Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великие педагоги

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И.АЛТЫНСАРИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории С.М. Рахимова
КГУ «Гимназия имени И. Алтынсарина отдела образования города Аркалыка» Управления образования акимата Костанайской области»

Современный мир меняется очень быстро. В нашу жизнь прочно вошли технологии и с каждым годом технологии выходят на новый уровень. Вместе с миром меняются и люди. Вместе с людьми должно меняться и современное образование. Образование сейчас насыщенно новыми подходами, цифровыми ресурсами, большим потоком знаний и это хорошо, Потому что образование должно идти в ногу со временем.
На современном этапе наше общество остро нуждается в учителях новой формации, однако учитель навсегда останется иемнно учителем и должен обладать теми же моральноми, ценностными установками, что и много лет назад.
Нельзя также забывать о педагогическом наследии нашего народа, в том числе о наследии И.Алтынсарина – великого просветителя и педагога казахского народа.
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841 — 1889) — выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик. [1].
И.Алтынсарин - отличник учёбы, целеустремлённый, всегда стремился к знаниям, любознательный, трудолюбивый. Смыслом жизни для него стала постоянная забота об учителе, создании для него условий труда, подготовка педагогических кадров. Это была его благородная миссия - служение педагогической деятельности.
Эпоха, в которой он жил, была непростой, сложной, но даже в такое время И.Алтынсарин преодолевал все трудности на своем пути, нашел себя, своё призвание, мобилизовал все свои возможности и достиг исключительно высоких успехов на поприще народного учителя и просветителя, а также заслужил международное признание в оценке современников.
Лёгкие пути не ведут к достижению цели. Всё добывается упорным трудом, в чём мы убеждаемся на опыте И. Алтынсарина.
И.Алтынсарин - уникальная личность. Это не просто педагог, а человек, наделённый талантом, разносторонними интересами и познаниями в самых разнообразных отраслях знаний, прекрасно разбирался в истории своего края, этнографии, фольклоре, литературе, знал четыре языка [2]. Это выделяло его из среды современников, возвышало в глазах окружающих, обогащало его как педагога. Не случайно, обладая громадными познаниями, он также успешно совмещал свою педагогическую деятельность с различными должностями. И в этом помогал ему опыт педагогической деятельности.
На современном этапе, в период модернизации школы, обновления системы образования имеется большая необходимость в учителях новой формации, наделённых лучшими качествами, какими обладал И. Алтынсарин.
Изучение опыта И. Алтынсарина представляет несомненную ценность, служит для нас, учителей, уроком педагогического мастерства и творческого отношения к своему труду, чем отличался новатор.
Для И.Алтынсарина знания – это ценный духовный капитал, обосновывает важную роль знаний, их пользу в жизни людей и общества, в развитии культуры, науки, изобретательстве [2], что и сегодня созвучно для современной школы. Понимая эти простые истины, педагоги гимназии регулярно походят курсы повышения квалификации, обучающие семинары на разные тематики. По итогам первого полугодия 2020-2021 учебного года более 90% учителей гимназии прошли курсы повышения квалификации.
Очень важны нам, педагогам, поэтические строки просветителя, обращённые к молодёжи, как призыв к овладению знаниями «Дети, в школу идите!...»[3]. Именно образование поможет им в жизненном пути.
И.Алтынсарин заботился о создании библиотек при каждой школе, придавал этому большое значение [3]. Чтение – один из самых важных компонент образования, хотя, конечно, сейчас вытесняется просмотром видео и компьютерными играми. Поэтому сейчас очень важно развить потребность ребёнка в чтении – это задача семьи и школы. Не случайно в текущем учебном году в гимназии мы запустили проект «12 книг» (направлен на развитие читательской грамотности. Каждый месяц 5-7, 8-11 классы должны прочитать книгу, затем принять участие в ее продвижении и обсуждении). Также хочется отметить, что дом должен быть наполнен книгами. «Дом без книг- мёртвый дом»- такое изречение дошло к нам из древности. Полезно помнить восточную пословицу: «Три дня не будешь читать книг - твоя речь потеряет прелесть» [4]. А ведь речь - главный инструмент общения. Упор в чтении необходимо делать на размышления, личное восприятие, развитие отношения школьника к содержанию источников, а не только на информационную сторону.
Хочется отметить еще одну сторону И.Алтынсарина: отеческую заботу по отношению к детям: глубокое уважение, внимание к их нуждам, своевременная помощь. Такой стиль отношений в практике педагога Алтынсарина говорит о его гуманности, в основе которого - человечность, признание ребёнка высшей ценностью. Школьник, переступая порог школы, не должен ощущащть себя скованным, закрепощённым, а должен испытывать радость познания нового как источник его удовлетворения, как дар учителя, видеть его улыбку, приветливость, доброжелательность, которые проявлял И. Алтынсарин как педагог. Нетрудно представить себе самочувствие детей, их удовлетворённость занятиями, когда они видят подобное алтынсаринское отношение к себе. Такие уроки - это уроки, прививающие глубокое уважение и расположение к учителю.
