Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Обоснование и внедрение методик модуля «Новые подходы», «Диалоговое обучение» в серии последовательных уроков Выготский утверждал, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития (ЗБР) (РУ стр.144) В сложившемся методе преподавания, которым пользуются учителя, и при котором на вопрос учителя ученики дают короткие ответы или имеют немного прав для разговора, невозможно выявить знания и незнание учеников. Опираясь на теоретические материалы новых подходов в обучении нужно рационально использовать диалог в классе. Во-первых нужно понять, что это способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Дети раскрываются при использовании диалога в обучении. На основании утверждения Выготского, что «когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой» убедилась, что диалог является мощным инструментом обучения. Каковы же особенности диалогического обучения? • Организация речи через постановку вопросов в парной и групповой работе. • Создание атмосферы сотрудничества через вовлечение в диалог. Барнс утверждает «что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации». С этой целью организуется групповая работа, парная работа. Поэтому: 1. первоначально нужно решить вопрос рассадки учащихся по желанию, по симпатии, с учетом совместимости характера и способностей. 2. Ознакомить с правилами работы в группе, распределить совместным решением роли лидера, наблюдателя, секретаря и докладчика. 3. По составу сформировать группы и пары смешанного состава или одного уровня, чтобы реализовать дифференцированный подход в обучении. Правильное распределение ролей определит стиль диалога в группе, эффективность диалога и поможет незаметно раскрыться медленному ученику. Что нужно учитывать при организации ? В процессе работы желательно вести наблюдение за двумя или несколькими учениками. Примером влияния диалога на процесс обучения может служить высказывания медленного ученика. Так как главным барьером для него являются пробелы в знаниях. Как бороться с барьерами? Желательно проводить консультацию с отдельными учениками по соблюдению правил работы в группе: а) Уважай себя и других; б) Соблюдай правила работы в группе; в) Умей протянуть руку помощи; г) Выбери себе дело по душе; д) Работай над собой, не поддавайся вредному влиянию. На следующем этапе для реализации диалогового обучения провести работу по развитию речи на основе постановки вопросов в группах и парах. Какова цель данной работы? Дети совместно обучаются думать критично, творчески. Совместная беседа на основе сотрудничества приносит большую пользу: позволяет ученикам выражать свое мнение, ученики начинают понимать, что могут быть разные идеи и дается возможность использования их для своих целей. При анализе уроков поняла, что обычный стиль разговора в классе, когда я контролирую беседу, сама задаю важные вопросы и почти всегда повторяю ответы учащихся, что все это не может усилить понимание. Беседу лучше использовать не как односторонний процесс, а наоборот как взаимный процесс, при котором происходил бы « обмен мыслями», и ученики непринуждённо делились ими между собой. Использование типов бесед кумулятивной и исследовательской определяют успех учащихся при обучении: каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие, ученики терпимы по отношению к идеям других, стараются предлагать уместную информацию, спрашивают и задают друг другу вопросы, таким образом, стремятся достичь согласия и решения проблемы. При этом особое внимание уделяется постановке вопросов, что является инструментом для поддержания беседы, общения и их суждений. Особое внимание уделяется умению постановки вопросов и умению выдержать паузу при ответе на вопрос(Выдержать паузу примерно 7 секунд) .Используются два вида вопросов: Низкий вопрос направлен на запоминание. При этом оценка ответов по принципу правильно или неправильно. Высокий вопрос направлен на понимание. При этом оценка определяется через умение применять, расширять, оценивать, анализировать информацию. Которые определяют следующую структуру применения вопросов: 1) Потребность обучения 2) Цель вопроса 3) Тип и форма вопроса 4) Дифференциация вопросов (в соответствии с разными возможностям и разными учениками) 5) Различная техника постановки вопросов (побуждения, апробирование, переориентация) 6) Значение вопросов (развитие любознательности, развитие умения учится друг у друга, умение ценить идеи других, развитие креативного мышления, развитие критического мышления В руководстве написано, что « ученики не боятся «быть в тупике» для них – очередной повод что-то узнать». Поэтому желательно стоить серию уроков на постановке закрытых и открытых вопросов. Использовать консультацию для отработки техники постановки вопросов. Для медленных использовать подсказки типа: что …?, зачем..?, почему…? и т. д. Ученики быстро адаптируются и учатся свободно формулировать вопросы. Правильно построенный диалог через вопросы играет важную роль и при парной работе. Парная работа реализуется и при групповой работе. Диалог в парах с другой стороны построен по принципу консультирования друг друга. Когда сильный ученик оказывал помощь медленному или формируются пары одного уровня, где распределение силы между учениками оказывается равными. Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу. «Важно давать ученикам время отвечать и при возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят». Необходимо признавать ответ, но при этом совместно с детьми произвести корректировку, а также использовать ответы, вопросы и брать их за основу следующей беседы, дословно повторять ответ для усиления смысла, повторять часть ответа указывать на важность, перефразировать ответ для большей ясности, похвалить ответ, направить к поиску дальнейшей информации. Качество беседы определяется по следующим параметрам: продолжительность ответов на вопросы, количество добровольных ответов, частота вопросов, количество ответов и вопросов от медленных учеников, частота дискуссионных ответов, вопросов при взаимодействии «ученик-ученик». При планировании дальнейшей работы нужно обратить внимание на полный охват детей в ходе диалога. Определить проблему, над которой буду работать в перспективе: выработка стратегии, способствующей развитию навыков исследовательской работы. аПо утверждению Александера (2004,стр.48), беседа в обучении взаимный процесс и на этой основе продвигают обучение вперед. Беседа является главным инструментом развития речи. Данный процесс на уроках происходит в результате парной и групповой работы, когда ученики, работая, выдвигают свои идеи, и принимают ту, которая была наиболее правильной. И в процессе урока ученики сами ищут выходы на правильный ответ путем общения с партнерами по паре, группе, не дожидаясь готового ответа. Очевидно – без диалога в обучении не обойтись. С одной стороны, диалогизация учебного процесса становится характерной чертой процесса образования. С другой как бы хотелось, что бы это явление сохранилось в образовательном пространстве, а не было бы вытеснено компьютерным тестированием, интернет-экзаменами, дистанционным обучением и т.д. Живое слово, непосредственное общение, ответная реактивность, открытая эмоциональность, умелая коррекция течения беседы, познавательная мобильность, нацеленность на результат, а не только на процесс – это и делает диалог искусством, которым (пусть и в разной степени ) должен владеть каждый. Можно сделать вывод, диалоговое обучение это когда: • ученик учится отвечать на вопросы; • ученик учится задавать вопросы; • ученик учится вести диалог; • ученик учится выражать свои мысли; • ученик учится слушать; • формируются способности к обобщению, расширению кругозора, обогащению словарного запаса. Источник: http://Обоснование и внедрение методик модуля «Новые подходы», «Диалоговое обучение» в серии последовательных уроков | |
Просмотров: 6137 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|