей по улучшению урока. Семинар прошел в форме рассуждения, обмена опытом и расширение взглядов на обновление содержания образования. Согласно плана работы отдела образования Атбасарского района 29 ноября 2017 года на базе Казахской средней школы №7 прошел районный семинар учителей математики и информатики по теме «Организация и применение активных методов обучения». На семинаре провели открытые уроки учителя уровневых программ А.А.Тулегенов, Н.С.Тулегенова, Б.Н.Искакова, А.Т.Бекишев. Учитель математики, магистр, педагог продвинутого первого уровня Асылбек Арыстанович Тулегенов провел урок математики в 11 классе по теме «Нақты көрсеткішті дәрежілік функцияның туындысы мен интегралы». Урок подготовлен с применением новых подходов в обучении, использованы различные методы: «мозговой штурм», «метод Джигсо», «исследования в группе» и др. Ученики свободно используют в работе изученные формулы, умеют находить рациональные и оптимальные методы решения задач, хорошо отработан прием устного счета. «Изюминкой» в практике учителя является работа по развитию математической грамотности, развитие математической речи учащихся. Ученики свободно могут выразить свое мнение, доказать, привести аргументы, вступить в спор друг с другом по нахождению верного, правильного ответа. Урок в 8 классе по теме «Квадрат теңдеу тұбірлерінің формуласы. Дискриминант» провела учитель Назира Сериковна Тулегенова. Урок практической направленности, на котором ученики сами могут сформулировать для себя цели и задачи, основываясь на наводящие вопросы учителя. На уроке ученики выполнили разноуровневые задания, провели работу в группах. Учитель, используя интерактивные методы работы, сумела заинтересовать учащихся не только темой, но интерес к предмету. Участники семинара подчеркнули новизну изложения материала, активность учащихся на уроке. Искакова Багила Нурбековна провела урок математики в 7 классе по теме «Теңбүйірлі үшбұрыш». Она успешно и эффективно применяет в учебном процессе новейшие педагогические технологии, умело использует в учебной деятельности творческую работу, активно содействует развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного потенциалов личности каждого учащегося. На ее уроке все продумано до мелочей, одно задание сменяется другим, и каждое требует от детей не просто механического выполнения, а заставляет думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. В классе царил благоприятный психологический климат. С самых первых минут учитель воспитывает в своих учениках уважение к труду, честность и человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение и желание самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Она приучает их самостоятельно искать и находить решения. Современные образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют ей развивать интерес к предмету и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная компетенция. Урок информатики в 10 классе провел учитель Адиль Трарханович Бекишев. Педагог умело использовал элементы преподавания предмета на английском языке. На уроке применены новые подходы и приемы в обучении. Между учителем и учениками прослеживается атмосфера взаимосотрудничества. Учитель выполняет роль наставника, помощника и руководителя. Прослеживается системность в работе учеников, которые научены трудиться в группе, приобрели навыки работы в микрогруппах, умеют анализировать, аргументировать и хорошо усвоили теоритеческий матерал по предмету. Участники семинара стали свидетелями нового внеклассного мероприятия «Математикалық шайқас». Интелектуалные конкурсы всегда вызывают восхищение, и когда видишь игры разума школьников, то понимаешь, что за всем этим стоит Учитель. И действительно, учителя СШ №7 показали красивую игру мысли, логики, смекалки. Ученики 11 класса доказали, что могут решать задачи на развитие математической смекалки. Они не только выполнили сложные задания, требующие чувство логики, но показали работу в команде, а также умение выбирать верную стратегию. В течение нескольких раундов ребята сражались за каждую задачу, за каждый балл. Игра получилась азартной и познавательной. Ребятам достойно прошли все испытания, и по итогам игры лучший игрок был отмечен грамотой. А победила команда "Арыс». Учителя Мариновской КСШ, СШ №2 села Бастау, Сергеевской СШ, СШ№8, СШ №6 подчеркнули профессионализм, компетентность, высокий уровень общей культуры учителей СШ №7. Деятельность учителей математики и информатики позволяют создавать условия для активной жизнедеятельности детей, их развития, формирования каждого школьника как личности. Учителя проводят большую работу по привитию интереса к учению, используя для этого различные методы, привлекая к этому различный дидактический материал, технические средства обучения. Учителя широко используют на уроках новые педагогические технологии. На уроках присутствует атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому ученику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствуют высокой мотивации деятельности обучающихся. 27 ноября 2017 года на базе Средней школы №6 города Атбасар сертифицированные педагоги провели районный семинар по теме «Использование приемов критического мышления на уроках как фактор активизации познавательной деятельности учащихся». На семинаре приняло участие 25 учителей учебных заведений Атбасарского района. Сертифицированные учителя уровневых программ провели открытые урока с использованием различных стратегий критического мышления. Учитель начальных классов Нургуль Дулатаевна Шахарова продемонстрировала урок математики во 2 классе по теме «Есептер шығару». На уроке учитель применила новые подходы в преподавании в начальном звене, стратегии критического мышления при устном счете. Ученики за урок выполнили различные виды заданий, провели взаимооценивание и оценивание. Учитель начальных классов Наталья Васильевна Осипова провела урок естествознания по теме «Как человек взрослеет?». Урок имел практическую направленность. Ученики были активны, четко выполняли задания, проявили интерес к теме. Подходы, применяемые учителем на уроке, имели четкую связь с ожидаемыми результатами. Все ресурсы урока были эффективными. Активное участие учеников на уроке создавало позитивную образовательную среду обучения. Урок по обучению грамоте в 1 классе по теме «Менің отбасым. Ұ дыбысы мен әрпі» провела учитель начальных классов Роза Тасыбаевна Сатыбаева с использованием элементов трех языков. Все этапы урока взаимосвязаны, задания вызывали интерес учащихся, некоторые задания были сконцетрированы на семье каждого ученика. И поэтому ученики проявили смекалку, заинтересованность. Дети хорошо усвоили звуковую характеристику слов, умеют различать гласные и согласные. Задания на уроке способствовали достижению цели и критериям оценивания. Учитель математики Макишева Маржан Камитовна провела урок в 9 классе по теме «Арифметикалық прогрессия. Арифметикалық прогрессияның формуласы». Учитель умело использовала приемы критического мышления. Ученики могут четко поставить цели – что хочу узнать, что могу выполнить. Задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию математической грамотности. Урок истории в 10 классе по теме «Ұлы Жібек жолы» провел учитель третьего уровня Канат Кажимуханович Дюсембеков. Учитель умело использовал возможности интерактивного оборудования, видеоматериал по теме, стратегии критического мышления. Ученики проявили интерес к предмету, четко могут формулировать свои мысли, размышлять, доказывать. Терешкина Яна Викторовна провела урок биологии в 6 классе по теме «Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда». Учитель организовала работу учащихся в микрогруппах, где ученики приобретали новые знания, повторяли пройденное, познавали с учителем секреты ботаники, заполняли кластеры, решали ребусы, активно высказывали свое мнение. Учитель был на уроке наставником, помощником и советником. Сертифицированные учителя Алия Абеновна Шаншарова и Мария Алексеевна Балгина провели практический коучинг «Использование приемов критического мышления на уроках как фактор активизации познавательной деятельности учащихся». Все участники семинара, работая в группах, смогли сами провести синтез, анализ и оценку по данной теме, получили возможность рассмотреть такую стратегию как «чтение с остановками». В ходе коучинга убедились в том, что существует много различных стратегий для того, чтобы заинтересовать любого ученика к предмету. Семинар прошел в форме обмена опытом, обмена мнений и подходов в обновлении всей системы образования. | |
Просмотров: 874 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|