В народе говорят: воспитание дороже золота. Сам Алтынсарин являл собой пример для подражания благородства, отзывчивости, ответственности, честности, глубокого уважения к старшим - всё сочеталось с лучшей стороны.
Большое значение придавал он нравственному воспитанию. Нравственность была стержнем его личности. Нравственный кодекс И. Алтынсарина включал лучшие человеческие качества: трудолюбие, честность, доброту, благородство, что является поучительным для современной практики обучения и воспитания учащейся молодёжи.
Труд рассматривал Алтынсарин как основу производства и жизни. Трудовому обучению и воспитанию отводил он важнейшую роль и осуществлял через деятельность. Этому служило создание им профильных школ как для мальчиков, так и для девочек, дающим им специальность, востребованную в жизни [5]. Трудовая закалка должна стать естественной потребностью - такая мысль вы текает из его опыта.
И.Алтынсарин жил жизнью народа, хорошо знал обычаи и традиции казахского народа, воспевал их в поэтических творениях. Он выступал за укрепление культурных связей и дружбы между народами [6], что находит сейчас своё выражение в национальной идее сплочения казахстанцев в единый народ. Традиции как нетленные народные ценности - одно из важнейших средств воспитания.
В нашей гимназии также особое внимание уделяется традициям. Традиционными стали «Ассамблея Наук», конкурсы «Лучший гимназист», «Лучший педагог», «Буккроссинг», «100 книг». Данные мероприятия позволяют детям развить умственные способности, приобщится к культуре, науке, приобрести исследовательские умения, создать здоровую конкуренцию как между учениками, так и между учителями.
Для И. Алтынсарина школа стала своеобразной педагогической лабораторией. Здесь И.Алтынсарин постоянно работал над созданием педагогических трудов, прежде всего учебников и методических руководств, что поучительно и для сегодняшних учителей. Его «Киргизская хрестоматия» стала «учебником жизни» для многих учителей того времени. «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку», воплотившее принцип двуязычия, дополнено в наше время в практике современной школы принципом полиязычия - государственным, этническим и международным (английским) языками, развитием полиязычной личности, ознакомлением с культурой, обычаями и традициями народов изучаемых языков. Гимназия имени И.Алтынсарина активно работает в данном направлении: гимназический компонент представлен дополнительными часами для углубленного изучения английского, казахского и русского языков, работает экспериментальная площадка по изучению предмета «Химия» на английском языке в частичным и полным погружением в 8, 11 классах.
Оригинальные по содержанию авторские пособия великого педагога служили методическим обеспечением учебного процесса в начальной школе. Они отличались яркими примерами из жизни, включали рассказы, новеллы, стихи, произведения устного народного творчества познавательного и воспитательного характера вызывали интерес у учащихся и легко запоминались. Всё это способствовало нравственному воспитанию, трудолюбию, гуманному отношению к людям, особенно к престарелым, вызывало чувство любви к родному краю, природе, национальным традициям.
Обучение и воспитание у Алтынсарина было слито воедино и подчинено главной цели - формированию разносторонней гармоничной личности.
Многое из педагогического опыта И. Алтынсарина заслуживает самого пристального внимания и творческого использования учителями, в том числе в профессиональном становлении молодых специалистов.
В ходе изучения педагогического опыта И. Алтынсарина можно сделать вывод в виде таких положений.
Первое положение. Своим наследием И. Алтынсарин учит нас быть образованными и воспитанными, внедрять в учебный процесс культ знаний и культ труда, быть патриотом своей школы и своей страны.
Второе положение. Творческий подход педагога - новатора к образованию учит нас непрерывному педагогическому поиску инноваций, эффективных методических технологий в учебно-воспитательном процессе.
Третье положение. На опыте И. Алтынсарина мы убеждаемся в значимости использования воспитательных возможностей, заложенных в учебных предметах. Это воспитание, органично вплетённое в канву учебных предметов. Каждый предмет что-то даёт, развивает какие-то качества.
Четвертое положение. Народный педагог призывал уважительно относиться к национальным традициям. Считаем важным их использование в нравственном, духов­ ном и трудовом воспитании учащихся.
Пятое положение. И. Алтынсарина отличает бережное и заботливое отношение к природе родного края, которую он воспевал в поэтических строках.
Шестое положение. Опыт успешной педагогической деятельности педагога - новатора позволяет видеть современного учителя вдохновенным, творчески настроенным и мобильным, проявляющим свою личностную индивидуальность и способность быть востребованным в современ ной школе.
И.Алтынсарин – это пример для всех педагогов, образец для подражания!
Категория: Великие педагоги | Добавил: РахимоваСания (2021-03-25) | Автор: Рахимова С.М.
Просмотров: 2633 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru