Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Особенности организации обучения в малокомплектной школе
Наша школа является малокомплектной как организация образования с малым контингентом обучающихся и совмещенными классами.
В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты.
Сочетание классов у нас определилось реальными условиями в школе, и, в первую очередь, числом учащихся в них. С 2009-2010 учебного года у нас начальные классы в школе совмещены в классы-комплекты , что повлияло на организацию учебно-воспитательного процесса.
Эффективность работы школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы.
Общими условиями являются:
– материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.);
– экономические ,
– санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.);
– экологические (прежде всего место расположения школы);
– отдаленность школы
– квалификация учителей;
– взаимодействие (с родителями, колледжами, ДПК).

Все эти условия задают те принципиальные возможности, которые определяют уровень работы школы, качество обучения и воспитания.
К частным условиям относятся:

– рациональное объединение классов в комплекты;
– правильное составление расписания уроков;
– выбор эффективных методов обучения, воспитания
– оптимизация содержания урока;
– правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы;
– формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания;
–диагностика уровня обученности и воспитанности школьников; психологическая диагностика
– разумное руководство разновозрастными объединениями детей;
– использование личностно-ориентированного обучения и воспитания.
При объединении учащихся в комплекты использован разновозрастный вариант : первый- третий; второй - четвертый;
Выбор этого варианта объясняют тем, что ученики старшего класса лучше подготовлены к выполнению самостоятельной работы, а с младшими детьми учитель больше может заниматься сам. В комплекте 1-3 в первом полугодии учитель больше внимания уделяет 1 классу. А когда первоклассники начнут читать, он переключается на 3 класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут работать самостоятельно – ведь они уже достаточно овладели общеучебными и специальными умениями.
Целесообразная организация учебного процесса в значительной мере зависит от расписания учебных занятий. В расписании у нас используется в комплекте однопредметное совмещение ( математика с математикой) , так учителю легче сосредоточиться, не приходится переключаться с одной области знаний в другую, появляется возможность предлагать учащимся общие задания на разном учебном материале , возможность организовать проведение фронтальной работы с разными классами на отдельных этапах урока, что в конечном итоге позволяет повысить продуктивность обучения . Но применять «чистое» однопредметное расписание нам не всегда удается : при изучении сложного материала, учитель корректирует расписание, возникают варианты смешанного расписания.
У нас малочисленные классы. Они имеют свои преимущества и недостатки.
Преимуществом является то, что в таких классах очень тесен контакт между учителями и учащимися. Это позволяет учителю легче найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. В маленьких классах гораздо реже возникают проблемы с дисциплиной, в таких классах легко создать условия для продуктивной учебной деятельности. Учащиеся постоянно находятся в поле зрения учителя ,не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание, учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, увеличивается время, выделяемое для устной работы, при проверке домашних заданий педагог чаще опрашивает всех учеников, что заставляет их более тщательно готовиться к каждому уроку, практически на каждом уроке всем выставляется оценка.
Школа с 49 учащимися напоминает большую семью. Педагог зачастую хорошо знает бытовые условия и отношения в семье, его склонности и увлечения, что определяет направление профилактической работы по предупреждению правонарушений.
Но вместе с тем, наша школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Малочисленность классов снижает соревновательность учащихся. Большая доля самостоятельной работы на уроках в классах -комплектах приводит к дефициту общения учащихся, а коллективные формы работы ( групповые, командные ), позволяющие компенсировать речевое развитие используется редко. Возникает проблема дефицита детского общения и развития монологической речи .
Каждый ученик в малочисленных классах, как уже было сказано, постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведёт к возрастанию эмоциональной нагрузки. И чем меньше учеников, тем жёстче контроль, что ведёт к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверх – контроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы.
В классе , где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым, развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.
Решая эту проблему педагогический коллектив школы работает по теме: «Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования». т.к Классы с малой наполняемость дают учителю возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика.
Цель методической работы:
Организация творческого применения педагогами традиционных и внедрение элементов инновационных технологий с целью совершенствования педагогического мастерства.
В школе по реализации данной темы работает 3 методических объединения. Учителя школы применяют разноуровневое обучение, игровые технологии, интерактивное обучение, берут темой самообразования- развитие коммуникативной компетенции на уроках, активизацию познавательной деятельности учащихся через разнообразие форм и методов .
Эффективны в малочисленной школе нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-соревнование.
Играя, дети включаются в деятельность, стимулированную естественной потребностью, ученик не ощущает себя объектом воздействия взрослого.
Без сомнения, методы и приемы обучения учащихся одного класса существенно отличаются от методов и приемов работы с группой учащихся объединенных классов. Одна из самых главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, работающие в таких классах, - отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению уроков в данных условиях, неразработанность УМК (учебники, дидактические етради, электронные учебные пособия, и тд). Приходится искать, пробовать, отбирать методы и приемы для работы в таких классах
Мы применяем следующие варианты организации занятий в классе-комплекте:
а) занятие одного из классов первым уроком вне комплекта;
б) однотемные уроки;
в) однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.
Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значитель ных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мас терства.
Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объеме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др. Основное отличие урока в данной школе следующее: класс разновозрастный, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Важное значение имеют навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка. Учитель должен распределить время так, чтобы полностью охватить предусмотренный программой . Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети ,и сильные и слабые, необходимо тщательно готовить задания . Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышает качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых годов обучения воспитывает у детей привычку не терять ни одной минуты
Дети должны овладеть следующими умениями:
1.сосредотачиваться на выполнении задания, не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса,
2.не слушать ответы учеников другого класса,
3.быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.
Слайд
Работа учителя с несколькими классами в малокомплектной школе имеет некоторые особенности:
1) учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;
2) внимание учителя распределяется между двумя классами;
3) при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят с другим классом;
4) учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе идет беседа, объяснение и т.п.;
– должен одновременно вести воспитательный процесс в двух классах;

