Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Наша школа является малокомплектной как организация образования с малым контингентом обучающихся и совмещенными классами. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Сочетание классов у нас определилось реальными условиями в школе, и, в первую очередь, числом учащихся в них. С 2009-2010 учебного года у нас начальные классы в школе совмещены в классы-комплекты , что повлияло на организацию учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы. Общими условиями являются: – материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.); – экономические , – санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.); – экологические (прежде всего место расположения школы); – отдаленность школы – квалификация учителей; – взаимодействие (с родителями, колледжами, ДПК). Все эти условия задают те принципиальные возможности, которые определяют уровень работы школы, качество обучения и воспитания. К частным условиям относятся: – рациональное объединение классов в комплекты; – правильное составление расписания уроков; – выбор эффективных методов обучения, воспитания – оптимизация содержания урока; – правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы; – формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания; –диагностика уровня обученности и воспитанности школьников; психологическая диагностика – разумное руководство разновозрастными объединениями детей; – использование личностно-ориентированного обучения и воспитания. При объединении учащихся в комплекты использован разновозрастный вариант : первый- третий; второй - четвертый; Выбор этого варианта объясняют тем, что ученики старшего класса лучше подготовлены к выполнению самостоятельной работы, а с младшими детьми учитель больше может заниматься сам. В комплекте 1-3 в первом полугодии учитель больше внимания уделяет 1 классу. А когда первоклассники начнут читать, он переключается на 3 класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут работать самостоятельно – ведь они уже достаточно овладели общеучебными и специальными умениями. Целесообразная организация учебного процесса в значительной мере зависит от расписания учебных занятий. В расписании у нас используется в комплекте однопредметное совмещение ( математика с математикой) , так учителю легче сосредоточиться, не приходится переключаться с одной области знаний в другую, появляется возможность предлагать учащимся общие задания на разном учебном материале , возможность организовать проведение фронтальной работы с разными классами на отдельных этапах урока, что в конечном итоге позволяет повысить продуктивность обучения . Но применять «чистое» однопредметное расписание нам не всегда удается : при изучении сложного материала, учитель корректирует расписание, возникают варианты смешанного расписания. У нас малочисленные классы. Они имеют свои преимущества и недостатки. Преимуществом является то, что в таких классах очень тесен контакт между учителями и учащимися. Это позволяет учителю легче найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. В маленьких классах гораздо реже возникают проблемы с дисциплиной, в таких классах легко создать условия для продуктивной учебной деятельности. Учащиеся постоянно находятся в поле зрения учителя ,не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание, учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, увеличивается время, выделяемое для устной работы, при проверке домашних заданий педагог чаще опрашивает всех учеников, что заставляет их более тщательно готовиться к каждому уроку, практически на каждом уроке всем выставляется оценка. Школа с 49 учащимися напоминает большую семью. Педагог зачастую хорошо знает бытовые условия и отношения в семье, его склонности и увлечения, что определяет направление профилактической работы по предупреждению правонарушений. Но вместе с тем, наша школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Малочисленность классов снижает соревновательность учащихся. Большая доля самостоятельной работы на уроках в классах -комплектах приводит к дефициту общения учащихся, а коллективные формы работы ( групповые, командные ), позволяющие компенсировать речевое развитие используется редко. Возникает проблема дефицита детского общения и развития монологической речи . Каждый ученик в малочисленных классах, как уже было сказано, постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведёт к возрастанию эмоциональной нагрузки. И чем меньше учеников, тем жёстче контроль, что ведёт к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверх – контроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы. В классе , где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым, развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету. Решая эту проблему педагогический коллектив школы работает по теме: «Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования». т.к Классы с малой наполняемость дают учителю возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Цель методической работы: Организация творческого применения педагогами традиционных и внедрение элементов инновационных технологий с целью совершенствования педагогического мастерства. В школе по реализации данной темы работает 3 методических объединения. Учителя школы применяют разноуровневое обучение, игровые технологии, интерактивное обучение, берут темой самообразования- развитие коммуникативной компетенции на уроках, активизацию познавательной деятельности учащихся через разнообразие форм и методов . Эффективны в малочисленной школе нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-соревнование. Играя, дети включаются в деятельность, стимулированную естественной потребностью, ученик не ощущает себя объектом воздействия взрослого. Без сомнения, методы и приемы обучения учащихся одного класса существенно отличаются от методов и приемов работы с группой учащихся объединенных классов. Одна из самых главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, работающие в таких классах, - отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению уроков в данных условиях, неразработанность УМК (учебники, дидактические етради, электронные учебные пособия, и тд). Приходится искать, пробовать, отбирать методы и приемы для работы в таких классах Мы применяем следующие варианты организации занятий в классе-комплекте: а) занятие одного из классов первым уроком вне комплекта; б) однотемные уроки; в) однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя. Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значитель ных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мас терства. Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объеме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др. Основное отличие урока в данной школе следующее: класс разновозрастный, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Важное значение имеют навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка. Учитель должен распределить время так, чтобы полностью охватить предусмотренный программой . Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети ,и сильные и слабые, необходимо тщательно готовить задания . Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышает качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых годов обучения воспитывает у детей привычку не терять ни одной минуты Дети должны овладеть следующими умениями: 1.сосредотачиваться на выполнении задания, не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса, 2.не слушать ответы учеников другого класса, 3.быстро перестраиваться при обращении учителя к ним. Слайд Работа учителя с несколькими классами в малокомплектной школе имеет некоторые особенности: 1) учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей; 2) внимание учителя распределяется между двумя классами; 3) при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят с другим классом; 4) учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе идет беседа, объяснение и т.п.; – должен одновременно вести воспитательный процесс в двух классах; 5) в малокомплектной школе учитель должен ежедневно составлять планы и готовить учебные материалы для 8 или даже 12 уроков. При проведении уроков в классе-комплекте можно встретиться различным сочетанием типов уроков. Например, в одном классе может быть обобщение новых знаний, а в другом - либо закрепление, либо проверка знаний. В обоих классах может быть урок одного типа, скажем, обобщения новых знаний. Наличие разных сочетаний требует от учителя более тщательной планировки урока. Схематично план урока в малокомплектной школе можно представить таким образом - это план урока математики во 2-4классе-комплекте, который вы увидите сегодня: слайд 2 класс 4 класс Урок закрепления знаний Урок закрепления знаний Ход урока 1.Работа с учителем - общие задания на разном учебном материале Задания для самостоятельной работы по повторению знаний самопроверка взаимопроверка 2. Работа с учителем Выполняется задание по ранее изученному материалу 2. Самостоятельная работа Выполняется задание по ранее изученному материалу 3. Самостоятельная работа 1) контроль знаний по карточкам 2) разноуровневые карточки 3.Работа с учителем 1)Работа по учебнику 2)Работа с геометрическим материалом 4. Работа с учителем 1) Решение задач с разбором 2) Решение сложных уравнений 4.Задание на дом 5.Задание на дом 5.Самостояельная работа 1)Решение задач различными способами 2) самопроверка Итог урока Структура уроков в классе-комплекте не отличается разнообразием. Практически все они строятся по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Конечно формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени. Мы изучили динамику развития учебной мотивации учащихся нашей школы. Учащимся была предложена анкета на основе методики Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебному процессу. В анкетировании приняли участие учащиеся с 2-9 класс. Анализируя результаты исследования, следует сказать, что хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе свойственны более чем половине опрошенных. Наибольший показатель хорошей школьной мотивации среди учащихся 2, 3, 7 и 9 классов , наименьший - у младших подростков- 5 класс. Стоит отметить тот факт, что все учащиеся 2 класса и 9 выразили положительное отношение к школе, и ни один ученик из данных классов не выразил к ней негативное отношение. Рассматривая общий уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов отметим, что более половины учащихся (86%) в целом позитивно относятся к школе. Однако 18,6% школьников испытывают определенные трудности в учебной деятельности. Внеурочная работа в школе строится с учетом особенностей возраста учащихся, совместных интересов и потребностей детей, традиций и особенностей школы . В воспитательных мероприятиях участвуют практически все ученики школы, объединяя их в общей деятельности в дружный коллектив и осуществляя преемственность воспитания. Мы изучили влияние образовательного пространства малокомплектной школы на становление межличностных отношений учащихся, провели психологическую диагностику "Выявления степени удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе" т.к. одной из проблем маленьких школ было и остается формирование межличностных отношений в коллективе, вынужденном существовать в очень ограниченном пространстве и практически в одном составе на протяжении нескольких лет. Общение учеников между собой является интенсивным, круг общения небольшой , что может вызвать психологический дискомфорт, или же, наоборот, создает уютную «семейную» атмосферу Оценка учениками социально-психологического климата в школе в основном положительная, большинство учащихся считают что они: помогают товарищам; могут отстоять свою точку зрения, добросовестно относятся к общему делу, к их мнению прислушиваются в классе (82,9%) Большинство учащихся считает, что им легко в коллективе (81%), однако более половины не уверены, что их позиция принимается сверстниками (19,1%). Как и прежде большинство школьников позитивно оценивают свои взаимоотношения в коллективе (63,8%), но по прежнему некоторая часть учащихся считает, что в классе есть ученики, которые мешают другим учиться (37,2%). Вывод: В целом удовлетворенность учащихся межличностными отношениями устойчивая, положительно оцениваются позиция в школьном коллективе, взаимоотношения с товарищами в школе, прослеживается сплоченность и положительный психологический климат. Наши учащиеся после окончания школы продолжают обучение в других школах города, вливаясь в другой коллектив, а также продолжают дальнейшее обучение в колледжах города. Преодолевая трудности и используя положительные стороны мы решаем учебно-воспитательные задачи стоящие перед нашей школой | |
Просмотров: 6535 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|