5) в малокомплектной школе учитель должен ежедневно составлять планы и готовить учебные материалы для 8 или даже 12 уроков.

При проведении уроков в классе-комплекте можно встретиться различным сочетанием типов уроков. Например, в одном классе может быть обобщение новых знаний, а в другом - либо закрепление, либо проверка знаний. В обоих классах может быть урок одного типа, скажем, обобщения новых знаний. Наличие разных сочетаний требует от учителя более тщательной планировки урока.
Схематично план урока в малокомплектной школе можно представить таким образом - это план урока математики во 2-4классе-комплекте, который вы увидите сегодня:
слайд
2 класс 4 класс
Урок закрепления знаний Урок закрепления знаний
Ход урока
1.Работа с учителем - общие задания на разном учебном материале
Задания для самостоятельной работы по повторению знаний

самопроверка взаимопроверка
2. Работа с учителем
Выполняется задание по ранее изученному материалу 2. Самостоятельная работа
Выполняется задание по ранее изученному материалу
3. Самостоятельная работа
1) контроль знаний по карточкам
2) разноуровневые карточки 3.Работа с учителем
1)Работа по учебнику
2)Работа с геометрическим материалом
4. Работа с учителем
1) Решение задач с разбором
2) Решение сложных уравнений 4.Задание на дом
5.Задание на дом 5.Самостояельная работа
1)Решение задач различными способами
2) самопроверка
Итог урока

Структура уроков в классе-комплекте не отличается разнообразием. Практически все они строятся по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Конечно формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени.
Мы изучили динамику развития учебной мотивации учащихся нашей школы.
Учащимся была предложена анкета на основе методики Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебному процессу. В анкетировании приняли участие учащиеся с 2-9 класс.

Анализируя результаты исследования, следует сказать, что хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе свойственны более чем половине опрошенных. Наибольший показатель хорошей школьной мотивации среди учащихся 2, 3, 7 и 9 классов , наименьший - у младших подростков- 5 класс. Стоит отметить тот факт, что все учащиеся 2 класса и 9 выразили положительное отношение к школе, и ни один ученик из данных классов не выразил к ней негативное отношение. Рассматривая общий уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов отметим, что более половины учащихся (86%) в целом позитивно относятся к школе. Однако 18,6% школьников испытывают определенные трудности в учебной деятельности.
Внеурочная работа в школе строится с учетом особенностей возраста учащихся, совместных интересов и потребностей детей, традиций и особенностей школы . В воспитательных мероприятиях участвуют практически все ученики школы, объединяя их в общей деятельности в дружный коллектив и осуществляя преемственность воспитания.
Мы изучили влияние образовательного пространства малокомплектной школы на становление межличностных отношений учащихся, провели психологическую диагностику "Выявления степени удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе" т.к. одной из проблем маленьких школ было и остается формирование межличностных отношений в коллективе, вынужденном существовать в очень ограниченном пространстве и практически в одном составе на протяжении нескольких лет. Общение учеников между собой является интенсивным, круг общения небольшой , что может вызвать психологический дискомфорт, или же, наоборот, создает уютную «семейную» атмосферу
Оценка учениками социально-психологического климата в школе в основном положительная, большинство учащихся считают что они: помогают товарищам; могут отстоять свою точку зрения, добросовестно относятся к общему делу, к их мнению прислушиваются в классе (82,9%)
Большинство учащихся считает, что им легко в коллективе (81%), однако более половины не уверены, что их позиция принимается сверстниками (19,1%).
Как и прежде большинство школьников позитивно оценивают свои взаимоотношения в коллективе (63,8%), но по прежнему некоторая часть учащихся считает, что в классе есть ученики, которые мешают другим учиться (37,2%).

Вывод: В целом удовлетворенность учащихся межличностными отношениями устойчивая, положительно оцениваются позиция в школьном коллективе, взаимоотношения с товарищами в школе, прослеживается сплоченность и положительный психологический климат.
Наши учащиеся после окончания школы продолжают обучение в других школах города, вливаясь в другой коллектив, а также продолжают дальнейшее обучение в колледжах города.
Преодолевая трудности и используя положительные стороны мы решаем учебно-воспитательные задачи стоящие перед нашей школой
Категория: Школа, как она есть | Добавил: имм (2013-04-12)
Просмотров: 6535 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru